Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Про уроки дефолта, «бум» IPO и долгосрочное планирование » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Про уроки дефолта, «бум» IPO и долгосрочное планирование

20 сентября 2025 Тинькофф Банк Донец Софья

В ней наша команда рассказывает про свой опыт и делится мнением по ситуации на рынке.

Сегодняшний герой — Софья Донец, главный экономист Т-Инвестиций

Специализация

  • Макроэкономика

Образование

  • МГУ им. Ломоносова, экономический факультет, 2009
  • Chartered Financial Analyst (CFA), 2012

Опыт

  • Банк России, Департамент операций на финансовых рынках и Департамент денежно-кредитной политики
  • Ренессанс Капитал, главный экономист по России и СНГ

Работа в Т-Банке

  • Присоединилась к команде в 2024 году. Должность — руководитель управления, главный экономист Т-Инвестиций

Увлечения и хобби

  • Музыка, путешествия с семьей, живопись

Какие сектора выиграли от пятничного решения Банка России по ставке?

На прошедшем заседании регулятор оказался жестче, чем от него ожидал рынок. Банк России хоть и снизил ставку, но осторожным шагом (на 100 б.п., до 17%), и на будущее не обнадежил.

Когда регулятор проявляет жесткость, очевидных бенефициаров в бизнесе у такого решения, пожалуй, нет – есть те, кто меньше пострадал. И это более устойчивые циклически сектора, ориентированные на внутренний спрос: широкая розница, здравоохранение (и другие направления потребительский сектора), а также финансовые организации с диверсифицированным бизнесом.

Конечно, учитывая высокие ставки и возможную задержку Банка России с дальнейшим снижением, мы особенно осторожно подходим к высоко закредитованным эмитентам.

Насколько устойчивы темпы снижения инфляции и что может привести к развороту тренда?

За последние месяцы инфляция замедлялась даже быстрее прогнозов. Под конец третьего квартала она составила около 8% г/г, хотя ранее достигала пиков выше 10%.

При этом рост цен за месяц с поправкой на сезонность (на него ориентируется Банк России) находится на уровне ниже 5% с апреля (за вычетом эффекта индексации регулируемых тарифов ЖКХ). Это результат торможения потребительского спроса. И мы предполагаем, что это тренд продолжится. Однако ключевой риск сейчас — возможное повышение НДС. Если налог вырастет на 2 п.п. к инфляции прибавится 1,5% на ближайшие полгода.

Насколько реалистично долгосрочное планирование в российской экономике сейчас?

В России сейчас даже один год кажется весьма длинным горизонтом для планирования. Многие бизнесы живут горизонтами в несколько месяцев, а на финансовом рынке ситуация меняется в течение нескольких недель.

Да и глобально сейчас мы переживаем период турбулентности. Рынки отыгрывают плохо предсказуемые политические решения, много говорят о тектонических сдвигах и в геополитике, и в технологиях.

Повышенная неопределенность — это данность. И мое (не универсальное) «лекарство» от нее: поддерживать хорошо диверсифицированный портфель, избегать резких движений по позиции, не брать избыточный риск. Ну и свою Стратегию мы пересматриваем раз в три месяца, чтобы реагировать на актуальные изменения.

За счет чего России удается поддерживать относительно низкий уровень госдолга?

В России осторожное отношение к госзаимствованиям — это неизменная стратегия последних двух с половиной десятилетий.

Тут, пожалуй, сказались и болезненные уроки дефолта 1998 года, и ограниченная емкость внутреннего рынка, и в целом достаточно высокие ставки обслуживания, и осторожность правительства на счет внешнего долга. Такая осторожность Минфина сослужила хорошую службу в последние годы.

Госдолг России остается одним из самых низких в мире (ниже 17% ВВП), дефицит бюджета — умеренный. При таких показателям бюджета трудно поставить под сомнение устойчивость госфинансов.

Впрочем, у всего есть свои издержки. Чтобы сохранять заимствования и дефицит низкими, правительство повышает налоги.

Как возможные налоговые изменения могут повлиять на стратегию инвесторов?

Любое повышение налогов имеет побочные эффекты, как минимум для отдельных секторов.

Так, в России за последние годы не раз пересматривались налоговые параметры для сырьевых отраслей. И это сказывается на рентабельности.

Тот же эффект у налога на прибыль. Его повышение в 2025 году до 20% снизило фундаментальные оценки акций публичных компаний на 5-9%. Сейчас на повестке дня — повышение НДС. И это тоже плохая новость для рынка: в результате вырастет прогноз по инфляции, а значит, и по ключевой ставке на ближайшие месяцы. При этом ухудшатся перспективы экономического роста на следующий год.

При какой ставке в России может случиться «бум» IPO?

Для IPO нужна не столько какая-то конкретная ставка, сколько уверенность в том, что ситуация будет меняться к лучшему. Поэтому с началом снижения ключевой ставки в этом году к осени активизировалась и повестка первичных размещений.

Конечно, если ставка вернется к уровням около 10%, это значительно поможет рынку — усилит интерес и компаний к выходу на рынок, и инвесторов к покупке акций. Но даже на непростом рынке при высоких ставках есть компании, готовые выходить на IPO. В том числе для развития бизнеса.

Какие инструменты на фондовом рынке тебе кажутся наиболее привлекательными сейчас?

Мы говорили, что 2025 год будет годом рублевых облигаций. И действительно, этот класс активов уже принес доходность выше 20% с начала года (в том числе по профильным фондам Т-Капитала: TOFZ, TBRU).

Год облигаций продолжается. После начала снижения ключевой ставки этот класс активов остается инструментом, который позволяет фиксировать исторически привлекательные доходности на средние сроки, которые уже исчезли из предложений по депозитам.

Впрочем, вернусь к приоритету диверсификации. В моем портфеле сохраняется значительная доля акций, это моя ставка на долгосрочный рост рынка. Не забываем и про квази-валютные инструменты. Мы ожидаем продолжения ослабления рубля до конца года, и замещающие облигации в этом ключе — интересный инструмент.

Как ты расширяешь знания в инвестициях и экономике в целом?

Нет какой-то одной волшебной книжки по макроэкономике, как нет и такой книжки по финансовому рынку. Это история, практика, реальные кейсы.

Чтобы следить за трендами, я больше всего полагаюсь на реальные данные: статистику по странам, корпоративную отчетность. А еще много интересного можно найти в историческом опыте других стран. Из последнего читала об экономиках Италии и ЮАР в XX веке. А вдохновение, идеи и обсуждение новостей для меня — Пульсе.