Вчера в Госдуму был внесён проект госбюджета на 2026 и плановый на 2027-2028 год (мы всегда двигаемся 3-летними интервалами). Все бюджетные показатели точно пока не известны
Так, расходы на следующий год прогнозируются на уровне44,1 трлн рублей, а доходы составят порядка 40,3 трлн рублей. Таким образом, дефицит должен сократиться с текущих 5,7 трлн до 3,8 трлн рублей.
Если сравнивать 2021 годом (первый год после ковида и последний перед стартом СВО), то доходы федерального бюджета выросли в 2,14 раз – с 18,8 до 40,3 трлн рублей, а расходы – в 2,05 раз – с 21,52 до 44,1 трлн рублей.
При этом расходы на безопасность и оборону в цифрах выросли с 5,56 до 16,89 трлн рублей, или с 4,81% до 7,63% от ВВП, или с 29,57% до 38,3% всех расходов.
В процентном отношении пика военные расходы достигли в 2024 году – 40,46% расходной части.
В бюджете заложены способы ликвидации дефицита. Напомню, что основных способов ликвидации дефицита всего 4 (помимо роста доходов и сокращения расходов):
1) Финансирование с помощью ФНБ – но кубышка и так сократилась за три года с 12,7 до 3,9 трлн рублей. В этом году кубышку не будут трогать – уже хорошо.
2) Девальвация рубля для наращивания экспортной выручки – а через это рост рублёвой налоговой базы. Сейчас опустить рубль довольно сложно, т.к. обороты импорта-экспорта на минимуме, валютных запасов тоже не сильно много для уверенных интервенций. К тому же сильным рубль делает межстрановой кэрри-трейд: это когда где-то за рубежом берут дешёвый кредит, скажем, в юанях под 3% годовых, и размещают в рублёвых активах под 15% годовых. Это создаёт спрос на рубль и не позволяет ему ослабевать. Единственный способ снизить эффективность кэрри-трейда – это снижение ключевой ставки.
3) Заимствования – внутренние или внешние. Но рынок внешних заимствований почти закрыт, т.к. нет достаточной ёмкости для покупателей (тот же Китай всё никак не откроется для массовых займов в юанях), а внутренний тоже ограничен. Объём заимствований вырос с 15,4 трлн рублей в 2021 году до текущих 26,8 трлн рублей и в принципе это уже предел (но в планах занять ещё около 2,3 трлн рублей до конца года). К тому же по займам нужно платить. И чем ниже ключ – тем дешевле обходится обслуживание долга. Снижение ключа на 1 п.п. ведёт к экономии около 260 млрд рублей – тоже идёт на пользу сокращения дефицита бюджета.
4) Повышение налогов. Тут уже набившее оскомину в новостной повестке повышение НДС с 20% до 22% и снижение порога применения УСН с 60 до 10 млн рублей в год. Дополнительно повышают налоги для IT, гемблинга, акцизы, утиль-сбор, ставка в 30% для иноагентов (ну вот последнее очень разумно, на мой взгляд)… А ведь в рукаве у правительства налог на сверхприбыль (windfall tax), которым так успешно пользовались в 2023 и 2024 годах, и которым по итогам 2025 года вполне могут обложить банки и прочие финорганизации.
Очевидно, что государство пока прибегает, главным образом, к последнему способу. В краткосрок это действительно влечёт повышение доходов государства (и срабатывает как проинфляционный фактор), но в долгосрок – снижает отдачу от бизнеса и работает как дезинфляционный фактор (да-да, за счёт убийства бизнеса).
К третьему способу прибегают остерегаются, т.к. долги надо отдавать, а при текущем ключе это ещё и очень дорого. Возможности первого способа (ФНБ) практически исчерпаны, а применять второй способ (девал) опасно, т.к. ситуация может выйти из-под контроля, да и много ресурсов нужно направить на это.
Вот и остаётся только повышение налоговой нагрузки. Налоги возвращать не нужно, инфляцию это прибьёт – чего ещё желать? (Это сарказм, если что).
‼️Хорошо одно: текущая конфигурация бюджета открывает простор к снижению ставки, т.к. более низкая ставка:
а) снизит расходы федерального бюджета на обслуживание долга
б) откроет путь к девальвации за счёт снижения эффекта от кэрри-трейда
в) позволит активизировать кредитование, а через это – рост экономики и налоговых поступлений
Короч, система сдержек и противовесов в действии. Теоретически должно работать, на практике – посмотрим. Очевидно одно: 2026 год будет по-прежнему сложный. Особенно, если СВО затянется.
Но будет чуть легче, чем в 2025 году, потому что начнёт действовать отложенный эффект от снижения ключевой ставки и, если у ЦБ и Правительства в итоге всё получится, то начнётся мягкий «перезапуск» экономики.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
