Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Демпфер сохранен до мая, а зимний дизель теперь без допакциза » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Демпфер сохранен до мая, а зимний дизель теперь без допакциза

13 октября 2025 Фридом Финанс

12 октября был опубликован указ президента РФ Владимира Путина о семимесячном моратории на обнуление топливного демпфера. С октября 2025 по май 2026 выплаты нефтяникам сохраняются даже при выходе оптовых цен за пороговые уровни.

Параллельно отменен дополнительный акциз при выпуске зимнего дизеля путем смешения на нефтебазах. На рынке дефицитные сигналы усилились из-за ремонтов НПЗ и запрета экспорта для части категорий, но решение снижает риск ценовых разрывов внутри страны.

Демпфер был введен как бюджетная компенсация при высоких экспортных нетбэках. Его задача сдерживать рост внутреннего опта и розницы. По Налоговому кодексу при отклонении средних оптовых цен свыше 10% по бензину и 20% по дизелю выплаты обнулялись.

Это уже случалось в сентябре 2023 и в августе 2025 по бензину. Механизм работал как амортизатор. Когда внешняя маржа росла, бюджет частично закрывал вилку, что удерживало биржевые цены и сглаживало сезонные пики.

Данный мораторий убирает главный триггер шоков. Нефтяные компании продолжат получать выплаты по демпферу во время ремонтов и ограничений на экспорт, что поможет удерживать поставки. Но разрыв между оптом и розницей может вырасти, цены на АЗС сдерживаются инфляцией, а биржевые цены меняются быстрее.

Отмена допакциза по зимнему ДТ прибавит предложение и сократит сезонную премию по дизелю, поэтому базовый сценарий на 1–2 года сейчас такой. Оптовые цены на топливо на бирже СПБМТСБ будут волатильны, но без экстремумов демпферного нуля. Розница прибавит в стоимости в пределах инфляции.

Оценка роста цен на АЗС 6–8% в год при стабильном курсе рубля и мировых цен на нефть. При этом может потребоваться допнастройка акцизов и расширение мер поддержки логистики и независимых АЗС.