Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
S&P «стабилизировало» российские банки Агентство верит, что пик роста проблемных кредитов в России пройден » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

S&P «стабилизировало» российские банки Агентство верит, что пик роста проблемных кредитов в России пройден

Рейтинговое агентство Stan­dard & Poor’s пересмотрело в сторону улучшения прогнозы по 14 российским финансовым организациям. В агентстве считают, что пик роста проблемных кредитов уже пройден. Их доля стабилизировалась на уровне 40%, правда, в ближайшие два года не стоит ждать возврата качества активов на докризисный уровень
2 апреля 2010 РБК Quote | РБК
Рейтинговое агентство Stan­dard & Poor’s пересмотрело в сторону улучшения прогнозы по 14 российским финансовым организациям. В агентстве считают, что пик роста проблемных кредитов уже пройден. Их доля стабилизировалась на уровне 40%, правда, в ближайшие два года не стоит ждать возврата качества активов на докризисный уровень.

Сегодня агентство Standard & Poor’s пересмотрело прогноз по долгосрочным кредитным рейтингам контрагента 14 российских финансовых организаций с «негативного» на «стабильный». Изменения в том числе коснулись банка «Петрокоммерц», ЮниКредит Банка и Росбанка. Кроме того, рейтинги по национальной шкале четырех из этих финансовых организаций были повышены на одну ступень: банк «Национальная факторинговая компания», ИК «Велес Капитал», Международный банк Санкт-Петербурга и Соцгорбанк (с ruBBB- до ruBBB).

«Рейтинговое действие отражает точку зрения Standard & Poor’s о постепенной стабилизации условий деятельности финансовых организаций в Российской Федерации, — заявила кредитный аналитик Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. — Мы считаем, что пик роста проблемных кредитов уже пройден, а ликвидность в секторе повысилась одновременно с улучшением перспектив рефинансирования». Директор центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев отмечает: «Мы сейчас по статистике наблюдаем практически нулевой рост «плохих» долгов. Весной банки могут показать их уменьшение».

Основной причиной снижения просроченной задолженности, по мнению г-на Моисеева, станет не решение основной проблемы, а вывод такой задолженности за балансы банков: «Практически все крупные банки создают специальные компании по управлению «плохими» долгами». Главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик также согласен с тем, что пик по просроченной задолженности пройден. По его мнению, со второго квартала начнется восстановление экономики и, соответственно, роста кредитования реального сектора, что приведет к сокращению просроченной задолженности.

В S&P особо отметили, что меры поддержки, принятые россий­скими властями за последние два года, позволили поддержать доверие клиентов. В результате объем средств физических лиц в банках в 2009 году вырос более чем на 25%, что является большим достижением для российского банковского сектора. Улучшение базы клиентских средств позволило уменьшить зависимость от финансирования, обеспечиваемого Банком России, и частично скомпенсировать чистый отток по погашению внешней задолженности (более 40 млрд долл. в 2009 году). Однако, по словам г-жи Трофимовой, позитивные изменения в российском банковском секторе в большинстве случаев носят циклический характер и обусловлены постепенным улучшением макроэкономической ситуации.

Аналитики агентства оговариваются, что показатели деятельности российских банков на выходе из кризиса в значительной степени подорваны вследствие давления со стороны проблемных кредитов. По их оценкам, на сегодняшний день доля проблемных кредитов (включая реструктурированные) в банковской системе России составляет почти 40%. При этом в S&P не ожидают существенного роста их доли, равно как и того, что в ближайшие два года качество активов вернется на докризисный уровень (до 2008 года). «Именно поэтому мы полагаем, что процесс восстановления будет долгим и болезненным и это станет причиной повышенной уязвимости российских банков к новым неблагоприятным воздействиям и негативно скажется на перспективах их роста по меньшей мере в ближайшие два года», — добавляет г-жа Трофимова.

Сергей Моисеев не согласен с оценкой агентства по уровню проблемных кредитов: «Общее мнение на рынке, что безнадежные долги составляют порядка 10—12% от портфеля плюс реструктурированные долги еще 10%». При этом, по его мнению, достаточно высокий уровень проблемной задолженности будет сохраняться в банках еще долго — вплоть до 2011 года, в связи с чем «банки не смогут оказать поддержку восстановлению российской экономики». Он ожидает довольно слабый рост активов банков в 2010 году: «По текущим расчетам годовой рост составляет ноль. Оценку роста в 10% я считаю оптимистичной».


ПОЛИНА СМОРОДСКАЯ