Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Перевод на паузе: какие действия банк может расценивать как подозрительные » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Перевод на паузе: какие действия банк может расценивать как подозрительные

Сегодня, 13:46 БКС Экспресс

Банк России в середине ноября утвердил обновленный перечень признаков мошеннических переводов — тех, которые совершаются без добровольного согласия клиента. Банки и кредитные организации начнут применять его с 1 января 2026 г. Признаки будут касаться не только безналичных переводов, но и операций с цифровым рублем.

В тексте расскажем, какие действия могут быть интерпретированы как мошеннические и что делать, если банк счел вашу операцию подозрительной и заблокировал ее.

Недобровольный перевод
Какие признаки операций, совершенных без согласия человека, выделяет ЦБ:

Совпадение информации о получателе средств с данными ЦБ о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.
Несоответствие характера операции — ее параметров, суммы, устройства, периодичности, времени и места проведения — тем действиям, которые обычно совершает клиент.
Полученная от операторов связи, владельцев мессенджеров и интернет-ресурсов информация о том, что за шесть и более часов до перевода средств они выявили нетипичные действия клиента. В частности, более частые или продолжительные, чем обычно перед банковскими операциями, переговоры, большое количество сообщений, СМС, в том числе от Госуслуг, кредитных организаций, новых абонентов и номеров.
Кроме того, операторы и владельцы веб-ресурсов могут предоставить информацию о вредоносном программном обеспечении на устройстве, с которого абонент осуществляет операцию. А также о нетипичных параметрах онлайн-сессии, смене номера телефона, к которому привязан онлайн-банкинг или личный кабинет Госуслуг, в течение 48 часов до совершения операции, замене сим-карты.
Запрос на внесение наличных на банковский счет клиента через банкомат с использованием токенизированной (цифровой) карты в течение 24 часов после трансграничного перевода на сумму свыше 100 тыс. руб.
Поступление более 200 тыс. руб. через СБП со счета другого банка менее чем за 24 часа до перевода лицу, которому ранее 6 месяцев не отправлялись переводы.

«Сейчас распространены случаи, когда злоумышленники убеждают человека перевести себе по СБП сбережения со своих счетов в других банках. Мошенникам легче похитить деньги, когда они на одном счете, тем более если злоумышленники получили к нему доступ. Поэтому крупные переводы самому себе по СБП мы планируем включить в обновленный перечень мошеннических признаков», — рассказал директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров.

Относительно операций с цифровым рублем регулятор выделяет совпадение данных получателя с информацией из базы ЦБ или с ранее квалифицированными мошенническими переводами на платформе цифрового рубля.

Наличные тоже под присмотром
Кроме того, подобные признаки действуют и при снятии наличных в банкоматах: нехарактерное для человека поведение при снятии денег, выросшая активность телефонных разговоров и сообщений, смена номера телефона для авторизации в интернет-банке.

Банк может решить, что клиент находится под влиянием злоумышленников, если снимает деньги в течение 24 часов после оформления кредита (займа) или увеличивает лимит на выдачу наличных, в том числе по кредитной карте, а также переводит на свой счет более 200 тыс. руб. по СБП со своего счета в другом банке либо досрочно закрывает вклад на аналогичную сумму.

Если операция соответствует хотя бы одному из критериев, банк немедленно сообщит об этом клиенту и на 48 часов введет временный лимит на выдачу наличных денег в банкомате — до 50 тыс. руб. в сутки. Снять более крупную сумму в этот период можно в отделении банка, поясняет регулятор.

Какие переводы могут выглядеть подозрительно
Банки, согласно рекомендациям ЦБ, также обращают внимание на счета клиентов, по которым проходит от 30 переводов в день. Учитываются все операции: и по списанию, и по зачислению денег. Кроме того, подозрительными могут расценить при совпадении двух и более признаков:

• большое число получателей — от 10 в сутки или от 50 в месяц • крупные суммы — от 100 тыс. руб. в сутки или от 1 млн руб. в месяц • менее минуты между поступлением и переводом денег. • транзитные счета — на которые деньги только приходят и сразу переводятся, а повседневные траты или регулярные расходы не осуществляются.

Период охлаждения
Операции с признаками мошенничества могут быть заблокированы на два дня, при этом банк должен проинформировать клиента о приостановке операции. За это время человек может отказаться от перевода средств.

Однако, если после двухдневной паузы клиент не откажется от перевода или совершит повторную операцию по тем же реквизитам и на ту же сумму, банк обязан ее исполнить. В таком случае человек теряет право на возмещение денег за перевод на счет злоумышленника.

Как рассчитывается период охлаждения?
Человек совершает перевод на сумму 10 тыс. руб. 28 октября в 18:00. Банк выявляет, что сведения о получателе денег находятся в базе данных ЦБ, и отказывает клиенту в переводе. В 20:00 того же дня клиент пытается совершить повторный перевод, банк вновь его отклоняет. В этом случае период охлаждения начинается в 20:00 28 октября, а заканчивается в 23:59 29 октября. Если же попытка совершить повторную операцию произошла в 01:00 29 октября, то период охлаждения завершится в 23:59 30 октября.

При этом если банк не проинформирует клиента или не приостановит операцию, то ответственность за мошенническую операцию будет лежать на финансовой организации.

Если банк заподозрил, что операция осуществляется без согласия человека, клиенту достаточно просто подтвердить ее, обратившись в финансовое учреждение в чате поддержки или по телефону горячей линии.

Если же перевод заморожен по подозрению в нарушении антиотмывочного законодательства и иных противоправных действиях, потребуется подтвердить легальность платежа — предоставить документы, подтверждающие источник денег.

Поэтому, если вам предстоит крупная трата или нестандартная для вас покупка, предварительно проконсультируйтесь с вашим банком. Переводы и траты осуществляйте с той карты, которой вы пользуетесь регулярно, по возможности указывайте назначение платежей.