Рекордная прибыль на фоне роста проблем.
Российский банковский сектор завершает 2025 год с парадоксальными результатами. Прибыль за уходящий год обещает быть не меньше рекорда прошлого года – около 3,5 трлн. рублей. Одновременно под внешней поверхностью благополучия накапливаются проблемы, о которых в последние месяцы начали все чаще говорить даже сами банкиры.
Годовая отчетность банков станет доступной еще нескоро. Но уже опубликованные данные позволяют вполне достоверно судить о достижениях и возможных проблемах сектора в уходящем году.
Одним из важнейших событий 2025 года на финансовом рынке стала траектория снижения ключевой ставки. Вопреки прогнозам большинства банкиров и экспертов, Центробанк в течение 2025 года снижал ключевую ставку чрезвычайно осторожно. Тем не менее, за 2025 год ставка снизилась с 21% до 16% годовых, что оказалось тоже весьма ощутимо как для банков, так и для их клиентов.
С траекторией ключевой ставки тесно связано объяснение волнующего многих россиян парадокса – как банкам удается сохранять высокую прибыль в столь сложных внешних условиях?
Действительно, банковский сектор показывает рентабельность капитала около 18%. Это уровень, о котором банки большинства стран могут только мечтать. Однако высокая прибыль следствие не только грамотного управления, но и аномально высоких ставок на финансовом рынке. При этом в течение всего 2025 года банкам удавалось снижать ставки по привлеченным средствам от населения и компаний быстрее, чем снижались ставки по выдаваемым банками кредитам. В результате маржа банковского сектора в целом за 9 месяцев 2025 года возросла с 4,2% до 4,6% годовых.
Но говоря о рекордной прибыли банковского сектора в целом, нельзя забывать, что распределена она между банками неоднородно. Средние и малые банки чаще других сталкиваются с проблемой фондирования. Они вынуждены конкурировать с крупнейшими банками в том числе более высокими ставками по вкладам, и не могут в отличие от своих коллег рассчитывать на помощь в увеличении капитала от государства.
Как правило, лучше всего чувствуют себя банки с госучастием, имеющие доступ к более дешевому фондированию. По итогам 2025 года государство вложило в госбанки более 560 млрд. рублей. Большая часть этих средств пришлась на субординированные депозиты, выделенные в рамках осуществления масштабных проектов Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку. Немалые средства были вложены государством и в капитал Газпромбанка, ПСБ и Россельхозбанка.
Объем средств компаний в банках возрос на 7% до 62 трлн. рублей. Рост был неравномерен в течение года, так как связан с поступлением выручки экспортерам, с оплатой госконтрактов, уплатой налогов и множеством других факторов.
Объем средств физлиц в банках возрос за 11 месяцев 2025 года на 10% до 63 трлн. рублей, в том числе объем средств на текущих счетах составил 17,5 трлн. рублей. А объем вкладов возрос на 10% до 45 трлн. рублей. Часть этого прироста, безусловно, составили выплаченные банками проценты по вкладам.
Конкуренция банков за вкладчиков становится более острой. С использованием Системы быстрых платежей вкладчик имеет возможность как никогда быстро переводить деньги в тот банк, условия по вкладам в котором более выгодные. Возможно, это стало одной из причин, по которым ставки по срочным вкладам все еще остаются привлекательными даже в крупных банках – до 15,6% годовых.
Высокие ставки на финансовом рынке в уходящем году не могли не отразиться на объемах кредитования. Однако за 11 месяцев 2025 года объем корпоративных кредитов возрос на 11% до 97 трлн. рублей. А общий объем требований банков к компаниям возрос до 103 трлн. рублей.
Причина понятна – компании нуждаются в оборотных средствах для продолжения бизнеса. Однако в течение всех 11 месяцев 2025 года прирост объема кредитного портфеля компаниям постепенно замедлялся с 22% годовых в 2024 году до примерно 10% в конце 2025 года. Причины этого тоже понятны – компании не спешат наращивать объемы бизнеса, предпочитая по возможности дождаться более низких ставок по кредитам. В выигрыше оказываются те компании, которые смогли получить доступ к льготному финансированию по одной из действующих госпрограмм.
Розничное кредитование подстраивается под высокие рыночные ставки и ужесточение требований банков к заемщикам. Объем выданных ипотечных кредитов возрос за 11 месяцев 2025 года на 6,5% до 23 трлн. рублей. Основная доля ипотеки – от 85% до 75% в разные периоды – выдавалась банками в рамках льготных госпрограмм. Наиболее востребованной остается по-прежнему программа семейной ипотеки. Однако постепенно растет объем выдач ипотеки по рыночным ставкам, которые все еще составляют около 20% годовых.
Рост наблюдался и в сегменте автокредитования. За 11 месяцев портфель автокредитов возрос на 16% до 3 трлн. рублей. Россияне спешили приобрести машины, в том числе – из-за планового повышения утилизационного сбора в конце года.
Портфель потребкредитов за 11 месяцев уменьшился на 5% до 13 трлн. рублей. В этом сегменте негативное влияние высоких ставок вместе с ужесточением Центробанком требований к резервированию кредитов с высоким риском оказались особенно заметны.
Одной из важнейших проблем в банковском секторе становится рост объемов плохих кредитов. Однако по официальным данным, дела пока обстоят относительно неплохо. Доля проблемных кредитов составляет в корпоративном портфеле 11,2% или 10,4 трлн. рублей. В рознице доля проблемных кредитов составляет 6,1% или 2,3 трлн. рублей.
Максимальная доля проблемных кредитов в сегменте потребкредитов – 12,9% от объема портфеля. Минимальная – в сегменте ипотеки – 1,7% от объема портфеля. Доля проблемных автокредитов – 4,2%.
В «Обзоре финансовой стабильности» от Центробанка говорится, что с трудностями в обслуживании долга могут столкнуться компании, на долю которых приходится 67% из 44 трлн. рублей корпоративных кредитов. В худшем положении вполне ожидаемо оказываются компании с высокой долговой нагрузкой, высокие ставки по кредитам лишь усугубили ранее возникшие проблемы в ведении бизнеса.
Банки активно работают с проблемной задолженностью. Часть проблемных кредитов банками была реструктурирована. По последним доступным данным за январь 2024 года – сентябрь 2025 года частными лицами было подано в банки 8,7 млн. заявлений на реструктуризацию полученных ссуд. Причем за 3 квартал 2025 года рост числа заявок составил 9% по сравнению со 2 кварталом. Из 8,7 млн. заявок банки одобрили всего 2,3 млн. на общую сумму 1,5 трлн. рублей.
Предприятия МСБ подали за январь 2024 года – сентябрь 2025 года 370 тыс. заявок на реструктуризацию кредитов, из которых банки удовлетворили 131 тыс. на общую сумму 1,3 трлн. рублей. Корпоративным заемщикам банки с февраля 2022 года по сентябрь 2025 года реструктурировали кредиты на общую сумму 17,3 трлн. рублей, что составляет 21% от совокупного корпоративного кредитного портфеля.
То, какой объем проблемных долгов может быть выявлен в банке после тщательного внешнего аудита, говорит нам недавняя отчетность Московского кредитного банка (МКБ). Согласно отчету по МСФО за 3 квартал 2025 года, МКБ показал чистый процентный убыток в 127 млрд. рублей. Такой результат получен из-за создания банком резервов по проблемным кредитам в сумме 199 млрд. рублей. А объем просроченных кредитов согласно отчетности банка по МСФО с начала года вырос в 8 раз, до 668 млрд. рублей. Доля этих кредитов в кредитном проблеме достигла 28%. Вполне возможно, что на создание рекордного объема резервов повлияли два важных события – окончание проверки работы банка Центробанком и смена в банке команды топ-менеджеров.
Доля проблемных кредитов в 28% от всего объема кредитного портфеля невольно заставляет задуматься – ситуация в МКБ – исключение из правил или в других банках доля проблемных активов тоже может оказаться со временем выше, чем они указывают сегодня в своей отчетности. Впрочем, российские банки имеют большой опыт работы с проблемными кредитами, и сейчас этот опыт активно используют.
В 2025 году банки продолжали активно развивать финтех сервисы. Массовое внедрение цифрового рубля было перенесено на следующий год. Однако в секторе появились немало менее крупных, но полезных клиентам банков инноваций. Продолжалось развитие национальных платежных решений, внедрение искусственного интеллекта, развитие экосистем, замещение иностранного программного обеспечения отечественными разработками. Кроме того, банки методично улучшали работу давно привычных для россиян финтех сервисов.
В уходящем году с особой остротой встала проблема выбора банками баланса между безопасностью денег клиентов и удобством и скоростью прохождения платежей. Во многих случаях неосторожность и излишнюю доверчивость проявляют сами жертвы обмана. Но и методы мошенников становятся все изощреннее, и противостоять многократно обкатанным схемам обмана неподготовленному человеку бывает непросто.
В этих условиях банки выполняют и даже иногда перевыполняют весьма жесткие требования Центробанка по проверке всех платежей своих клиентов. Все чаще это приводит к задержке платежей, которые клиент проводит осознанно, а вовсе не находясь под воздействием мошенников.
Как видим, в банковском секторе накапливаются довольно серьезные проблемы, продолжать решение которых банкирам придется в наступающем 2026 году. И при негативном развитии событий некоторым банкам придется или уйти с рынка, или перейти под контроль своих более успешных коллег. А клиентам банков стоит готовиться к более тщательному анализу своей финансовой состоятельности при кредитовании и к медленному росту комиссий за банковские услуги. И, конечно, клиентам банков в 2026 году стоит относиться к выбору банка для обслуживания и хранения денег особенно внимательно.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
