24 апреля 2010
Традиционные военные угрозы Америке во многом исчезли. Больше нет Советского Союза и Варшавского Пакта, маоистский Китай уже стал давней историей, и Вашингтон имеет в союзниках, в сущности, каждое промышленно-развитое государство. Как превосходно заметил Колин Пауэлл, будучи начальников Объединенных Штабов: "У меня заканчиваются враги... Я скатился до Ким Ир Сена и Кастро". Однако, США продолжают действовать как мировая 911.
К несчастью, сверхактивная внешняя политика требует больших вооружённых сил. На счету Америки почти половина мировых военных расходов. В реальности Вашингтон тратит сегодня на "оборону" больше, чем во время Холодной Войны, Корейской Войны и Вьетнамской Войны.
Военные расходы США по любым меркам – чрезвычайны. Мои коллеги из Института Катона Крис Пребл и Чарльз Закайб недавно сравнили американские и европейские затраты. Расходы США имеют тенденцию роста и сейчас достигли 5% ВВП. И наоборот, европейские расходы постоянно снижаются в процентах ВВП, в среднем до уровня менее 2%.
Различие становится ещё более очевидным при сравнении доли военных расходов в ВВП на душу населения. Большинство европейских государств находятся на уровне ниже 1000 долларов. Если добавить расходы на оборону вне Пентагона – на внутреннюю безопасность, на проблемы ветеранов и департамент энергии (ядерное оружие) – урожай американских военных расходов достигнет 835,1 миллиарда долларов в 2008, что составляет 5,9 процента ВВП и 2700 долларов на душу населения.
Макс Бут из Совета по Внешним Связям тревожится, что увеличение финансовых обязательств (забудьте о нереалистичных сметах по снижению дефицита) в результате проведения законопроекта о здравоохранении будет препятствовать сохранению таких сверхвысоких трат в будущем, угрожая таким образом американскому "положению в мире". Он спрашивает: кто будет "обеспечивать безопасность морских путей, останавливать распространение оружия массового поражения, воинствующий терроризм, ответ на геноцид и другие бессовестные нарушения прав человека, кто удержит страны-изгои от агрессии?"
Конечно, никто сегодня не угрожает закрыть морские пути. Вашингтон обнаружил, что сложно остановить распространение ядерного оружия, не начиная войну, хотя разнородные военные интервенции США создают мощный стимул в стремлении государств к обладанию ядерным оружием. Вооружённые дивизии и транспортные группы не пригодны для противодействия террористам. Ирак показал, как жестокость войны часто менее гуманна, чем опустошение диктаторами. И существует масса других государств, способных остановить страны-изгои.
США не стоит пытаться делать всё, даже если бы они могли себе это позволить. Но они не могут. Когда дело доходит до федерального Казначейства, там пусто. Если бы Дядя Сэм был реальным персонажем, он бы объявил себя банкротом.
Нынешний национальный долг составляет 12,7 триллиона долларов. Бюджетное Управление Конгресса указывает, что нынешняя политика – нереалистичным образом допуская отсутствие нового увеличения расходов – вздует дефицит до 10 триллионов долларов за грядущее десятилетие. Но большие расходы – и намного большие – уже в пути.
Фанни Мэй и Фредди Мак остаются активны, как всегда, гарантируя 5,4 триллиона по страховым премиям, при этом увеличивая дополнительные расходы. Портфель Федеральной Жилищной Администрации – страховые обязательства продолжают расти вместе с невыполнением их. Оценка Джинни Мэй, которая выпустила гарантированные, надёжно обеспеченные закладные, подпрыгнула до небес. ФКС (федеральная корпорация страхования банковских вкладов) отозвала регистрацию 140 банков в прошлом году и понижает выплаты. В прошлом году корпорация – гарант пенсионного обеспечения показала, что её финансы скатились до дефицита в 34 миллиарда долларов. Федеральные пенсионные испытывают недофинансирование в 1 триллион. Государственным и местным финансов не хватает 3 триллионов.
Расходы на иракскую войну будут оставаться на десятилетия после вывода войск, а поскольку правительство заботится о серьёзно пострадавшем военном персонале; полные затраты достигнут 2 триллионов или превысят эту цифру. Продолжение и расширение войны в Афганистане ещё более раздует федеральные расходы.
Хуже всего то, что в прошлом году комбинированные невыполненные обязательства по Социальному Страхованию/Здравоохранению оценивались в 107 триллионов долларов. На социальные обязательства, которые, как первоначально ожидалось, станут отрицательными в 2016, потратят больше, чем привлекут в этом году, а "трастовые фонды" представляют собой бухгалтерскую фикцию. Medicaid, совместная федерально-государственная программа, также нарушает бюджеты. При нынешнем темпе роста Оценка Стоимостной Оптимизации говорит, что к 2050 эти три программы будут потреблять весь федеральный бюджет.
Чистые обязательства Дяди Сэма превосходят чистую американскую стоимость. А отношение долг/ВВП будет продолжать расти, и может в конце концов достигнуть уровня Второй Мировой Войны. Ожидается, что к 2020 году нетто-процент увеличится в 4 раза, до 840 миллиардов ежегодно.
Глава Федеральной Резервной системы Бен Бернанке говорит: "Это не похоже на то, что было десять лет назад. Это постоянное воздействие на рынки". В марте в записке Казначейство потребовало поднять на 3,5 процента выше, чем для Warren Buffetts Berkshire Hathaway.
Moodys недавно угрожало понизить федеральный долг: "Хотя правительство пользуется ААА из-за необычного уровня гибкости бухгалтерского баланса, но гибкость не бесконечна". В 2008 Том Леммон из Moodys предупреждал: "основной кредитный рейтинг правительства США стоит перед риском снижения в следующие десять лет, если не будет найдено решение по нефинансируемым растущим обязательствам Medicare и Социального Страхования".
И это всё – не учитывая ни доллара увеличенных федеральных расходов из-за федерализации американской медицины.
США стоят перед лицом финансового кризиса. Если бы ставкой было выживание Америки, чрезвычайные военные расходы были бы оправданы. Но не для того, чтобы защищать другие государства, особенно – благополучные и густонаселённые страны, отлично способные сами себя защитить. Бут предупреждает: "будет всё более сложно быть государством-мировым полицейским и няней одновременно". Америке не стоит быть ни тем, ни другим.
Проблема не только в деньгах. Конституция предусматривает ограничение правительства, в центре его внимания должна быть защита американцев, а не трансформация всего мира. Более того, если Вашингтон продолжит вести себя, подобно мировому полицейскому, друзья и союзники Америки никогда не будут иметь стимулов, чтобы делать больше.
США будут мировой державой десятки лет. Но они не могут позволить себе действовать как единственная держава. Америка должна начать процесс превращения в нормальную страну с нормальной внешней политикой.
Дуг Бандоу – старший научный сотрудник Института Катона. Бывший специальный помощник президента Рейгана, автор нескольких книг, в том числе "Глупости внешней политики: Американская новая мировая империя" (Xulon), и коллега Роберта А. Тафта в Американском Консервативном Оборонном Альянсе
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
