«Если Греция рухнет, европейцы вернутся к национальным валютам» » Элитный трейдер
Элитный трейдер

«Если Греция рухнет, европейцы вернутся к национальным валютам»

Интервью с управляющим компанией DWS Клаусом Кальдеморгеном
29 апреля 2010 РБК
Интервью с управляющим компанией DWS Клаусом Кальдеморгеном

Как только Standard & Poor’s снизило кредитный рейтинг Греции на три ступени, до уровня до BB+, среди инвесторов началась паника. Многие опасаются, что волна финансовых проблем может прокатиться по всей Европе. Глава немецкого подразделения управляющей компании DWS КЛАУС КАЛЬДЕМОРГЕН в интервью Handelsblatt делится своим мнением о финансовых неурядицах стран ЕС, о будущем рынков облигаций и акций, а также о перспективах ключевых мировых валют.

— Г-н Кальдеморген, почему курс евро ушел ниже 1,33 за доллар?

— Можно сказать, что из-за Греции. Но Греция не главная проблема. Трагичность ситуации в том, что государства, которые спасали экономику, снова скатываются в кризис. Почему? Это результат прямых финансовых вливаний из госказны и щедрых программ оживления спроса, которые оказались для них слишком большим финансовым бременем.

Греция только вершина айсберга. Другим государствам по мере изменения их финансового положения еще предстоит встретиться с трудностями. Достаточно беглого взгляда на взрывной рост доходности гособлигаций.

— Значит, сейчас мы движемся вниз по спирали?

— Раздувшиеся государственные долги — тормоз будущего подъема экономики. Растущая нагрузка по обслуживанию долга снижает возможности правительства для маневра и лишает экономику спроса. Для того чтобы выбраться из долгового болота, государствам, как воздух, нужен экономический рост. Однако, проводя мероприятия по регулированию государственной задолженности, они добиваются как раз обратного эффекта, ослабляют экономику. Мы столкнемся с тем же самым и в Германии, это только вопрос времени.

— Ну и сколько же нам осталось, прежде чем наступят настоящие неприятности?

— Сначала инвесторы поиграют на разнице процентов, как это происходит сейчас с Грецией и другими странами еврозоны. Возможно, что через год дойдет очередь и до Германии: начнется рост доходности и немецких облигаций. Не случайно бывший министр финансов Пеер Штайнбрюк недавно заявил, что он больше не собирается покупать государственные облигации Германии. Вы только подумайте: это говорит человек, который еще несколько месяцев назад нес ответственность за финансы нашей страны.

— Какую же валюту вы считаете самой хорошей, а какую — самой плохой?

— Образно говоря, сегодня на валютном рынке беда соревнуется с несчастьем. Выбирая между евро, долларом и иеной, невозможно сказать, кто из них лучше, — они все плохие. Полагаю, что следующей мишенью станет иена. Дела в Японии идут намного хуже, чем в Греции. В целом же можно констатировать, что в опасности находятся все валюты индустриально развитых государств, так как экономический рост переместился в развивающиеся страны.

— Евро падает, а ведь еще несколько месяцев назад за него давали 1,60 долл.

— Валютные рынки заняты сейчас в основном проблемами еврозоны, но когда они отойдут на второй план, все внимание снова будет обращено на проблемы США: ипотечный рынок, незавидное финансовое положение Калифорнии, бюджетный и торговый дефициты. Измениться тренд может очень быстро. Между прочим, в связи с этим объясним и рост интереса к золоту. Во время кризиса инвесторы ищут надежную гавань, не связанную с основными мировыми валютами.

— Ну а что вы скажете о Греции? Она действительно на грани дефолта?

— С чисто экономической точки зрения эта страна уже преодолела черту, за которой ей самостоятельно не выбраться из долговой ямы. Вообще-то Греции надо было бы провести реструктуризацию и сократить свои долги на 30—40%. Но с политической точки зрения дефолт — это не решение. Допустить распад валютного союза ЕС не может. Если Греция рухнет, европейцы вернутся к национальным валютам, а сама Европа потеряет свой вес на мировой арене.

— Упомянутый вами г-н Штайнбрюк не собирается больше покупать немецкие государственные облигации, а вы купили бы греческие с доходностью 9%?

— При соответствующей готовности рисковать краткосрочные греческие облигации представляют интерес. Во всяком случае, они более интересны, чем бонды других государств — кандидатов на дефолт. Момент истины наступит, когда в центре внимания окажется Испания. Испанцы еще даже не начинали сокращать свои расходы, хотя имеют большой бюджетный дефицит и очень слабый рынок недвижимости. Следующая волна спекуляций вполне может быть направлена против Испании. И это будет по-настоящему большой проблемой, для решения которой запаса солидарности в Евросоюзе может уже не хватить.

— Получается, что в свете таких перспектив о повышении своих «нулевых» учетных ставок центробанкам нечего и думать?

— Низкий уровень учетных ставок сохранится еще долго. В конце концов, не могут же центробанки подставлять ножку политикам. Высокие проценты просто задушили бы экономику, сильнее обострив проблему долгов. Все это, конечно, очень выгодно для рынка акций. Ну куда еще нести инвестору деньги? Доход от наличности равен нулю, а гособлигации грозят убытками.

— В какой мере гособлигации вообще сохраняют сейчас свою привлекательность?

— Судя по динамике сводного индекса MSCI-World, за минувшее десятилетие акции потеряли в цене 27%, а прибыль на облигациях составила примерно 35%. Сейчас вектор меняется. Акции набирают вес, гособлигации же кажутся мне непривлекательными, даже корпоративные долги выглядят интереснее. Неслучайно доходность облигаций испанской Telefonica сегодня ниже доходности гособлигаций Испании. Хорошие концерны из «слабых» стран могут рефинансироваться легче, чем соответствующие государства.

— Так что же вы считаете наиболее привлекательным?

— Сравнение дивидендов по акциям с доходностью облигациям явно говорит в пользу акций. Сейчас акция Deutsche Telekom приносит 7,5% дохода, а его облигация — всего 3,5%. В других компаниях картина точно такая же. Довольно часто дивидендная доходность значительно выше доходности гособлигаций. В периоды низких учетных ставок инвесторов привлекают дивиденды, особенно если их платят из года в год. В Deutsche Telekom эту тенденцию уже уловили и пообещали инвесторам стабильные дивиденды на ближайшие два года.

(Перевод Александра Полоцкого)


Клаус Кальдеморген родился в 1953 году в Эссене (ФРГ), экономист по образованию. С 1982 года работает в DWS: начинал аналитиком по облигациям, затем занялся акциями, стал фондовым менеджером. С 1991 года он один из менеджеров подразделения акций, а с 2002 года осуществляет его общее руководство. В 2008 году Клаус Кальдеморген возглавил DWS Deutschland, а в рамках направления управления инвестициями Deutsche Bank курирует стратегию работы с акциями. Входящая в структуру Deutsche Bank управляющая компания DWS является одной из наиболее крупных в Германии. В ФРГ объем находящегося под ее управлением капитала составляет 141 млрд евро, а за рубежом — 272 млрд евро

http://top.rbc.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter