Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Уильям Песек, Полезные советы азиатским евроэнтузиастам » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Уильям Песек, Полезные советы азиатским евроэнтузиастам

Забавно видеть, как о главной идее азиатской интеграции – введении единой валюты – внезапно перестали говорить
30 апреля 2010 Архив
Забавно видеть, как о главной идее азиатской интеграции – введении единой валюты – внезапно перестали говорить.

Вспомните премьер-министра Японии Юкио Хатояму, который возглавил правительство Японии в августе, обещая среди прочего создать азиатский аналог евро. Его усилия возродили давние мечты о тесной региональной кооперации, стабильности и мире в европейском стиле.

Теперь попытайтесь найти хотя бы одного чиновника в Токио, который продвигал бы эту идею. Репутация правительства Хатоямы была подмочена скандалами, последний из которых разгорелся из-за обвинений второго человека в его партии, Ичиро Озавы, в нецелевом использовании средств, выделенных на избирательную кампанию.

Мысли остальных азиатских лидеров тоже сосредоточились на национальных трудностях. Злободневных проблем хватает с избытком – начиная со сворачивания программ стимулирования экономики, введенных два года назад, и сдерживания инфляции, которая угрожает жизненным стандартам. Политические страсти накалились в азиатских столицах от Бангкока до Пекина.

Тем не менее история докажет, что мечта Азии о единой валюте разбилась о греческий кризис. Если азиаты все-таки надумают создать у себя подобие еврозоны, им следует извлечь четыре урока из хаоса, воцарившегося в Европе.

Урок первый: остерегайтесь своих желаний. Азиатские власти уже давно смотрят на Европу сквозь розовые очки, мечтая о единой экономике. Один центральный банк, одна валюта, открытые границы, честная и свободная торговля, и куда ни кинешь взгляд, повсюду царит мир и процветание. Так можно было помечтать еще несколько месяцев назад. Увы, с тех пор от европейской фантасмагории не осталось и следа.

Неудачи прототипа

Кризис, разразившийся в Греции, экономика которой меньше иранской, пустил азиатский прототип под откос. Снижение кредитного рейтинга Греции агентством S&P до «мусорного» уровня стремительно повысил стоимость займов для правительств Италии, Португалии и Ирландии. Долги Испании, чья экономика превышает канадскую, также нервируют участников рынка.

Валютный союз отнюдь не решает экономических проблем, таких как хронический дефицит бюджета, низкий уровень налоговый поступлений, раздутые пенсии или закостенелый рынок труда. Напротив, он может усугубить их. Если бы Греция была свободной страной, она могла бы девальвировать свою валюту и частично улучшить ситуацию благодаря дефляции. Вызовы, стоящие перед Азией, намного масштабнее, чем в Европе, и поэтому данному региону необходима максимальная гибкость, чтобы реагировать на любые возможные шоки.

Урок второй: подозрительные партнеры не должны скидываться в общий котел. Введению евро в 1999 году предшествовали тридцать лет планирования, переговоров и изнурительной работы. Еврозона создавалсь в условиях относительного доверия, наступившего после Второй мировой войны, когда Западная Европа пыталась сохранить мир и распространить благополучие. Политическая воля преодолела экономические трудности, которые постоянно возникали на пути к интеграции.

Дефицит доверия

В Азии подобного доверия между соседями нет и в помине. Три ведущие экономики региона – Китай, Япония и Южная Корея – имеют натянутые отношения. Их чиновники, судя по всему, никак не могут договориться, следует ли приглашать в свой клуб Индию, третью по величине экономику Азии.

Не приходится говорить и схожести экономических показателей. Посмотрите на Ассоциацию Южно-Азиатских стран (АСЕАН), в которую входят 10 стран. Уровень жизни и стили правления членов этой организации даже близко не соответствуют друг другу. В АСЕАН есть богатый Сингапур, уровень доходов на душу населения там составляет $34,76 тыс., и есть откровенно бедная Мьянма. Доходы населения в этой стране настолько мизерные, что Всемирный банк даже не публикует их.

Как сказал мне вчера Билл Хабард, главный экономист MIG Bank SA, Лондон, «если с этим возникают проблемы в Европе, то Азии нечего даже думать о единой валюте».

Не тот размер

Урок третий: один размер никогда не подходит всем. Единое учреждение, определяющее учетную ставку на территории всего валютного союза, может обернуться катастрофой. Трения быстро превращаются в конфликт, когда одна экономика, такая как Германия, нуждается в снижении процентных ставок, в то время как другой, скажем Ирландии, необходимо ограничить рост кредитования. Другой проблемой являются различия в фискальной политике.

В Европе есть валютный союз, но есть необходимость также и в фискальном союзе. Мандата ЕЦБ попросту не хватает. Если Азия возобновит процесс унификации монетарной политики, ей необходимо предпринять аналогичные усилия в сфере госрасходов. Для этого потребуется создать централизованную систему контроля за фискальной политикой.

Это подразумевает высокий уровень статистической честности и существенную потерю экономической независимости. Азиатские страны могут быть не готовы к таким жертвам. Как только стало известно, что Греция фальсифицирует данные по бюджету при помощи Goldman Sachs Group Inc., инвесторы начали интересоваться другими «слабыми звеньями». Азиатские инвесторы будут реагировать на подобные выходки гораздо болезненнее, чем европейцы.

Урок четвертый: начинать надо сначала. Азиатский аналог евро должен соответствовать экономическим реалиям, а не навязываться вопреки ним.

Однако политический аспект, несомненно, будет играть важную роль. В Азии отсутствует структура, подобная Евросоюзу, которая стимулировала бы интеграционные процессы. Хорошо известно, что политике АСЕАН не хватает устойчивости, а Организация тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в которую входит 21 государство, и вовсе «говорильня».

Экономические реалии

Есть еще одно соображение: прежде чем подписать Азиатско-Маастрихтский договор, необходимо создать зону свободной торговли. Да, я знаю, что Азия работает над этим. Но как бывает при заключении всех торговых соглашений, они стараются выторговать себе отрасли, в которых контроль будет более либеральным. В Азии сельское хозяйство и текстильная промышленность всегда были болезненной проблемой.

Как предполагают азиатские «евроэнтузиасты», в азиатский валютный союз могут войти 16 стран. Ослабление барьеров между ними станет впечатляющим шагом. Так что начните с этого, и тогда к более грандиозным планам инвесторы отнесутся более серьезно.

Однако, учитывая трудности Европы, встает вопрос: а стоит ли Азии связываться с этой идеей? Кризис Греции показал, что, возможно, не стоит и, уже конечно, точно не стоит до конца моей жизни.

Bloomberg.com

Перевод Стеганцева Александра