В России тесно » Элитный трейдер
Элитный трейдер


В России тесно

Неуемные амбиции уже достаточно давно завели «Газпром» далеко за пределы Российской Федерации. Концерн принялся усердно разведывать месторождения газа, главным образом – в странах «третьего мира»
13 июля 2010 Инвесткафе | Архив Соснова Анастасия
Неуемные амбиции уже достаточно давно завели «Газпром» далеко за пределы Российской Федерации. Концерн принялся усердно разведывать месторождения газа, главным образом – в странах «третьего мира». На сайте компании с гордостью повествуется об интересных проектах на шельфах Индии, Вьетнама, Венесуэлы, Ливии и Алжира. На самом деле, проектов куда больше – так, в конце 2009 года «дочка» «Газпрома», «Газпром нефть» выиграла тендер на разработку в Ираке месторождения Бадра с запасами более 2 млрд баррелей нефти. И, согласно годовому отчету группы, она увеличила финансирование своих зарубежных проектов более чем в полтора раза – с 9 млрд рублей в 2008 году до 16 млрд в 2009-м. Но вот незадача: те проекты, которые считались наиболее перспективными, похоже, оказались «пустышками».

Зарубежные проекты «Газпрома»

В России тесно

Источник: ОАО «Газпром»

Проекты в Индии

Так, «Газпром» после десятилетия работы вхолостую высказал намерение сдать лицензию на разработку блока №26 в Бенгальском заливе, запасы которого оценивались в 375 млн тонн условного топлива. Интересно, кстати, что российский концерн продолжал невозмутимо работать на шельфе даже после того, как ведущая газотранспортная и газораспределительная индийская госкомпания — «Газовое управление Индии» (GAIL) в 2007 году вышла из проекта.

Проекты в Венесуэле

Счастью не было предела, когда «Газпром» заполучил лицензии на разработку блоков «Урумако-1» и «Урумако-2» в венесуэльском проекте «Рафаэль Урданета» в сентябре 2005 года. Прогнозные запасы обоих блоков оценивались в 100 млрд кубометров газа; средненькие такие запасы, если не сказать — маленькие. Сейчас в «Газпроме» также ставят вопрос о целесообразности ведения этих проектов. Впрочем, «Газпром» собирается пока продолжить сотрудничество с венесуэльской госкомпанией Petroleos de Venesuela (PDSVA) в проектах «Аякучо-3» и «Бланкия Эсте и Тортуга».

Впрочем, кое-где «Газпром» все же преуспел.

Проекты во Вьетнаме

Соглашение с вьетнамской государственной компанией Petrovietnam на разработку нескольких блоков шельфа залива Бак Бо с прогнозными ресурсами всего лишь в 300 млрд кубометров действует с 2000 года. Правда, ситуация во Вьетнаме оказалась куда лучше, чем в Индии и Венесуэле. После пятилетних безрезультатных поисков «Газпрому» повезло.

Проекты в Ливии

В 2006-2007 годах «Газпром» заполучил небольшие доли в проектах по геологоразведке на блоке №64 южнее Триполи с запасами 20 млн тонн углеводородов (доля «Газпрома» — 9,8%) и №19 на шельфе Средиземного моря с предполагаемой ресурсной базой в 300 млрд кубометров газа (доля «Газпрома» — 10%). Тогда же компания получила 49% в ливийских нефтяных концессиях С96 и С97, принадлежащих компании Wintershall. В составе концессий — девять месторождений с запасами в 90 млн тонн и текущей добычей порядка 6 млн тонн нефти в год.

Проекты в Алжире

В конце 2008 года «Газпром» победил в тендере на разработку сухопутного участка Эль-Ассель с предполагаемыми запасами углеводородов в 30 млн тонн. Это совместный проект с алжирской госкомпанией Sonatrach (доля «Газпрома» — 49%).

Очевидно, что в зарубежные проекты «Газпром» вкладывает немалые деньги (впрочем, для «Газпрома» пара десятков миллиардов рублей — пустяк), но только лишь ради ресурсов? Судя по оценке предполагаемых запасов, все вышеперечисленные проекты отнюдь не «звездные» — ни по масштабности, ни по затратам. И основная причина их разработки, вероятнее всего — не ресурсный интерес. Всероссийскому газовому концерну хочется закрепиться на вышеуказанных рынках за тем, чтобы заполучить инфраструктурные проекты и повысить свой статус «короля» на мировом рынке трубопроводного газа. Ведь недаром разработки ведутся в странах, где внутреннее потребление газа пока невелико, но существуют перспективы роста газового рынка.

Таким образом, преждевременный выход из проекта в Индии, на мой взгляд, означает отсутствие перспектив закрепления позиций на индийском газовом рынке для «Газпрома». Как и то, что продолжение работ в той или иной стране говорит об ожиданиях каких-то «бонусов». Самый выдающийся пример — ливийские проекты, где доля «Газпрома» не превышает и десяти процентов. Предположительно, Ливия рассматривается «Газпромом» как транзитная страна для Транссахарского газопровода из Нигерии, обладающей огромными запасами углеводородов

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter