Алекперов: рейтинг агентств не соответствует реалиям » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Алекперов: рейтинг агентств не соответствует реалиям

27 января 2015 Вести Экономика

Свой прогноз относительно цен на нефть озвучил глава "ЛУКойла" Вагит Алекперов. В эксклюзивном интервью он рассказал о том, когда стоит ожидать падения цен на топливо, как прошли встречи с иностранными партнерами, насколько справедливы обвинения ФАС в адрес нефтяных компаний.

Вагит Юсуфович, прежде всего хотелось узнать, вы здесь проводили встречи с инвесторами со своими, со своими зарубежными партнерами. Что их интересует? И какие вопросы они задают?

- Была сессия, которая объединяет руководителей нефтяных компаний, присутствовали все руководители нефтяных компаний. И мы, конечно, живо обсуждали в том числе и ценовые вопросы, и экологические, вопросы, связанные с подготовкой кадров. У нас практически на это ушло около 4 часов. И мы очень живо это все обсуждали. Конечно, всех волнуют перспективы цены на нефть, как будет развиваться рынок. Рынок потребления нефти, как будет развиваться производство нефти. Потому что низкая цена стимулирует потребление. И дает преимущество потребителям. Но низкая цена сокращает объем производства, это может привести к следующей кризисной волне, когда резко возрастут цены на нефть и снова будут необъективны казаться нашим потребителям.

- Вы уже заявляли о том, что критичным является уровень цен на нефть в 25 долларов за баррель. И когда это может произойти?

- Мы сегодня исходим из того, что на краткосрочный период времени нефть может упасть. У нас сегодня самый критичный период. Это переход - зима, весна. Это февраль, март месяц, когда выходят многие из зимы, начинается рост потребления. Мы считаем, что это будет индикатор дальнейшего тренда, показателя цены на нефть.

- А какой уровень цен "ЛУКойл" закладывает в бюджет первого полугодия?

- Мы сделали ряд сценариев - на 40, на 50, на 60. Мы считаем, что объективная цена I квартала будет где-то 50 долларов. А среднегодовая - от 65 до 70 долларов.

- В 1999 году вы заявили о том, что цена на нефть от Бога. Так кого Бог хотел наказать, когда цена на нефть опустилась ниже 50 долларов за баррель? Или в этом нет ничего критичного? Это просто логичное перераспределение средств от стран-экспортеров к странам-потребителям, которые сейчас тратят меньше средств на приобретение нефти, на пополнение своих нефтяных запасов.

- Но мы сегодня уже персонифицировали ту причину, что привела к такому резкому падению нефти. Конечно, действия стран ОПЕК, которые приняли решение такое - при сокращении потребления не сокращать объем производства. Конечно, они исходят из того, что рынок нефти должен сохраниться в той конфигурации, которой он был исторически. Что высокая цена вовлекает производство в низкорентабельные месторождения, месторождения нетрадиционные. Все становится эффективным.

Скорее всего, это первые действия были – остановить это неудержимое производство нефти, которое сегодня не подлежит так называемому регулированию. Но мы знаем и те проблемы, которые есть в странах ОПЕК, где очень многие бюджеты сформированы с очень высокой цены. И ряд стран ОПЕК сегодня несут также серьезные потери из-за критически низкой цены на нефть. Мы надеемся, что в ближайшее время она начнет корректироваться в сторону увеличения.

- На следующей неделе совет директоров "ЛУКойла" будет подводить итоги 2014 года. Какой финансовый результат вы ожидаете?

- Для нас это год успешный. Мы растем в производстве. В IV квартале мы показывали снижение финансовых результатов. Но в целом год, он для нашей компании успешный. Мы выплатим дивиденды нашим акционерам. Мы считаем, что мы заложили хорошую основу для 2015 года. Для нас 2015 год – это год ввода наших основных мощностей как в нефтепереработке, так и в добыче нефти. Мы завершим обустройство крупного нашего месторождения на Каспии. Мы ведем ряд объектов, которые позволят нашей компании стать лидером не только на российском рынке, но на европейском рынке по глубине переработки, по качеству производимой продукции.

Для нас 2015 год очень значительный. И, конечно, эта ситуация нас мобилизует. Каждый кризис, он не только потрясение, но это и возможность для дальнейшего развития. Поэтому мы считаем, что мы из этого кризиса выйдем и конкурентными, и достаточно сильно и устойчиво в финансовом положении.

- Если говорить о планах на 2015 год - планируете ли вы сокращать добычу?

- Нет, мы все-таки идем на то, что мы стабилизируем добычу нефти. Да, мы сократили часть инвестиций, мы сократили 1,5 млрд долларов инвестиций. Но эти сокращения пошло не напрямую, связанную с добычей нефти 2015 года, а в основном те проекты, которые можно было отложить. Проекты связаны с дополнительной переработкой газа, строительством новых коммуникаций.

Мы не сокращаем работников. Мы сегодня перераспределяем наших работников на новые объекты, то есть за счет того, что мы не принимаем новых людей на работу, мы тем самым поднимаем производительность труда и перераспределяем наших людей на новые установки, на новые месторождения. Мы надеемся, что это даст возможность стабилизировать, стабилизировать в том числе и социальную атмосферу наших моногородов. Плюс компания приняла решение в том числе и по индексации зарплаты.

- А листинг на Гонконгской бирже по-прежнему стоит на повестке дня?

- Да, но, скорее всего, он отложится. Сейчас готовится соглашение между ЦБ и Гонконгской биржей. Но, я думаю, что это уже вопросы, связанные со среднесрочной программой. Сегодня для нас это не актуально. Потому что мы считаем, что тот международный рейтинг, который сегодня при присваивается и РФ, и компаниям, в том числе "ЛУКойла", он не отражает реальную действительность.

Та финансовая ситуация, которая связана с резким падением цены на нефть, она также необъективна. Поэтому и те ограничения, которые ввели и Европейский союз, и США, они также сегодня необъективны. Мы подождем. Сделаем паузу, когда ситуация вся уже будет полностью стабилизируема. И после этого будем принимать следующее решение.

- А что ждать инвесторам? Будет ли меняться уровень дивидендов?

- Мы в своем бюджете 2015 года даже, который связан с резким падением цены на нефть, сохранили дивидендную политику на уровне 2014 года.

- А что прогнозируете для автолюбителей? Какие цены на топливо можно ожидать в этом году?

- Налоги на бензин, дизельное топливо с 1 января подняты. Подняты акцизы, идет, конечно, инфляционная составляющая. Я уверен, что нефтяные компании сделают все от них зависящее, чтобы цена на нашу продукцию не перешагивала порога инфляционной составляющей и того увеличения налогов, которое сегодня реально состоялось с 1 января.

- На фоне увеличения цен на бензин в прошлом году ФАС ведет разбирательство и подозревает нефтяные компании в манипулировании ценами на бирже. Насколько обоснованы подобные обвинения?

- Сегодня практически больше 60% - а уже с учетом "Башнефти" еще больше процентов - контролируется государственными компаниями, то есть контролируется государством. Сговор между государственными компаниями, он невозможен. Поэтому сегодня частные компании, такая как "ЛУКойл", она сегодня не влияет на рынок топлива на территории РФ.

- Вы упомянули компанию "Башнефть", которая недавно перешла в собственность государства. Сегодня было решение суда по месторождению Требса-Титова. "ЛУКойл" является одним из партнеров в этом проекте. Какой вы видите дальнейшую судьбу этого проекта? И изменится ли она как-то, в связи с тем что у "Башнефти" сменился акционер?

- Нет, хотя у нас и оговорено в документах, что при смене акционеров мы можем пересматривать свои отношения, но мы уверены, что, сменив акционера, мы получили хорошего партнера в лице государства. Наше совместное предприятие - динамика развития этого проекта, качество этого проекта - не изменится. Во всяком случае со своей стороны "ЛУКойл" сделает все, чтобы это не произошло, чтобы актив динамично развивался. Как и было запланировано заранее.

- А что вы можете сказать по поводу девальвации. Она помогает вашему бизнесу?

- Ну, конечно, в какой-то краткосрочный период времени, да, потому что мы крупный экспортер. Но это очень короткий период времени.

- А "ЛУКойл" выходит на рынок с продажей валюты?

- Мы постоянно продаем, сегодня валюта для нас – это источник получения рублей. У нас на счетах никогда не остается валюты из месяца в месяц. Потому что мы всю ее тратим на наши инвестиционные программы.

- А как вы оцениваете действия российского ЦБ? Можно ли сейчас занимать средства на российском рынке и готовы ли вы кредитоваться по ставке выше 20%?

- Нет, компания с таким рейтингом, как наша, она и так и ранее не кредитовались на российском рынке. В основном привлекали дешевые международные деньги. И сегодня мы не готовы так кредитоваться, если, конечно, инфляция будет выше, чем та процентная ставка, хотя я не хочу этого допускать, мы считаем, что процентную ставку надо снижать.

Ни наши потребители сегодня, особенно мелкий бизнес, средний бизнес, который покупает у нас топливо на свою заправочную станцию, он не в состоянии кредитоваться по такой высокой ставке. У него нет такой рентабельности, которая позволила бы ему вести бизнес. Надо ее снижать, для того чтобы, даже не оглядываясь на крупные компании, а снижать ради того, чтобы мелкий и средний бизнес на территории нашей страны развивался. В этом наше будущее.

- А зарубежные рынки для вас сейчас закрыты?

- Временно, да. Но мы думаем, что мы весной начнем новый тур по размещению наших еврооблигаций, нам никто не отказывает. Просто откладывают начало этого процесса. Мы надеемся, что где-то весной мы начнем очередной раунд переговоров по размещению наших еврооблигаций.

- А занимать в Азии не пробовали?

- Пока нет, потому что все-таки европейские и американские рынки – это крупнейшие финансовые центры, где самые дешевые деньги.

- На Украине компании, входящие в "ЛУКойл", обвиняют в финансировании терроризма, в контрабанде нефтепродуктов. Насколько обоснованы подобные обвинения?

- Компания "ЛУКойл" работает в 48 странах, в том числе в 27 странах Евросоюза. За всю свою 25-летнюю историю ни разу у компании не было конфликтной ситуации ни на территории бывшего Советского Союза, ни на глобальном рынке. Мы опровергли эту информацию. Мы работаем по международным стандартам, по международному праву. Мы работаем по праву тех государств, где присутствуют наши организации.

Мы являемся крупнейшим инвестором на Украине, построили уникальный химический завод, и даже то, что он остановлен, и мы все эти годы платим зарплату людям исправно. Поэтому я считаю, что это обвинение не основано ни на каких объективных причинах. Сейчас наши юристы запрашивают документы, на основании чего это сделано, компания будет защищать свои права. В том числе через все легальные методы, которые сегодня существуют. Но я надеюсь, что наши переговорные процессы, объяснения, которые мы сегодня пытаемся получить, приведут к тому, что украинская сторона все-таки объективно рассмотрит все это и урегулирует этот конфуз.

Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Наиля Аскер-заде.

http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter