Уильям Песек, С приходом в Японию Hooters дефляция захочет задержаться подольше » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Уильям Песек, С приходом в Японию Hooters дефляция захочет задержаться подольше

Новейшая сенсация в Японии является старейшей для остального мира: полуобнаженные женщины подают дешевую выпивку. Да, Hooters Inc. наконец добралась до Токио
5 ноября 2010 Архив
Новейшая сенсация в Японии является старейшей для остального мира: полуобнаженные женщины подают дешевую выпивку. Да, Hooters Inc. наконец добралась до Токио. Обычно если сотни японских мужчин выстраиваются в очередь - они стоят за новым iPhone или видеоигрой. Но сейчас это - очередь за пивом и куриными крылышками, которые разносят официантки, одетые в обтягивающие белые топы и оранжевые мини-шорты. Американская франчайзинговая сеть ресторанов набирает популярность в Японии. И это может быть признаком того, что дефляция задержится в Японии еще очень, очень надолго.

Каждый, кто все еще считает, что падение цен носит циклический характер, не всматривается внимательно в суть феномена. Это долговременный процесс, и засилье магазинов распродаж, внезапно заполонивших Японию, является подтверждением тому, что потребление в Японии приобрело характер гонки ко дну ценового диапазона.

Раньше Япония была своеобразным "автоответчиком" для таких брендов как Prada, Gucci и Louis Vuitton. Женщины не задумываясь выкладывали по $2 000 за одежду из последней коллекции из Милана или Парижа. Мужчины и глазом не моргнув отдавали $200 за галстук. Теперь вся эта индустрия моды ушла в историю. Нынче в моде бюджетный шоппинг, а столь популярным его сделали снижающиеся зарплаты и растущая социальная незащищенность на рынке труда.

Неважно, сколько еще йен Банк Японии закачает в экономику - дефляция будет усиливаться. Потому что все это - вопрос доверия, точнее его отсутствия. Компании не верят, что рост возобновится, и поэтому они стараются не инвестировать, не расширять штат сотрудников, и урезают зарплаты. Домохозяйства с опаской смотрят в будущее.

Ключевой частью проблемы является склеротичная японская политика. Необходимость каждые 8 месяцев или около того приспосабливаться к новому премьер-министру не способствует росту надежд. Равно как и политики, которые больше времени проводят за обсуждением способов повышения налогов, вместо того, чтобы защищать уровень жизни в стране.

О многом говорит тот факт, что в 2010 г. в список журнала Fast Company, собирающего по всему миру информацию о наиболее передовых и инновационных компаниях, попала лишь единственная японская фирма - сеть простой недорогой одежды Uniqlo. Печальный результат для страны, являющейся создателем Walkman и других технологий, изменивших мир. А теперь ведущие позиции в экспорте Японии занимают дешевые майки и нижнее белье, произведенное в Китае.
Вместо Chanel и Dolce & Gabbana в центре внимания теперь находятся менее пафосные и более экономичные магазины: Zara, Hennes & Mauritz, Ikea… На данный момент в Японии процветают магазины "все по 100 йен" - национальный ответ версии "все по $1".
Какой разительный контраст по сравнению с временем пузырей, когда внушительный счет расходов и растущие зарплаты поддерживали буйно растущую индустрию развлечений и когда группа бизнесменов запросто могла оставить в хостесс-клубе $2 000. В 1980-е мало кто мог представить, как спад 1990-х и дефляция 2000-х изменят жизнь страны.

И вот самый последний шаг в этом направлении - Hooters. Решающим фактором в борьбе с дефляцией является способ побудить домохозяйства вытащить из-под татами свои сбережения (предположительно составляющие около $15 трлн.) и начать активнее расходовать их. А этого не произойдет, пока работники будут вместо этого все активнее называть себя "прекариатом" (слово-портмоне, образованное слиянием слов "precarious" (шаткий, сомнительный) и "пролетариат").
"В условиях растущей прослойки "прекариата" и молодого поколения, более склонного к накоплению, чем к тратам, ритейлеры второго эшелона определенно ощущают, что для них есть вместительная ниша на рынке", - комментирует Джефф Кингстон, автор труда "Contemporary Japan".
Еще до Японии Hooters пришел в Китай, Филиппины, Сингапур, Южную Корею и Тайвань. Дефляция - объяснение этому факту. Hooters помогает бизнесмену оказаться в месте, где пиво за 680 йен ($8.40) и крылышки за 780 йен побеждает кожаные диваны и односолодовый шотландский виски.

Кингстон пытается в своей книге проследить социальные изменения, которые начались в Японии с 1980-х годов и не всегда вели к лучшему.
Незаметно сдвиги в базовой динамике корпоративной Японии подорвали чувство защищенности домохозяйств и привели к сильному социальному расслоению общества, некогда позиционировавшего себя как эгалитарное. Одним из наиболее тревожных побочных эффектов этих процессов стало снижение уровня рождаемости.

Утрата Японией жизненной силы и своего статуса прослеживается и в геополитическом аспекте. Во 2-м квартале Китай потеснил ее с позиции второй по величине мировой экономики. Последовавшие за этим раздоры продемонстрировали, что официальному Пекину совершенно не до токийских коллег, а недавний сентябрьский конфликт, разгоревшийся вокруг капитана рыболовецкого судна, вызвал вспышку раздражения у Китая, и Япония поспешила дать задний ход.
Теперь и Россия начала проявлять неуважение к Стране восходящего солнца, вынудив ее заявить о своем намерении отозвать своего посла из России из-за визита Дмитрия Медведева на являющиеся предметом спора Курильские острова.
Не хватало лишь конфликта с Индией…

И тем не менее, Японии необходимо в первую очередь сосредоточиться на поддержке национальной экономики. Такое легче сказать, чем сделать, если госдолг составляет 200% от ВВП, процентные ставки равны нулю, а Йена укрепляется.
Дефляция усиливается, потому что никто не верит в победу над ней в ближайшие несколько лет. Такой настрой превратил японских транжир в скупердяев. От таких мыслей и политика, и главу корпорации, и инвестора потянет выпить. Возможно, и в Hooters.

Bloomberg News

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter