Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Еда дороже денег » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Еда дороже денег

Резкий рост цен на продовольствие разрушает глобальный рынок. Отдельные страны вернулись к бартеру - меняют одну еду на другую
21 апреля 2008
Артем Никитин

Резкий рост цен на продовольствие разрушает глобальный рынок. Отдельные страны вернулись к бартеру - меняют одну еду на другую

Еда дороже денег
Греческие фермеры выливают молоко, протестуя против низких, по их мнению, закупочных цен
(Фото: LOUISA GOULIAMAKI /AFP)


Финансовый кризис уходит на второй план. Мировая экономика столкнулась с еще более серьезной проблемой, именуемой новым термином "агфляция", - ростом цен на продовольственную продукцию. Резко взлетевшая стоимость продуктов вынуждает крупнейших экспортеров ограничивать поставки на мировой рынок, чтобы сбить инфляцию на своем. В результате имеющихся на складах продуктовых резервов хватило бы лишь на 53 дня мирового потребления, в то время как в начале прошлого года мировой запас еды составлял 169 дней. По оценкам экспертов, самый тяжелый продовольственный кризис за последние 15 лет окончательно изменит правила мировой торговли. На смену глобализации и господству виртуального финансового рынка приходит острая борьба за жизненно необходимые ресурсы.

Натуральное хозяйство

Еда дороже денег
Бывший студент-марксист Хашим Тачи (на снимке - в центре) всегда знал, кому служить - американцам, - и сделал большую карьеру. Вчерашний боевой командир косоваров возглавляет сегодня правительство самопровозглашенной республики
(Фото: Bullit Marquez/AP)


По данным ЮНЕСКО, с марта 2007 года цены на бобовые и пшеницу возросли на 87 и 130 процентов соответственно, рис подорожал на 40 процентов, тогда как мировые запасы зерна находятся на беспрецедентно низком уровне. По данным минсельхоза США, в этом году нехватка зерна в мире составит 29 миллионов тонн. Именно настолько урожай будет меньше, чем необходимо, чтобы прокормить население планеты. Нынешняя ситуация может привести к тому, что глобальный рынок продовольствия станет просто бессмысленным, а в странах, импортирующих большую часть еды, резко снизится уровень жизни. Мировые продовольственные биржи типа Чикагской уже потеснились под напором двусторонних соглашений на поставки продуктов питания, которые в последнее время активно заключаются между отдельными странами. Более того, появились случаи бартерных сделок - еда стала дороже денег. Так, Египет, в котором пшеница гораздо популярнее, чем рис, обменялся соответствующими продуктами с Сирией. Украина собирается подписать с Ливией соглашение о выделении 100 тысяч гектаров своей земли под выращивание зерна для североафриканской страны. Более обеспеченные государства вроде Японии и Южной Кореи, где отмечается невысокий уровень собственного производства продовольствия, повсюду в мире, где только можно, начали скупать сельхозугодья. Япония уже приобрела за границей земель столько, что их площадь превосходит размеры самого островного государства. Это порождает еще одну проблему: вслед за едой стремительно дорожает земля, пригодная для сельского хозяйства. Эксперты международных организаций не исключают даже военных конфликтов за обладание этими угодьями.

Президент Всемирного банка Роберт Зеллик заявил, что рост цен на продовольствие и энергию вызывает серьезную озабоченность и, по оценкам банка, грозит беспорядками в 37 странах. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, выступая 14 апреля, призвал мировое сообщество предпринять не только краткосрочные неотложные меры для предотвращения продовольственного кризиса, но и существенно увеличить производство продуктов, чтобы решить эту проблему в долгосрочной перспективе. Всемирный банк и вовсе говорит о "новом курсе" в глобальной продовольственной политике: в краткосрочной перспективе помочь бедным странам, а в долгосрочной развить везде, где можно, конкурентоспособное сельхозпроизводство.

Однако призывы международных чиновников отклика не находят. Среди объявивших продовольственную блокаду или ограничивших экспорт продовольствия оказались такие крупные поставщики, как Индия, Китай, Египет, Таиланд, Вьетнам. Последним решение ввести эмбарго принял Казахстан, чья пшеница занимает немалое место в том числе и на российском рынке. Экспорт зерна будет полностью запрещен в этой стране до сбора нового урожая, то есть до сентября.

Дешево не будет

Еда дороже денег

Причины резкого роста цен на еду эксперты видят в двух взаимовлияющих обстоятельствах: подорожании энергоносителей, которые составляют львиную долю в себестоимости производства продовольствия, и увеличении потребления пищи в Индии и Китае. Нефть в последнее время бьет все новые рекорды - 115 долларов за баррель зафиксировано на минувшей неделе. Черное золото живет уже не только по правилам спроса и предложения: в связи с падением доллара капитал переходит на рынок сырья, где перспектив роста гораздо больше.

Бурное развитие экономического благосостояния в самых густонаселенных странах мира также повышает спрос на энергоресурсы, которых они не производят. Кроме того, индийцы и китайцы стали больше есть свинины и потреблять молочных продуктов, что резко сократило наличие этих товаров на рынке. Засухи и производство биоэтанола еще существеннее уменьшили мировые запасы еды. Для изготовления нового вида топлива необходимо колоссальное количество кукурузы и других культур, из-за чего в мире резко сократилось количество полей, засеянных зерном, идущим на производство продуктов питания.

Необходимость перемен увидели после того, как многие государства стали испытывать серьезный дефицит продовольствия. На Гаити, в Египте, Афганистане, Боливии, Йемене, Мозамбике, Индонезии, Сенегале и в ряде других стран прошла череда выступлений против столь резкого повышения цен на продукты питания. В Камеруне, например, в ходе столкновений погибли 40 человек. Дестабилизация политической и социальной обстановки сразу в десятках стран Азии, Африки и Латинской Америки бьет по всем рыночным отношениям в мире: снижается производство различной продукции, так как в этих странах находятся заводы многих крупных компаний, увеличивается всеобщая инфляция.

Директор Всемирной продовольственной программы ООН Нэнси Роман считает, что цены на еду сбить в ближайшее время не получится. "Раньше в развивающихся странах причиной дефицита продовольствия часто становились засуха и другие подобные факторы, - говорит она. - Поэтому людям нечего было есть. Но теперь во многих странах еды достаточно. Однако она настолько дорога, что многие не могут себе позволить ее покупать".

Конец глобализации

Еда дороже денег
(Фото: AP)

Глобализация, целью которой должен был стать единый рынок с равными для всех возможностями, с общими ресурсами, пока что работает против себя. Американский агропром получает огромные субсидии со стороны государства - порядка 119 миллиардов долларов год. Снизив себестоимость продукции, американские фермеры смело зашагали по миру, предлагая дешевую еду. Сельхозпроизводители развивающихся стран не выдержали конкуренции и фактически свернули производство. Этот конфликт стал основной проблемой переговоров стран ВТО по сельскому хозяйству. Как говорят индусы, "индийский крестьянин может конкурировать с американским фермером, но не с правительством США".

Азиатские экономики стали сильно зависеть от колебаний на продовольственном рынке и от успехов американских и европейских производителей еды. Такой же эффект оказывает помощь голодающим Африки: собственное сельхозпроизводство там с 1992 по 2002 год сократилось аж на 43 процента. При этом правительства развивающихся стран экономили бюджеты, проводя политику по сокращению запасов продовольствия, которые хранились на случай неурожаев, уповая на имеющийся всегда под рукой дешевый импорт.

Ситуация по сути дела тупиковая. Ведь в рыночных отношениях конкуренция - двигатель прогресса, и развивать производство необходимо всеми способами. Но еда - продукт особенный. Поэтому бизнес в этой сфере должен быть предельно осторожным. Внутренняя политика ЕС могла бы послужить примером для мировой. В Европе действует система распределения отраслей по странам. Сельхозпроизводство в некоторых из них сворачивается в пользу других, а взамен фермеры получают существенную финансовую поддержку для того, чтобы они оставались в отрасли и развивали новые технологии. Такая система избавляет страны ЕС от конкуренции между собой и создает мощный резерв земель "под паром", который можно запустить в любой момент.

Широка страна моя...

Еда дороже денег
Президент Всемирного банка Роберт Зеллик наглядно продемонстрировал, что сегодня является самым востребованным после нефти биржевым товаром (у него в руке - упаковка риса).
(Фото: SHAWN THEW/EPA)


Россия идет в ногу с другими экспортерами продовольствия. С января были повышены экспортные пошлины на зерно до 40 процентов, чтобы сбить рост внутренних цен. Впрочем, принципы "держать еду" и "продавать еду" у нас совместились в одно целое. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев успокоил тем, что России не грозит продовольственный кризис. "У нас достаточно продовольствия, мы являемся одной из самых обеспеченных продовольствием стран, и нам это не грозит. Больше того, мы даже экспортируем", - сказал он. При этом надо отметить, что в странах, где продовольственный кризис признают свершившимся фактом, тоже прилавки не пустуют: продукты там есть, просто далеко не всем они по карману.

Например, в Москве запасов еды на оптовых складах должно хватить на три месяца автономного существования. Потребность в продуктах питания, а это свыше 11 миллионов тонн продовольствия в год, москвичи удовлетворяют за счет закупок в регионах и собственных, постоянно пополняемых резервов. Чтобы снять зависимость от рынка, московские власти придумали оригинальное решение - создать агрохолдинги в соседних областях, чтобы перейти на самообеспечение едой.

С тем, что продовольствия в принципе хватает, можно согласиться. Проблема лишь в том, что цена на еду не всегда связана с ее количеством на рынке. В отличие от зерна большая часть животноводческой продукции у нас - импортная. А значит, мировая агфляция затрагивает и нас.

Впрочем, есть и плюсы. Министр финансов США Генри Полсон считает, что некоторые страны, в том числе и Россия, напротив, выиграли от роста цен на сырье, включая продовольственное, поскольку увеличились их доходы от торговли. По его мнению, этим странам необходимо на фоне мирового кризиса заложить основу для будущих достижений. Достижения, на которые намекает господин Полсон, - это рост сельхозпроизводства. Причем значительный. Пустующие в России миллионы гектаров плодородной земли очень беспокоят ООН. Волнуют они и российских чиновников. Минсельхоз прогнозирует увеличение производства зерна в разы уже через несколько лет, хотя для того, чтобы освоить эти земли, нужны не только колоссальные средства и время, но и непосредственное участие государства. В Европе, например, доля субсидий на гектар пашни колеблется между 500-1200 долларов, в России же около 100.

Еда дороже денег
Чикагская товарная биржа

У нас все чаще звучат идеи протекционизма как главного выхода для возрождения сельского хозяйства. В принципе это соответствует сегодняшним потребностям страны. Необходимо слезать с импортной иглы и развивать собственное производство. Не только ради экспорта. Есть отличный шанс начать переход к диверсифицированной экономике, повысить занятость и уровень жизни на селе. Нужно пользоваться тем, чего у нас сполна, - землей, пригодной для производства самого востребованного и сверхрентабельного при нынешних ценах товара - еды. Тогда и мировые кризисы не так страшны...

ВРЕЗ: ВТО

Свободу еде!

С продовольственным кризисом должна бороться и Всемирная торговая организация, давно занимающаяся проблемой субсидирования сельского хозяйства и правилами торговли продовольствием. О том, как в рамках ВТО будет решаться возникшая в мире проблема с едой, "Итогам" рассказал директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков:

- Тот кризис, в который попали продовольственные рынки, пока каких-либо изменений в переговорных позициях внутри ВТО не вызвал. Главные направления, которые были рассмотрены в рамках ВТО еще в 2000 году, в частности сокращение объема государственной поддержки сельского хозяйства, запрет экспортных субсидий, введение лучших правил конкуренции в сфере торговли сельскохозяйственными товарами, все равно приведут к тому, что торговля в продовольственном секторе станет более свободной, а цены стабилизируются.

Что касается переговоров России с членами ВТО, то по таможенным тарифам на импорт продовольствия они практически завершены. По объемам господдержки сельхозпроизводителей переговоры еще предстоят.

Проблема высоких цен на продовольствие существует, и, так как мы зависим от импорта, нужно думать, что с этим делать. Как показал опыт других стран, главный инструмент - это не госсубсидии своему производителю, а вопросы, связанные с правом собственности на землю, сохранением кадров, организацией рынков и сбыта.