Еще один "особый" случай? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Еще один "особый" случай?

На выходных Ирландия, наконец, отодвинула свою национальную гордость на второй план и решилась принять так настойчиво предлагаемую европейскими властями помощь. Теперь многие опасаются, что инвесторы переключат свое внимание на следующего "гадкого утенка" еврозоны… Да, новой жертвой рынков, по всей видимости, станет Португалия. Более того, за ней в очереди стоит Испания…
22 ноября 2010 Архив
На выходных Ирландия, наконец, отодвинула свою национальную гордость на второй план и решилась принять так настойчиво предлагаемую европейскими властями помощь. Теперь многие опасаются, что инвесторы переключат свое внимание на следующего "гадкого утенка" еврозоны… Да, новой жертвой рынков, по всей видимости, станет Португалия. Более того, за ней в очереди стоит Испания…

Португалия опасается, что инвесторы могут и ее привязать к теме Греции и Ирландии. Боюсь, что в скором времени эти опасения подтвердятся некоторыми весьма неприятными фактами…

Европейские лидеры, успокаивающиеся себя тем, что Греция - особый случай, поскольку власти Афин скрывали некоторые факты, касающиеся дефицита ее бюджета, а Ирландия - особый случай в связи с тем, что она позволила своим "англо-саксонским" банкам распоясаться. Однако им еще придется с более глубокой правдой: монетарный союз вероломно дестабилизировал большую часть Европы, вогнав, по большей части, невиновные государства в депрессию.
Согласно прогнозам ОЭСР, в этом году дефицит бюджета Португалии составит 10,3% от ВВП, в 2011 - 8,8%, а в 2012 году снизится до 8,0% от ВВП. Другими словами, даже жесткие меры экономии ей не помогут подняться в глазах мировой экономики.

Положение государства выглядит далеко не лучшим образом. Португалия нуждается в непрерывном вливании внешнего финансирования, которое в любой момент может быть прекращено. Как подчеркнули политики МВФ, "чем дольше присутствуют дисбалансы, тем выше риск того, что меры урегулирования будут приняты резко и неожиданно".

Следует отметить, что в следующем году Ирландия (как бы "ранена" она ни была), зафиксирует профицит в размере 0,7%, а в 2012 - 3,2% от ВВП на фоне восстановления IT-индустрии и экспорта медикаментов.

Португальские банки "ведут себя" неплохо, никакого пузыря на рынке недвижимости нет. Однако МВФ отмечает, что банки "слишком сильно зависят" от внешнего финансирования, составляющего около 30% от всех активов. Банк Northern Rock погубил именно кризис финансирования, а не плохие долги.

Министр финансов Фернанду Тешейра признал "высокую степень риска" того, что Португалии может потребоваться помощь, добавив, что если бы его государство не входило в состав еврозоны, "опасность заражения могла быть ниже".
Европейский кризис берет начало с судьбоносного решения Португалии присоединиться к еврозоне за 20 лет до того, как страна была готова к этому. Тогда Лиссабону не удалось ужесточить финансовую и кредитную политику в мере, достаточной для того, чтобы предотвратить снижение процентных ставок с 16% до 3%, изъявив желание вступить в еврозону в 1990-х гг.

Бум отнял у государства его конкурентоспособность, которую так и не удалось вернуть. В каком-то смысле, Португалию можно назвать жертвой еврозоны, попытки выдать желаемое за действительное, непроверенных экономических теорий Нобелевских лауреатов на тему оптимальных валютных союзов.

К тому времени как год назад европейский кризис начался в Греции, Португалия уже не могла ничего сделать. Правительство лишь усложнило ситуацию, позволив в первой половине года дефициту своего бюджета вырасти, в то время как другие члены клуба активно боролись с дефицитом. Сложно себе представить, каким образом Португалия достигнет в конце текущего года целевого уровня дефицита 7,3% от ВВП, установленного ЕС.

Премьер-министр Жозе Сократеш надеялся, что восстановление мировой экономики поможет Португалии поднять голову. Однако в любом случае, без большинства в парламенте у него было мало маневров для действий.

По данным МВФ, в следующем году финансовая политика будет ужесточена на 4% от ВВП, а экономика периферийной страны сократится на 1,4%, вследствие чего общий дог составит 325% от ВВП. Рынки облигаций опасаются, что такая политика может оказаться обреченной на провал, поэтому проявляют все меньше желания принимать участие в этом "эксперименте".

В день, когда Португалии придется обратиться за помощью к ЕС, над существованием всего региона нависнет угроза. С учетом третьего спасения общая сумма финансирования достигнет 300 млрд. евро, что грозит истощением политического капитала еврозоны. Тогда ничего не останется для Испании, даже если теоретически стабфонда хватит еще на одну партию в "домино".

В мае канцлер Германии Ангела Меркель была уверена в том, что одних слов будет достаточно для того, чтобы восстановить спокойствие на европейских рынках облигаций, а эффект от "шока и трепета" от учреждения стабфонда стоимостью 750 млрд. евро, поможет преодолеть кризис без участия реальных денег. К сожалению, эти надежды не оправдались.

Что будет, если в следующем году в рецессии погрязнет Испания, или когда испанские банки начнут раскрывать реальные масштабы своих материальных убытков, а компании раскроют все свои проблемы, связанные с внешними долгами? Что случится, если спрэды по 10-летним облигациям Испании превысят 5%?

Существует ли какой-нибудь реальный способ прервать эту разрушительную цепочку банкротств? И знает ли кто-нибудь средство, способное остановить заражение периферийных европейских стран? Время покажет...

По материалам Telegraph.com

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter