Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Тревожный звоночек для Италии » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Тревожный звоночек для Италии

Хорошо, что Италия, третья по величине экономика еврозоны, не похожа на Грецию или Ирландию. Здесь нет резкого спада жилищного строительства, серьезных проблем в банковской системе, по крайней мере, пока нет. Плохо, что Италия похожа на Португалию, которой пока что также удается избегать банковских и жилищных проблем в "греко-ирландских" масштабах, но экономика страны растет настолько медленно, что налоговых поступлений может не хватить на покрытие долга
30 ноября 2010 Архив
Хорошо, что Италия, третья по величине экономика еврозоны, не похожа на Грецию или Ирландию. Здесь нет резкого спада жилищного строительства, серьезных проблем в банковской системе, по крайней мере, пока нет. Плохо, что Италия похожа на Португалию, которой пока что также удается избегать банковских и жилищных проблем в "греко-ирландских" масштабах, но экономика страны растет настолько медленно, что налоговых поступлений может не хватить на покрытие долга.

Еще хуже, что экономика Италии в полтора раза больше Испании, которая считается слишком большой страной, чтобы обанкротиться, при этом еврозона не сможет обеспечить ее достаточными для спасения ресурсами. Относительно неплохим финансовым положением Италия обязана конкурентоспособным банковским регуляторам и талантливому главе Центробанка Марио Драги. К сожалению, это еще не означает, что в государстве все в порядке. Г-н Драги жалуется, что Италия "не может расти устойчивыми темпами, что является свидетельством явной утраты конкурентоспособности по сравнению с основными европейскими партнерами страны". За период с 1998 по 2008 гг. производительность Германии выросла на 22%, Франции - на 18%, а Италии - всего на 3%. Если производительность не вырастет, в текущем и следующем годах экономический рост в Италии не перевалит через отметку 1%, прогнозирует правительство. В этом случае, сообщает ОЭСР, доходы от налогов снизятся, и Италии не удастся достигнуть целевого уровня дефицита бюджета.

Но новые компании, нуждающиеся во введении инноваций, повышении производительности и росте, никак не могут сдвинуться с мертвой точки под тяжестью давления. Мешают коррупция, структура системы налогообложения, которая максимизирует стимулы к уклонению от уплаты налогов, а также самонадеянная правительственная бюрократия.
Усугубляю ситуацию взгляды деловых кругов на правительство страны, которые оставляют желать лучшего. Многие итальянские бизнесмены уверены в том, что правительству не удастся очистить страну от контролируемого гангстерами Неаполя, спасти "вымирающие" сокровища искусства или с успехом осуществить нужные структурные реформы в экономике.

Прибавьте ко всему этому удручающему списку оправданное ощущение беспомощности. Итальянцы не могут установить курс своей валюты на уровне, позволяющем вернуть утраченную конкурентоспособность, особенно в паре с недооцененным китайским юанем: Италия давным-давно отказалась от лиры в пользу евро. Они не могут установить процентную ставку, соответствующую экономическим условиям в стране: она устанавливается ЕЦБ, причем должна устраивать Германию. Они не могут контролировать стоимость энергоносителей: ОПЕК устанавливает цены на энергию, которые зависят от нефти.
По большей части, итальянская экономика движется вперед за счет производства высококачественных потребительских товаров, производимых компаниями малого и среднего бизнеса. Однако эти трудоемкие отрасли промышленности все больше стали убеждаться в том, что рынок товаров высокого качества и, соответственно, высоких цен, меркнет перед китайскими товарами невысокого качества по низким ценам, причем как в Поднебесной, так и в Италии.

Дизайнеры и производители известнейшего венецианского стекла сомневаются, что еще долго смогут противостоять китайским подделкам. Отрасль промышленности, относящаяся к производству драгоценных изделий из золота, тоже сокращается, так как азиатские производители захватывают и этот рынок. Эти трудоемкие отрасли и их семейные компании похожи на обувную промышленность Португалии, которую вытесняет более дешевый китайский импорт.
Конкурентоспособность Италии страдает не только из-за Азии. Многие товары, некогда производимые квалифицированными итальянцами, сейчас выпускаются колониями китайских иммигрантов, а трудозатраты и оплата труда за это не устраивает коренных жителей страны. Что еще хуже, и в Италии, и в Китае "вкалывают" за станками, которые были разработаны в Италии, затем проданы Китаю и скопированы для использования низкооплачиваемыми китайскими работниками.

Но у этой медали есть и обратная сторона. Улицы многих итальянских городов запружены китайскими покупателями, опустошающими полки таких крупных брендовых ритейлеров, как Gucci и Prada. Вы можете легко узнать их по огромным сумкам для покупок. Итальянские производители небрендовых товары не могут заманить одержимых китайцев в свои магазины. Поэтому производители и владельцы магазинов сомневаются в том, что им удастся устоять и выжить.

Греция, Ирландия, Португалия и Испания платят премии по немецким 10-летним бундам в размере 5-7%. Италия, которая до недавнего времени платила лишь 1,7%, может следующей попасть в поле зрения инвесторов, если правительству не удастся ускорить экономический рост с текущего уровня, составляющего 1%. Получается, что с долгом, равным 120% от ВВП, положение дел в Италии намного хуже, чем в Португалии, где долг составляет 85% от ВВП. Согласно данным Всемирного Банка, по степени легкости ведения бизнеса Португалия находится на 31 месте, после Израиля и Нидерландов, в то время как Италия стоит на 80 месте, что говорит о том, что в Италии заниматься бизнесом сложнее, чем в Монголии или Зимбабве. А это предзнаменование может оказаться самым зловещим из всех…

По материалам wsj.com