Барри Эйхенгрин, Доллар больше не главный? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Барри Эйхенгрин, Доллар больше не главный?

Ключевая роль доллара на международных рынках вновь в центре внимания. Барри Эйхенгрин в своей новой книге "Сверхпривилегия: взлет и падение доллара и будущее международной денежной системы" утверждает, что "если в конце прошлого года разговоры о валютных войнах вызывали лишь беспокойство, то сейчас самое время снять розовые очки"
1 февраля 2011 Архив
Ключевая роль доллара на международных рынках вновь в центре внимания. Барри Эйхенгрин в своей новой книге "Сверхпривилегия: взлет и падение доллара и будущее международной денежной системы" утверждает, что "если в конце прошлого года разговоры о валютных войнах вызывали лишь беспокойство, то сейчас самое время снять розовые очки".

Если в кризисе евро и есть положительный аспект, так это то, что он отвлек внимание от рисков в отношении американского доллара. Совсем недавно самоуверенные аналитики в один голос предсказывали, что доллар вот-вот лишится "сверхпривилегии" быть ведущей международной валютой. Сначала был финансовый кризис, рожденный и вскормленный в США. Затем последовала вторая волна количественного ослабления, которая, кажется, была предназначена для того, чтобы понизить стоимость доллара на валютных рынках. На фоне всего этого потеря долларом превосходства казалось неизбежной. Но ситуация изменилась на прямо противоположную. Сейчас у Европы глубокие экономические и финансовые проблемы. Теперь, кажется, уже Европейскому центральному банку придется увеличить объемы покупок государственных облигаций. И именно Еврозона оказалась в безвыходном политическом положении, с политиками, неспособными решить насущную проблему. Тем временем, в США продолжается начавшееся при Буше снижение налогов вкупе с понижением налогов на заработную плату, что равносильно дальнейшему увеличению угасающего фискального стимула. Этот налоговый "компромисс" позволил экономистам повысить свои прогнозы относительно перспектив роста экономики США в 2011 году с 3% до 4%. Между тем, в Европе, где фискальное ужесточение находится на пике популярности, такого рода пересмотры в большую сторону чрезвычайно маловероятны. Все это означает, что доллар вырастет больше, чем ожидается, а евро - ослабнет. Китай, возможно, спровоцировал политическую шумиху относительно покупок ирландских и испанских государственных облигаций, но, как вы думаете, какую из валют - евро или доллар - благоразумные Центробанки сочтут более привлекательной для своих резервов?

Как насчет альтернатив?

Безусловно, есть ряд менее крупных экономик, чьи валюты, вероятно, привлекут иностранных инвесторов, как государственных, так и частных, начиная с канадского и австралийского долларов и заканчивая бразильским реалом и индийской рупией. Но рынки облигаций таких стран, как Канада и Австралия, слишком малы для того, чтобы их валюты когда-либо играли нечто большее, чем скромную роль в международных портфелях. Бразильский и индийский рынки потенциально крупнее. Но эти страны взволнованы тем, чем обернутся для их экспортной конкурентоспособности значительные иностранные покупки ценных бумаг. Они обеспокоены влиянием притоков иностранного капитала на формирование пузырей инфляции и активов. По этой причине Индия сохраняет контроль над капиталовложениями, который лимитирует доступ иностранных инвесторов на рынки страны, ограничивая тем самым привлекательность своей валюты для международного использования. Бразилия, тем временем, втрое увеличила прежний налог на иностранные покупки своих ценных бумаг. Другие развивающиеся рынки пошли в том же направлении. Китай в той же лодке. Через десять лет китайский юань, вероятно, будет крупнейшим игроком на международной арене. Но пока контроль над капиталовложениями ограничивает его привлекательность как инвестиционного средства и международной валюты. И все же, это не помешало малазийскому Центробанку добавить китайские государственные облигации к своим иностранным резервам. Это также не помешало таким компаниям, как McDonald’s и Caterpillar, выпустить деноминированные в юане облигации для финансирования своих китайских операций. Но Китаю придется пойти намного дальше для открытия своих финансовых рынков - усовершенствовать их ликвидность и ужесточить правовые нормы до того, как национальная валюта войдет в широкое международное использование. Таким образом, доллар, скорее, сохранит свое превосходство, чем лишится его, хотя бы потому, что при всем богатстве выбора, другой альтернативы нет.

Сверхпривилегия становится сверхобязанностью

Единственное, что может подвергнуть риску превосходство доллара, это серьезное неэкономичное управление в США. А серьезное неэкономичное управление - это не то, что можно легко игнорировать. Конгресс и администрация президента не проявили готовности принимать тяжелые решения, необходимые для сокращения бюджетного дефицита. Республиканцы сделали из себя партию, придерживающуюся политики мифических сокращений расходов и отсутствия новых налогов. Демократы не в состоянии предложить альтернативу. В 2011 году дефицит бюджета вырастет еще на $1 триллион. Трудно представить, что 2012 год - год выборов - будет сильно отличаться. И после этого ситуация будет только ухудшаться - на пенсию уйдут те, кто родился в период демографического бума, и расходы на здравоохранение и пенсионные выплаты стремительно возрастут. Мы знаем, как заканчиваются такого рода фискальные кризисы - Европа любезно нам напомнила об этом. Прежде оптимистично настроенные инвесторы однажды утром просыпаются и обнаруживают, что держать доллары рискованно. Они опасаются того, что американское правительство, неспособное совершить невозможное и решить проблемы бюджета, введет удерживаемый налог на проценты по государственным облигациям - в особенности в отношении иностранцев. Спрэды доходностей государственных облигаций взлетят к небесам. Бегство из доллара приведет к его падению. Последствия для международной системы будут не слишком приятными. Курсы канадского и австралийского доллара стремительно вырастут. Внезапное укрепление евро задушит восстановление Европы на корню и повергнет европейскую экономику в хаос. Развивающиеся рынки, такие как Китай, нежелающие изменения курсов своих валют, столкнутся с резким ростом инфляции, а попытки ее сдержать приведут к еще большей деформации. Сверхпривилегия станет сверхобязанностью. Обязанность предотвратить погружение международной монетарной и финансовой системы в хаос лежит на США. Сколько у Америки времени? Валютные кризисы обычно происходят прямо перед или сразу после выборов. Может быть, крайний срок - ноябрь 2012 года?

Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter