Бензиновая игла » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Бензиновая игла

Под влиянием обострения ситуации на Ближнем Востоке в целом и в Ливии, в частности, мировые цены на энергоносители достигли наивысших показателей с осени 2008 года
5 марта 2011 Семенова Светлана
Под влиянием обострения ситуации на Ближнем Востоке в целом и в Ливии, в частности, мировые цены на энергоносители достигли наивысших показателей с осени 2008 года. Рекордный взлет нефти привел к существенному подорожанию бензина и топлива во многих развитых странах. Как итог - жители Туманного Альбиона, Европы и США спешат поставить автомобиль в гараж до лучших времен. Они вынуждены также серьезно умерить свои потребительские аппетиты. Это влечет за собой замедление роста экономик данных регионов, предупреждают эксперты. Если рост нефтяных котировок не остановится, то европейцам и американцам придется долго выкарабкиваться из экономической ямы.

Проблемы арабских стран, которые охвачены волной революций и массовых выступлений протеста, продолжают играть против рынка нефти. На фоне политического кризиса на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки стоимость энергоносителей стремительно набирает обороты. Нефтяной рынок на этой неделе продемонстрировал сильный взлет котировок, которые завершили ростом третью неделю подряд.

После снижения на биржах в Лондоне и в Нью-Йорке по итогам торговой сессии четверга, 3 марта, в конце рабочей недели нефтяные котировки вновь вернулись к росту. В пятницу цена углеводородов марки WTI превысила $104 за баррель, углеводороды Brent торговалась выше $115 за баррель. По итогам торгов 4 марта стоимость апрельских фьючерсных контрактов на нефть WTI на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) составила рекордные $104,42 за баррель, что на $2,51 (+2,46%) выше уровня, зафиксированного на закрытие сессии 3 марта. Это наивысший показатель стоимости углеводородов на рынке США с сентября 2008 года. Котировка фьючерса на нефть Brent на апрель на лондонской бирже ICE Futures по итогам торгов 4 марта поднялась на $1,18 (+1,03%)- до $115,97 за баррель.

В субботу в связи с выходным днем торги нефтяными контрактами на ведущих товарно-сырьевых биржах не проходят. По подсчетам экспертов, с начала этого года нефть подорожала в Лондоне более чем на 20%.

Большинство экспертов прогнозируют рост нефтяного рынка в ближайшей перспективе. По мнению аналитиков, нефть будет поддерживать эскалация напряженности в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Так, из Ливии продолжают приходить сообщения о вооруженных столкновениях между сторонниками и противниками Муаммара Каддафи. Помимо этого, акции протеста проходят также в Иране и Омане. Напряженная ситуация сохраняется в Ираке и Бахрейне. В связи с этим растут опасения, что народные волнения могут распространиться на Саудовскую Аравию и страны Персидского залива.

Вместе с мировыми ценами на нефть ползут вверх и цены на бензин в западных странах. В Европе, Великобритании и США они установились на рекордно высоком уровне. Так, в Англии стоимость автомобильного топлива подскочила до 130,68 пенса за литр, что равняется примерно $8,06 за галлон. Такие данные британской Automobile Association приводит агентство Bloomberg. Вследствие этого жители страны вынуждены значительно сократить свои расходы на путешествия, посещения кинотеатров и продовольственных магазинов. Для справки: галло?н - мера объёма, равная примерно 4,55 литрам. Переведя все это в рубли, получаем, что литр бензина в Англии стоит сейчас около 49,9 руб.

Рекордные цены на бензин были зафиксированы в конце рабочей недели в Нидерландах и Италии. Согласно данным Quotidiano Energia, в Италии литр бензина подорожал до 1,544 евро (что равняется приблизительно 60,7 руб.) за литр, а дизельное топливо выросло в цене до 1,438 евро (примерно 56,6 руб.) за литр. В Нидерландах бензин стоит рекордные 1,697 евро (примерно 66,8 руб.) за литр по сравнению с 1,692 евро за литр в июне 2008 года.

Аналогичная ситуация наблюдается в Германии. Средняя цена бензина высокого качества (super-grade) в пятницу составила там 1,55 евро (примерно 61 рубль) за литр по сравнению с рекордными 1,58 евро за литр в 2008 году.

В Соединенных Штатах бензиновые цены установились на максимальной отметке за два года. Средняя стоимость топлива сейчас составляет в этой стране $3,81 за галлон (равно примерно 23,6 руб. за литр). При этом в Калифорнии бензин премиум-класса стоит больше $4 за галлон (более 24,8 руб. за литр).

Тот факт, что цены на бензин в Великобритании и Европе превышают цены на бензин в США, специалисты объясняют тем, что европейский регион и Туманный Альбион в большей степени, чем Соединенные Штаты, зависят от поставок нефти с Ближнего Востока и Северной Африки, которые лихорадит с конца прошлого года.

Между тем, эксперты отмечают, что "бычьи" настроения на рынке нефти по-прежнему высоки и продолжающаяся политическая нестабильность на Ближнем Востоке может привести к более высоким ценовым отметкам, что неблагоприятно сказывается на всей мировой экономике.

Повышение стоимости нефти на Западе является негативным фактором, так как способствует росту энергозатрат и потребительских расходов. Это влечет за собой падение уровня потребительского доверия и ускорение инфляции, а значит, замедление темпов экономического роста. Такое положение дел ставит под сомнение восстановление экономик Европы и США.

В связи с этим эксперты не исключают, что высокая стоимость углеводородов и ее влияние на потребительские цены может вынудить Европейский Центральный Банк повысить уровень базовой процентной ставки. Причем уже в следующем месяце.

В свою очередь, глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке считает маловероятным повышение ставок в ближайшем будущем, полагая, что рост цен на нефть и другие сырьевые товары не приведет к длительному повышению уровня инфляции.

Между тем, рост цен на бензин уже начал негативно отражаться на финансовых показателях компаний розничной торговли. Данная неприятность уже коснулась таких "монстров", как Tesco Plc в Великобритании и американской компании Wal-Mart Stores Inc., являющейся крупнейшей розничной сетью в мире. Столь малоприятный факт способствует росту опасений относительно нескорого возвращения потребительских расходов на прежние высокие уровни.

"Единственная вещь, на которую мы можем надеяться - это то, что восстановление экономики окажется достаточно сильным для того, чтобы можно было бы повысить уровень зарплат на столько, чтобы они выдержали новые расходы потребителей. До этого времени водители с низким уровнем доходов должны будут оставлять свои автомобили в гаражах", - считает представитель Automobile Association Люк Босдет.

Примечательно, что, согласно данным Росстат, потребительские цены на автомобильный бензин в России, в отличие от Запада, в последний месяц зимы, наоборот, продемонстрировали снижение. По итогам февраля 2011 года они снизились на 1,5%. Для сравнения: в январе 2011 года был зафиксирован рост на 4,1%, в декабре 2010 года - на 0,9%, в ноябре 2010 года - на 1,3%. Между тем, в феврале 2011 года бензин стоил на 10,4% больше по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Это притом что по итогам 2010 года цены на бензин выросли в общей сложности на 6,5%.

По данным на 28 февраля, стоимость литра бензина в среднем по России составила 23 руб.45 коп. вместо 23 руб. 50 коп., зафиксированных 21 февраля, дизельного топлива - 23 руб. 78 коп. вместо 23 руб. 85 коп.

Цены на бензин в России притормозили свой рост благодаря вмешательству властей. В конце декабря 2010 года Федеральная антимонопольная служба РФ по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием о разъяснении причин роста цен и предостережением от их необоснованного роста. Однако рост цен продолжился. С октября 2010 года по конец января 2011 года цены на дизельное топливо, в частности, выросли на 53% .

Ситуация изменилась после того, как премьер-министр РФ Владимир Путин поручил вице-премьеру Игорю Сечину и ФАС России осуществлять более тщательный мониторинг цен на топливо. Сразу же после этого о снижении его стоимости заявили несколько ведущих нефтяных компаний: "Сургутнефтегаз", ТНК-BP и "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ", "Роснефть". В отношении трех последних антимонопольщики в начале февраля приняли решение о возбуждении дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная служба отметила, что существуют объективные причины роста цен на авиакеросин и дизельное топливо. Но рост цен на внешнем рынке и увеличение акцизов лишь частично могут объяснить действия по повышению нефтяными компаниями цен на федеральном оптовом рынке в конце 2010 и начале 2011 годов.

В результате мониторинга ФАС усмотрела в действиях трех компаний следующие признаки нарушения: установление и поддержание монопольно высоких цен, изъятие товара из обращения, результатом которого явился рост цен, создание дискриминационных условий в отношении поставок топлива компаниям, входящим в группу лиц ВИНК по сравнению с не входящими в одну группу лиц.

У антимонопольной службы также имеются вопросы к ОАО "ТНК-ВР", ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "АНК "Башнефть", которые, по оценке ФАС России, вошли в число коллективно доминирующих компаний на рынке нефтепродуктов в 2010 году. В настоящее время в отношении этих компаний продолжается предварительное расследование, сообщалось на сайте ФАС в начале февраля.

Напомним, что в 2008-2009 гг. ФАС рассмотрели "две волны" дел в отношении ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Лукойл", ОАО "Газпром нефть" и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов.

Общий объем штрафов, перечисленный в бюджет РФ нефтяными компаниями в 2010 году, составил около 5 млрд. рублей. При этом антимонопольщики отмечают, что в 2011 году с учетом принятых судебных решений по "первой волне" и "второй волне" дел ожидается поступление в казну ещё большей суммы

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter