Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
WTI и Brent: причины разрыва » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

WTI и Brent: причины разрыва

Спрэд Brent-WTI составляет уже более 15 долл. за баррель. Несмотря на то, что цены на эти две марки нефти всегда изменялись хоть и «синхронно», но всегда с некоторыми различиями, данная ситуация является уникальной. Во-первых, положительный спрэд держится уже продолжительное время, во-вторых, каждая новая сводка бьет исторические рекорды
31 марта 2011 Oil | Архив Молачиев Артур
Спрэд Brent-WTI составляет уже более 15 долл. за баррель. Несмотря на то, что цены на эти две марки нефти всегда изменялись хоть и «синхронно», но всегда с некоторыми различиями, данная ситуация является уникальной. Во-первых, положительный спрэд держится уже продолжительное время, во-вторых, каждая новая сводка бьет исторические рекорды.

Между ценами на нефть и фондовыми факторами существует тесная корреляция. Особенно ярко это выражено в периоды восстановления экономики, когда, при позитивном ожидании игроков, деньги устремляются в нефтяные фьючерсы и другие «высокорисковые» активы. Поскольку цена на нефть марки Brent меньше зависит от уровня нефтяных запасов, значение корреляции S&P 500 с Brent незначительно выше корреляции S&P 500 с WTI. Корреляция ежедневных значений S&P 500 с Brent и за 2009 и за 2010 гг. составила 0,9, а S&P 500 с WTI – 0,88.

В 2011 г. году взаимосвязь цены на американскую нефть с фондовым рынком значительно снизилась. Корреляция S&P 500 и WTI составила 0,63. Даже при росте фондовых факторов цена на нефть марки WTI осталась на уровне, не превышающем 92 долл. за барр. В то же время цена на нефть марки Brent росла темпами, превышающими темпы роста S&P 500. В такой ситуации и возникла рекордная разница между ценами на американскую и европейскую нефть.

WTI и Brent: причины разрыва


Резкому роста спрэда в 2011 г. поспособствовали начавшиеся волнения на Ближнем Востоке и Северной Африке. После очередной акции протеста в Тунисе 3 января 2011 г. спрэд Brent-WTI составлял 4,23 долл. за барр. (31 декабря 2010 г. – 1,85) и в дальнейшем сохранял исключительно повышательный тренд. На тот момент уже начались волнения в Алжире. На цену на нефть марки Brent оказывают значительное повышающее воздействие опасения по поводу возможных перебоев с поставками нефти, в то время как цена на нефть марки WTI держится на низком уровне в связи с сохраняющимся рекордно высоким уровнем запасов в Кушинге, штат Оклахома. В таких условиях спекулянты более оптимистично настроены по поводу цены Brent, нежели WTI, что приводит к дополнительному росту спрэда.
Даже если не брать в расчёт резкий рост разницы цен из-за волнений в странах арабского мира, наблюдается долгосрочная тенденция изменения традиционного соотношения цен на нефть марок Brent и WTI, при которой американская нефть торгуется с премией в среднем около 2 долл. к европейской.

Основной причиной изменения спрэда всегда считалось состояние товарных запасов нефти и нефтепродуктов в США, которое значительно влияет на цену американской нефти. Однако главную роль в формировании спрэда играют не совокупные запасы на территории США, а запасы в Кушинге, штат Оклахома. Своё воздействие на разницу цен данный фактор показал еще в 2007 г. Тогда, при росте запасов до рекордных на тот момент 27 млн барр., спрэд Brent-WTI достигал 5 долл. за барр. При снижении уровня запасов ситуация нормализовалась. Как видно на графике, между спрэдом WTI-Brent и уровнем запасов в Кушинге существует ярко выраженная отрицательная взаимосвязь, и запасы с начала 2009 г. находятся на беспрецедентно высоком уровне. Средний ежедневный спрэд WTI-Brent c 2004 по начало 2007 г. составил 2 долл за барр., с сентября 2007 по начало 2009 г. – 2,6 долл за барр., а за 2009-2010 гг уже 0,1. Таким образом, еще до событий в арабском мире добавочная премия, с которой продавалась WTI по отношению к Brent, была ликвидирована.

WTI и Brent: причины разрыва


Опасения потребителей также вызывает вероятная неспособность Кушинга вместить всю поступающую нефть. Возможность её оттока с хранилищ ограничена пропускной способностью НПЗ Среднего Запада и спросом на бензин в США, который сейчас находится на низком уровне. По оценкам министерства энергетики США на 30 сентября 2010 г. вместимость Кушинга составляла 45,9 млн барр., а к концу января 2011 г. уровень запасов превышал 38 млн барр. Возможно, при приближении количества запасов нефти к вместимости хранилищ, данные об их наполненности влияют на цены значительно больше, чем это было в ретроспективе.
Обнародованные в феврале 2011 г. планы Magellan Midstream Partners увеличить вместимость хранилищ на 4,25 млн барр. к концу 2011 г. вряд ли значительно повлияют на ситуацию. В первом квартале текущего года компания Transcanada планирует запустить вторую очередь трубопровода Keystone из города Стил Сити, штат Небраска до Кушинга. По нефтепроводу в сутки будет поступать 150 тыс. барр канадской синтетической нефти. Таким образом, понижающего влияния на цену американской нефти текущего высокого уровня запасов и ожиданий потребителей по поводу их дальнейшего роста нельзя отрицать, более того, пока нет предпосылок для изменения сложившейся ситуации.
Кроме сильного влияния на цену локальных факторов, на потерю нефтью марки WTI глобального статуса влияет также более быстрый рост развивающихся экономик, чей импорт привязан к марке Brent. В 2011 г. доля Brent в расчете индекса S&P GSCI (бывший товарный индекс Goldman Sachs), служащего показателем инвестиций в товарные рынки возросла на 6,3 %, а доля WTI снизилась на 3%.
В условиях долгосрочного удорожания европейской нефти относительно американской инвестиционные деньги «перетекают» с цены на нефть марки WTI в цену Brent, что ведет к дальнейшему росту спреда Brent-WTI. Аналитики Морган Стэнли в 2011 г. заявили, что предпочитают выражать свой «бычий взгляд» через Brent. В среднем в 2010 г. на бирже ICE трейдеры совершили на 35% больше фьючерсных контрактов, чем в предыдущем году. Активность же на бирже NYMEX по торговле нефтяными фьючерсами марки WTI, измеренная средним объемом открытых позиций, возросла за год лишь на 13%.
На рост цены на нефть марки Brent влияют и другие факторы, однако оценить степень и продолжительность их воздействия довольно сложно. В первую очередь, таковым фактором является падение добычи нефти в Северном море. По прогнозу министерства энергетики США от 8 февраля 2011 г. в 2011 г. добыча упадет еще на 220 тыс барр. в день, а в 2012 г. на 160 тыс. барр.
В основе текущего рекордного спрэда лежит нестабильность в странах арабского мира. Однако, текущие условия таковы, что даже в случае прекращения политических волнений, долгосрочный повышательный тренд спрэда Brent- WTI сохранится.

Комментарий Артура Молачиева, эксперта-аналитика ГУ Института энергетической стратегии