Германию оберегают в ущерб остальным » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Германию оберегают в ущерб остальным

Политика, ориентированная на одну-единственную страну, сулит болезненный спад на периферии
26 апреля 2011 The New York Times
ПРЕДЫСТОРИЯ: Две Европы

Все больше экономистов приходят к выводу, что экономический редактор ВВС Пол Мэйсон был прав и ЕС действительно постепенно раскалывается на два лагеря.
Пока такие промышленно развитые страны, как Германия, стабильно растут, государства с проблемной экономикой вроде Ирландии и Греции балансируют на грани долгосрочной стагнации.
С прошлого года производство в Германии выросло на 15%, а объем экономик Ирландии и Греции за последние два года сократился на 11 и на 6% соответственно. Кроме того, банковские системы уязвимых в экономическом отношении стран (особенно Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании) ослабели и стали менее привлекательными для инвесторов, многие из которых сомневаются, что данные государства останутся в еврозоне.
Г-н Мэйсон указывает, что, когда в 1995 году была введена единая валюта, периферийным государствам стало легче получать кредиты и они воспользовались этой новой возможностью.
7 апреля, сославшись на то, что уровень инфляции достиг 2,6%, Европейский Центробанк проголосовал за повышение процентных ставок. Этот шаг выгоден государствам, в которых наблюдается экономический рост (например, Германии). В то же время он лишил периферийные страны надежды на спокойное восстановление экономики, поскольку им предстоит длительный период снижения цен, вызванный слабой инвестиционной активностью.


Из-за того безумия, которое творится в нашей стране, у меня не было времени прокомментировать принятое в этом месяце Европейским центробанком решение повысить процентные ставки, несмотря на очень высокий уровень безработицы.

В первую очередь нужно отметить, что по общим экономическим показателям ситуация в еврозоне очень похожа на ситуацию в США: небольшой рост общей инфляции, вызванный повышением цен на сырье, при низкой базовой инфляции, и никаких признаков роста заработной платы и цен.

Так что те аргументы, которые приводит в пользу продолжения политики легких денег Федеральная резервная система США, вполне применимы и для ЕЦБ. Однако ЕЦБ ведет себя совершенно неразумно: он повышает процентные ставки, хотя его руководство признает, что усиление общей инфляции скорее всего будет временным.

Впрочем, у этой истории есть специфический европейский аспект. В годы, предшествовавшие кризису (период так называемого европузыря), имел место мощный приток капитала в периферийные экономики, который привел там к резкому росту издержек по сравнению с Германией. Теперь пузырь лопнул, и надо так или иначе выровнять издержки. Но как это сделать – за счет инфляции в Германии или дефляции в Испании? С общеевропейской точки зрения правильный ответ таков: нужно понемножку и того и другого. Поскольку дефляция всегда обходится очень дорого, основную нагрузку в виде растущих зарплат должна нести на себе Германия, а не Испания, где зарплаты придется снижать.

Тем не менее ЕЦБ сигнализирует, что не потерпит инфляции в Германии. Вместо этого вся нагрузка, связанная с корректировкой, ляжет на периферию, которой предстоит дефляция. С самого начала евроскептики беспокоились по поводу кредитно-денежной политики, которая не учитывает индивидуальные особенности отдельно взятых стран. Но то, что мы получили сейчас, намного хуже: политику, ориентированную на одну-единственную страну – Германию, единственную и неповторимую. Это сулит затяжной, болезненный спад на периферии, масштабные дефолты, много горя и значительный рост вероятности развала еврозоны. А в остальном это осмотрительная и разумная политика.

Путь к еврокризису

Некоторые читатели удивляются, когда я рассуждаю о том, как появление евро привело к снижению процентных ставок на европейской периферии.

Все становится понятно, если посмотреть на статистику, отраженную на графике. Как только евро стал реальностью, страны, которым раньше приходилось платить большие проценты, вдруг получили возможность заимствовать средства на тех же условиях, что и Германия. Это вылилось в значительное снижение стоимости капитала. Стали возникать пузыри, усилилась инфляция, а то, что вы видите сейчас, – это их последствия.

Пол Кругман

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM

Перекладывают ответственность друг на друга

Г-н Кругман, у вас во всем всегда Германия виновата. Десять лет мы страдали от снижения зарплат, в то время как огромное количество капитала уплывало в страны на европейской периферии, где в результате начался экономический бум. В Испании и Ирландии благодаря этим деньгам возникли гигантские пузыри в сфере недвижимости. Но нынешние экономические проблемы в Европе – это, конечно, вина Германии.

– G., Германия

Я недавно провел шесть недель в командировке на севере Германии. Немцы считают, что будет нечестно использовать деньги, заплаченные ими в виде налогов, или повышать инфляцию, чтобы устранить возникший дисбаланс, потому что в отличие от безответственных соседей с юга они ничего не получили в тучные времена. Эта точка зрения представляется мне вполне обоснованной, учитывая, что у немцев уже долгие годы не было реального роста зарплат.

Тем не менее крупные немецкие банки действительно заработали, предоставляя кредиты странам юга Европы. Возможно, компромисс заключается в том, чтобы постфактум обложить налогом прибыли немецких банков, полученные ими за счет безответственных заемщиков.

– W. S. R., Китай

В 90-е годы средний класс в Германии страдал от более высоких налогов, в то время как для бизнеса налоги были радикально уменьшены. Одновременно социальные выплаты резко выросли, а отдача от них, наоборот, упала. С учетом того, что зарплаты за те десять лет выросли очень незначительно, покупательная способность немцев снизилась. Так что, вопреки расхожему мнению, от введения евро выиграла не Германия, а страны «свинской пятерки» (Португалия, Италия, Ирландия, Греция и Испания – P.I.I.G.S.), которые купались в роскоши.

Мы, немецкие налогоплательщики, сыты этим по горло. Экономически слабые государства «свинской пятерки» должны как можно скорее объявить о дефолте и выйти из еврозоны.

– Без имени, Германия

Разве Евросоюз не обещал стать к 2000 году самой конкурентоспособной экономической зоной в мире? Не говорили ли мы то же самое в 2010 году? Возможно, нам не следует давать таких обещаний. А уж если мы их даем, то давайте помнить, что курс сейчас надо менять вовсе не Германии.

– Michael Masuch, Франция

Богатые немцы на протяжении 15 лет снимали сливки с зарплат своих рабочих, а теперь они сумели переложить вину за свои проблемы на Южную Европу.

Они не прибегали к такой циничной тактике со времен Веймарской республики, и это беспокоит меня.

– C., Болгария

http://www.nytimes.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter