Беспредел » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Беспредел

Стоило президенту и премьер-министру России одновременно покинуть пределы родного отечества, как началось... Нефтяные короли российского бизнеса, отыгрываясь за февральскую премьерскую взбучку, сорвались с цепи. Не оглядываясь на последствия, которые, несомненно, не заставят себя долго ждать, и пользуясь случаем отсутствия всех четырех рук, держащих бензиновую артерию, монополисты попытались продемонстрировать, кто в доме хозяин
27 апреля 2011 Макаров Олег
Стоило президенту и премьер-министру России одновременно покинуть пределы родного отечества, как началось... Нефтяные короли российского бизнеса, отыгрываясь за февральскую премьерскую взбучку, сорвались с цепи. Не оглядываясь на последствия, которые, несомненно, не заставят себя долго ждать, и пользуясь случаем отсутствия всех четырех рук, держащих бензиновую артерию, монополисты попытались продемонстрировать, кто в доме хозяин. При этом отдельные из них уже пытаются подкладывать соломку под будущие неприятности, обвиняя в ситуации... административную составляющую.

Где бензин?

Соль, сахар, питьевая вода, гречка... И вот теперь бензин. Какие еще потрясения ждут российских граждан, неволей ставших заложниками монопольной системы? Как получилось, что в стране, самой богатой в плане сырьевых запасов, да и в любом другом плане щедро наделенной природными ресурсами, разом по "щучьему велению" вдруг все исчезло? Стоявшие в очередях за колбасой в 90-е, скупавшие мешками соль в новом столетии, пережившие гречневый бум прошлого года граждане отчетливо помнят, как похудели их кошельки "благодаря" отдельным деятелям. Впрочем, помнят не только граждане. Реакция, увы, предсказуема. А, значит, есть возможность урвать и свой кусок пирога, тем более, что "большой брат" отсутствует.

В России наступила эра "безбензинья". Одна за другой приходят тревожные новости из самых разных регионов России. Алтай, Кемерово, Ростовская область, Новокузнецк... Не избежали возможного попадания в "черный список" и обе столицы. Увы, оказалось, что даже территориальная близость к власти не способна уберечь ни москвичей, ни петербуржцев от жаждущих допдоходов.

Впрочем, эта тонкая связующая ниточка близости к власти накануне была разорвана. Как известно, президент страны Дмитрий Медведев присутствовал в Чернобыле, где совместно с президентом Украины Виктором Януковичем участвовал в траурных мероприятиях, посвященных 25-летию трагедии, а премьер-министр Владимир Путин отлучился в Копенгаген... Все! Стена, долгое время державшая в страхе, рухнула.

Безусловно, система не может зависеть лишь от двух ключевых фигур. На местах зашевелились представители Федеральной антимонопольной системы. Уже объявлено о ряде претензий и последующих за ними штрафами. Но... объявлено не везде. А, в случае с Ростовской областью и вовсе не замечено каких-либо перебоев с топливом. Там же, где реакция последовала, мгновенного решения проблемы не стоит ожидать. Так, в случае с Алтайским краем Заседание комиссии УФАС по рассмотрению материалов дела назначено лишь на 11 мая. Однако, если комиссии потребуется дополнительное время для принятия решения, то и эти сроки будет отодвинуты.

А пока работает пресловутый "человеческий фактор": граждане, вынужденные стоять в долгосрочных очередях, скупают "жизненно важную составляющую" по повышенным ценам, запасаясь при этом впрок. Стоимость же бензина взлетела одномоментно: где на 30 копеек, где на 80... Согласно данным Московской топливной ассоциации, средневзвешенные цены на дизельное топливо выросли на 13 коп. за литр, средняя цена составила 24,76 руб., на Аи-92 - на 21 коп. (24,45 руб./л), Аи-95 - на 25 коп./л (26,43 руб./л). Так, "ЛУКОЙЛ" еще 21 апреля увеличил цены на все топливо, реализуемое на АЗС в регионе, на 30 копеек за литр. В настоящее время в Москве литр Аи-92 Экто стоит 24,97 руб., в области - 24,57 руб., Аи-95 Евро - 26,77 руб. и 26,27 руб., соответственно, дизельное топливо - 25,97 руб. и 25,27 руб. В ТНК-ВР отметили, что компания на этой неделе повысила цены на бензин в Московском регионе также порядка 30 коп. на литр, следуя общей тенденции рынка. Подросли цены на АЗС "Роснефти". Стоимость обычного бензина выросла на 30 коп. за литр, на брендированный - на 50 коп. Но вряд ли это предел. Так что вернутся руководители страны в совершенно другую действительность, которая их вряд ли обрадует.

Подкладывая соломку.

Разумеется, за происходящее на рынке бензина расплата последует неминуемо. Понимая это, участники рынка пытаются заранее объяснить свои действия. Причин несколько: и плановые ремонты на четырех НПЗ в РФ (кстати, проводящиеся регулярно), и нежелание независимых трейдеров приобретать нефтепродукты на бирже (поскольку здесь дороже), и требования технического регламента (действует с начала года т не позволяет продавать в России бензин с высоким содержанием серы). Фактически, за скобками осталась альтернативная часть сложившегося кризиса. Ни один из озвученных компонентов не обрушились на рынок, как снег на голову.

Куда предпочтительно выглядит другая, похоже, ключевая мысль, проскальзывающая в отдельных высказываниях экспертов. Суть ее до банальности проста: на экспорт топливо отправлять выгоднее, чем торговать им внутри страны. Внешние цены на нефть, как известно, растут, а в РФ еще действует эхо тотальной февральской взбучки у премьера, после которой нефтяники пошли на попятную.

Ко всему прочему, добавился сезонный спрос и снижение рентабельности нефтяных компаний, на которые указал вице-президент НК "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун. По его словам, запасы бензина в России "вымываются" из-за сильного роста спроса на него и ограничений цен на топливо. "Если ты ограничил цену, то есть отрезал рыночный механизм регуляции, то следующий шаг - строй систему распределения. В этот регион столько-то, в этот - столько-то. Это плановое задание, система контроля заданий, это другая система. Если ты исключаешь интерес спроса и предложения, ты должен включать другие рычаги", - отметил вице-президент "ЛУКОЙЛа".

Посетовал Федун и на рост автопродаж. "Бензина не хватает, нужна глубокая модернизация заводов, а это процесс достаточно длинный", - подчеркнул он. Сложившейся ситуации отчасти способствовала программа утилизации автомобилей, которую запустило правительство: "она выбросила на рынок миллионы новых автомобилей, которые хотят бензина".

Подводя промежуточный итог, отметим, что из оправданий экспертов достаточно четко вырисовывается круг "виноватых". И в этом списке первая строчка принадлежит... правительству, которое так старалось сдержать цены на топливо, в том числе влияющие на инфляцию, поддержать российский автопром, еле переживший кризис, и дать людям и экологии страны, наконец, качественный бензин. Все это, несомненно, было сделано правильно и своевременно. Только, как у нас обычно бывает, хотели как лучше, а получилось...

Ждем реакции.

Ответ федеральных властей, разумеется, не заставит себя долго ждать. Еще накануне, долетевшие с Родины весточки, озаботили главу кабинета министров, и через своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова премьер уже дал задание всем компетентным ведомствам доложить о причинах возникшего дефицита на рынке топлива. Так что, к возвращению Путина должен быть проведен тщательный мониторинг ситуации. Поручение было дано с тем, чтобы "в самые сжатые сроки сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива". Вполне возможно, что нефтяникам придется пережить февральское deja vu.

А пока, свое отношение к происходящему высказал спикер Совета Федерации Сергей Миронов, призвавший ФАС вмешаться в ситуацию. "ФАС должна незамедлительно вмешаться в сложившуюся ситуацию и не дать безобразничать монополиям на этом рынке", - констатировал он. "Несмотря на то, что нефтяные компании заявляют о том, что они сокращают поставки на экспорт, тем не менее, реальность такова, что эти поставки они увеличивают. И при этом завышают розничные цены на внутреннем рынке", - считает Миронов. По его мнению, позиция монополистов такова: если государство требует с них снижения внутренних цен на топливо, то тогда "мы (монополисты) создадим дефицит: пусть народ хватает по любой цене и стоит в очередях".

Для монополий должны быть главными народ и власть, которой даны народом соответствующие полномочия. "А эти компании считают, что они главные, и поэтому набивают свои карманы за счет народа. Эта ситуация у нас повторяется каждый год весной в период полевых работ и осенью, в период уборочной, и надо принимать очень серьезные меры и бить по рукам тех, кто искусственно взвинчивает цены", - заявил Миронов.

Удивительно, что пока никак не отреагировала партия власти. Ведь именно большинство народных избранников как-то должно этот народ защищать от новых вызовов. Но... ни словом ни один из единороссов не обмолвился (исключая, естественно, главу правительства). Впрочем, возможно, в их обязанности это и не входит.

А пока механизм карательных мер не запущен, граждане собираются на акции протеста. В частности, 30 апреля на велосипеды в знак протеста против дефицита ГСМ намерены пересесть алтайские автомобилисты. Напомним, что именно здесь все и началось. Так что, вероятно, что реакция и в других регионах тоже последует

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter