27 мая 2011 Эксперт Online
«Дефолт Греции, Ирландии и Португалии неизбежны. Альтернативы такому решению в ближайшем будущем нет», — таково мнение Пола Марсона, главного экономиста частного швейцарского банка Lombard Odier. В принципе, одного лишь авторитета этого старейшего банка Швейцарии было бы достаточно, чтобы доказать безнадежность финансового положения этих стран, но для вящей убедительности добавлю, что Марсон за свою карьеру поработал в Банке Англии, а также в таких инвестбанках как Goldman Sachs, Morgan Stanley и J.P.Morgan. То есть речь идет о человеке, который знает что говорит.
Размер госдолга этих стран и его стоимость таковы, что обслуживать свой долг они не способны. Так, по итогам 2010 года долг Греции составлял 129,2% ВВП, Ирландии — 104,9% ВВП, Португалии — 92,9% ВВП. При этом у них сохраняется бюджетный дефицит — 8,3%, 7,3% и 32,3% ВВП соответственно, то есть долг не сокращается, но растет. Доходность же по облигациям этих стран в последнее время исчисляется двузначными цифрами. Выйти из подобной ситуации невозможно.
Чтобы разобраться с подобными финансовыми проблемами, этим странам пришлось бы скорректировать свой бюджет (сократить расходы и повысить доходы) на 8-10% ВВП и поддерживать такой режим в течение многих лет. И это при условии сохранения экономического роста, чего на практике, конечно, быть не может. Ибо бюджетная корректировка подобного масштаба практически неизбежно будет подавлять экономический рост.
Поэтому все сегодняшние разговоры о программах помощи этим странам и о планах бюджетной экономии — что мертвому припарки. Финансовые вливания от партнеров по ЕС могут лишь на пару лет отсрочить неприятное решение, не более того.
Греция, Португалия и Ирландия пожинают сегодня плоды резкого повышения реальных доходов населения после перехода на евро. Если немцы последовательно проводили политику удержания доходов на прежнем уровне, например, за счет реформы социальной системы Хартц IV, и соглашений с профсоюзами об ограничении зарплат в обмен на отказ от вывода производств, то у греков и португальцев после перехода на евро доходы росли на десятки процентов в год. Что подорвало конкурентоспособность и без того не слишком мощных экономик. Теперь правительствам этих стран, так или иначе, но непременно придется корректировать уровень жизни граждан. Ситуация, когда те же греки живут более комфортно и работают меньше, чем немцы, которые фактически платят сегодня по греческим долгам, очевидно, не нормальная. Долго так продолжаться не может.
Понятно, что в долгосрочной перспективе еврозоне придется решать задачу некоторой социально-экономической унификации (продолжительность рабочей недели, пенсионный возраст и прочее), но главное — для стабильности еврозоны требуется бюджетно-налоговая федерализация. Но пока никаких признаков того, что европейцы готовы двигаться в направлении создания европейского супергосударства не наблюдается. Если в ближайшие годы этого не произойдет, то тогда, скорее всего, либо более слабые страны вынуждены будут выйти из зоны евро, либо — наоборот, будет создан новый валютный союз, условно получивший уже название «северный евро». Других вариантов, похоже, нет.
Павел Быков
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Размер госдолга этих стран и его стоимость таковы, что обслуживать свой долг они не способны. Так, по итогам 2010 года долг Греции составлял 129,2% ВВП, Ирландии — 104,9% ВВП, Португалии — 92,9% ВВП. При этом у них сохраняется бюджетный дефицит — 8,3%, 7,3% и 32,3% ВВП соответственно, то есть долг не сокращается, но растет. Доходность же по облигациям этих стран в последнее время исчисляется двузначными цифрами. Выйти из подобной ситуации невозможно.
Чтобы разобраться с подобными финансовыми проблемами, этим странам пришлось бы скорректировать свой бюджет (сократить расходы и повысить доходы) на 8-10% ВВП и поддерживать такой режим в течение многих лет. И это при условии сохранения экономического роста, чего на практике, конечно, быть не может. Ибо бюджетная корректировка подобного масштаба практически неизбежно будет подавлять экономический рост.
Поэтому все сегодняшние разговоры о программах помощи этим странам и о планах бюджетной экономии — что мертвому припарки. Финансовые вливания от партнеров по ЕС могут лишь на пару лет отсрочить неприятное решение, не более того.
Греция, Португалия и Ирландия пожинают сегодня плоды резкого повышения реальных доходов населения после перехода на евро. Если немцы последовательно проводили политику удержания доходов на прежнем уровне, например, за счет реформы социальной системы Хартц IV, и соглашений с профсоюзами об ограничении зарплат в обмен на отказ от вывода производств, то у греков и португальцев после перехода на евро доходы росли на десятки процентов в год. Что подорвало конкурентоспособность и без того не слишком мощных экономик. Теперь правительствам этих стран, так или иначе, но непременно придется корректировать уровень жизни граждан. Ситуация, когда те же греки живут более комфортно и работают меньше, чем немцы, которые фактически платят сегодня по греческим долгам, очевидно, не нормальная. Долго так продолжаться не может.
Понятно, что в долгосрочной перспективе еврозоне придется решать задачу некоторой социально-экономической унификации (продолжительность рабочей недели, пенсионный возраст и прочее), но главное — для стабильности еврозоны требуется бюджетно-налоговая федерализация. Но пока никаких признаков того, что европейцы готовы двигаться в направлении создания европейского супергосударства не наблюдается. Если в ближайшие годы этого не произойдет, то тогда, скорее всего, либо более слабые страны вынуждены будут выйти из зоны евро, либо — наоборот, будет создан новый валютный союз, условно получивший уже название «северный евро». Других вариантов, похоже, нет.
Павел Быков
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу