В 2010 году впервые в России семь рейтинговых агентств получили официальную государственную аккредитацию при Минфине. Это международные агентства Moody s Investor Service, Fitch Ratings, Standard & Poor’s, и российские: Национальное рейтинговое агентство, АК&М, "Рус-рейтинг" и "Эксперт-РА". Смогут ли отечественные РА потеснить зарубежных конкурентов и стать основой для формирования отдельной экономической отрасли?
Бум рейтингования
Звездным часом российских РА стал мировой кризис 2008 года. Зарубежные агентства потеряли доверие многих национальных регуляторов после выдачи высоких рейтингов "проблемным" компаниям, в том числе, виновникам ипотечного кризиса. По данным Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии, в 2008 году на рынке рейтингов банков с долей 66% доминировала "большая тройка" (Standard & Poor`s, Fitch Ratings и Moody`s, учитывая аффилированную "дочку" "Мудис-Интерфакс"). В апреле 2011 года доля зарубежных игроков сократилась до 45%. Доля российских рейтинговых агентств, аккредитованых Минфином, на начало второго квартала выросла до 55%.
В разгар кризиса ЦБ РФ в рамках программы спасения российских банков обратился к отечественным РА, еще не скомпрометировавшим себя, за оценкой компаний, которые могут рассчитывать на беззалоговые кредиты. Доверие ЦБ подстегнуло интерес к российским РА. Крупнейшие из них получили новых клиентов, более мелкие укрепились на региональном уровне. В результате сейчас в России работают около 50 рейтинговых агентств, в том числе в регионах. Свой успех отечественные РА могут развить за счет ряда преимуществ перед международными компаниями.
Сильные и слабые стороны российских РА
Сейчас эмитенту не обязательно иметь рейтинг международного агентства, если он не собирается выходить на международный рынок, достаточно оценки внутреннего агентства. Это особенно выгодно небольшим компаниям, которые развиваются, хотят публичности, но не готовы тратить большие деньги.
"Среди преимуществ российских РА - более низкая стоимость услуг, сроки работы и отсутствие странового рейтинга, который очень сильно влияет на оценку компании: по внутренней шкале он не используется. Еще одно наше преимущество - мы присваиваем рейтинги и по российской отчетности, то есть, не обязательно наличие дорогостоящего международного аудита", - поясняет гендиректор "Национального рейтингового агентства" Виктор Четвериков.
Кроме того, российские агентства знают специфику национального рынка, они ближе к компании или региону географически. Международные РА подходят к оценке со стандартами, выработанными для развитых рынков. Для них (как и для большинства иностранных инвесторов) все российские компании, кроме, возможно, нефтегазовых, крайне рискованные.
Отечественные РА могут быть лучше осведомлены об особенностях рынка, но у них нет авторитета международных агентств. Кроме того, в России почти нет традиции рейтингования. Пока присвоенный высокий рейтинг - в большей степени вопрос престижа, и прямой связи с перспективами инвестирования в актив не имеет. Нет архива рейтингов, по которому можно было проследить, подтверждались ли оценки.
Еще одна проблема - отсутствие устоявшейся системы оценок. Как сравнивать рейтинги одного российского РА с другим или российского и международного РА? На эти вопросы предстоит ответить регулятору.
Роль регулятора
Отечественные агентства не смогут добиться сильных позиций на рынке без поддержки регулятора, которому, по сути, предстоит создать новую отрасль экономики. Главная проблема, с которой сталкиваются регуляторы во всем мире - конфликт интересов. В мае 2011 года комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) опубликовала новые рекомендации к работе рейтинговых агентств, в которых, в частности, запрещается участие одних и тех же сотрудников в определении рейтинга компаний и распространении среди компаний услуг агентства. В России примером конфликта интересов между рейтинговым агентством и эмитентом стало дело "Соцгорбанка", у которого ЦБ отозвал лицензию в апреле текущего года. Банк имел рейтинги трех международных агентств и российского агентства "Рус-рейтинг", которое было аффилировано с кредитной организацией. Фонд Firebird (владеет около 30% акций "Рус-рейтинга"), в свою очередь, является миноритарным акционером "Соцгорбанка".
Недавно заместитель министра финансов Алексей Саватюгин заявил: "Мы к регулированию рейтинговых агентств подошли меньше года назад. До этого не было ничего. Сейчас у Минфина пока есть только право их аккредитовывать. Мы провели первый экспертный совет по рейтинговой политике, с участием агентств, ЦБ и других структур, обсудили единую шкалу соответствия рейтинговых агентств. Мы не можем сразу взять и принять закон о рейтинговой деятельности. Дайте нам год-полтора, мы посмотрим, как эти агентства живут, и тогда мы выйдем с предложениями".
По мнению экспертов, государству нужно внести ряд поправок в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", которые касаются статуса рейтинговых агентств. Представители Минфина заявляли, что ведомство рассчитывает расширить полномочия по регулированию этого сектора экономики: утверждать стандарты стоимости услуг, единую шкалу соответствия. Важно, чтобы после аккредитации РА последовало расширение списка нормативных документов, в которых используются рейтинги российских агентств. Сейчас существует около полусотни нормативных актов, где фигурируют РА, но лишь в нескольких документах упоминаются именно российские рейтинговые агентства. Некоторые эксперты считают, что эмитенты, которые выпускают бумаги на отечественную биржу, обязательно должны иметь рейтинги российских РА.
"Минфин обещал, что со временем будет появляться большее количество документов, упоминающих российские РА. Министерству также нужно исключить путаницу из документов и рекомендаций другим ведомствам. Сейчас многие документы содержат разные уровни рейтинга, иногда неправильное сопоставление рейтингов разных агентств. Кроме того, шкала должна использоваться полностью, от самой последней буквы до верхнего значения, а не только от какого-то уровня и выше, - добавляет Виктор Четвериков. - Регулятор должен больше интересоваться нашими методиками, делать запросы относительно шагов, которые мы предпринимаем - это тоже было бы полезно".
Перспективы
Соперничать с международными агентствами как в оценке компаний, так и в оценке надежности национальных экономик отечественные агентства не могут. "На внешнем рынке мы конкуренцию международными агентствам не составляем и не можем составлять, поскольку российские агентства не легализованы на международном рынке, их наименования нигде не записаны. Мы можем присваивать оценки, но они не будут востребованы", - отмечает Виктор Четвериков.
Таким образом, ниша российских РА - внутренний рынок и работа с небольшими компаниями. Восстановившиеся после кризиса крупные игроки будут привлекать иностранные инвестиции, а для этого нужны международные рейтинги. Отечественные оценки нужны при реализации программы поддержки малого и среднего бизнеса. Они могут быть интересны небольшим компаниям, выходящим на рынок облигаций.
Упомянутая выше тенденция к увеличению доли отечественных РА на рынке может быть сломлена. За отведенные замминистра время для наблюдения за российскими РА их конкуренты вернутся на рынок. Международные агентства, сдавшие свои позиции в период кризиса, уже начинают отыгрывать их. Представители ведущих агентств отмечают отток клиентов. Российские банки (крупнейший сегмент рейтингового рынка) после сворачивания госпрограммы беззалоговых кредитов стали отказываться от рейтингов, особенно те компании, которым грозило понижение оценки. В свою очередь, оценка рисков российских банков ЦБ по мере нормализации ситуации в экономике становится все консервативнее. Недобросовестные компании предпочитают скрывать истинное положение дел. Применение схем, которые позволяют обойти нормы регулятора, возвращает нас к "закручиванию гаек" со стороны ЦБ.
Отток клиентов РА может быть связан с тем, что компании считают рейтинги устаревшим инструментом. Мировой кризис показал, насколько несовершенными оказались методики ведущих мировых агентств. Тем не менее, все участники рынка заинтересованы в объективной внешней оценке компании, в управлении рисками, и в этом альтернативы рейтинговым агентствам пока нет. "Традиционно рейтинговое агентство - это инструмент, который позволяет сделать формальный выбор - соответствует или не соответствует тот или иной финансовый инструмент определенным критериям. С этой точки зрения, рейтинговые агентства незаменимы, поскольку рейтинг, который они присваивают, снимает с управляющих часть формальной ответственности. Хотя бы поэтому РА будут существовать еще долгое время, их функции пока взять на себя некому", - считает управляющий директор УК "Финам Менеджмент" Сергей Хестанов
Бум рейтингования
Звездным часом российских РА стал мировой кризис 2008 года. Зарубежные агентства потеряли доверие многих национальных регуляторов после выдачи высоких рейтингов "проблемным" компаниям, в том числе, виновникам ипотечного кризиса. По данным Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии, в 2008 году на рынке рейтингов банков с долей 66% доминировала "большая тройка" (Standard & Poor`s, Fitch Ratings и Moody`s, учитывая аффилированную "дочку" "Мудис-Интерфакс"). В апреле 2011 года доля зарубежных игроков сократилась до 45%. Доля российских рейтинговых агентств, аккредитованых Минфином, на начало второго квартала выросла до 55%.
В разгар кризиса ЦБ РФ в рамках программы спасения российских банков обратился к отечественным РА, еще не скомпрометировавшим себя, за оценкой компаний, которые могут рассчитывать на беззалоговые кредиты. Доверие ЦБ подстегнуло интерес к российским РА. Крупнейшие из них получили новых клиентов, более мелкие укрепились на региональном уровне. В результате сейчас в России работают около 50 рейтинговых агентств, в том числе в регионах. Свой успех отечественные РА могут развить за счет ряда преимуществ перед международными компаниями.
Сильные и слабые стороны российских РА
Сейчас эмитенту не обязательно иметь рейтинг международного агентства, если он не собирается выходить на международный рынок, достаточно оценки внутреннего агентства. Это особенно выгодно небольшим компаниям, которые развиваются, хотят публичности, но не готовы тратить большие деньги.
"Среди преимуществ российских РА - более низкая стоимость услуг, сроки работы и отсутствие странового рейтинга, который очень сильно влияет на оценку компании: по внутренней шкале он не используется. Еще одно наше преимущество - мы присваиваем рейтинги и по российской отчетности, то есть, не обязательно наличие дорогостоящего международного аудита", - поясняет гендиректор "Национального рейтингового агентства" Виктор Четвериков.
Кроме того, российские агентства знают специфику национального рынка, они ближе к компании или региону географически. Международные РА подходят к оценке со стандартами, выработанными для развитых рынков. Для них (как и для большинства иностранных инвесторов) все российские компании, кроме, возможно, нефтегазовых, крайне рискованные.
Отечественные РА могут быть лучше осведомлены об особенностях рынка, но у них нет авторитета международных агентств. Кроме того, в России почти нет традиции рейтингования. Пока присвоенный высокий рейтинг - в большей степени вопрос престижа, и прямой связи с перспективами инвестирования в актив не имеет. Нет архива рейтингов, по которому можно было проследить, подтверждались ли оценки.
Еще одна проблема - отсутствие устоявшейся системы оценок. Как сравнивать рейтинги одного российского РА с другим или российского и международного РА? На эти вопросы предстоит ответить регулятору.
Роль регулятора
Отечественные агентства не смогут добиться сильных позиций на рынке без поддержки регулятора, которому, по сути, предстоит создать новую отрасль экономики. Главная проблема, с которой сталкиваются регуляторы во всем мире - конфликт интересов. В мае 2011 года комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) опубликовала новые рекомендации к работе рейтинговых агентств, в которых, в частности, запрещается участие одних и тех же сотрудников в определении рейтинга компаний и распространении среди компаний услуг агентства. В России примером конфликта интересов между рейтинговым агентством и эмитентом стало дело "Соцгорбанка", у которого ЦБ отозвал лицензию в апреле текущего года. Банк имел рейтинги трех международных агентств и российского агентства "Рус-рейтинг", которое было аффилировано с кредитной организацией. Фонд Firebird (владеет около 30% акций "Рус-рейтинга"), в свою очередь, является миноритарным акционером "Соцгорбанка".
Недавно заместитель министра финансов Алексей Саватюгин заявил: "Мы к регулированию рейтинговых агентств подошли меньше года назад. До этого не было ничего. Сейчас у Минфина пока есть только право их аккредитовывать. Мы провели первый экспертный совет по рейтинговой политике, с участием агентств, ЦБ и других структур, обсудили единую шкалу соответствия рейтинговых агентств. Мы не можем сразу взять и принять закон о рейтинговой деятельности. Дайте нам год-полтора, мы посмотрим, как эти агентства живут, и тогда мы выйдем с предложениями".
По мнению экспертов, государству нужно внести ряд поправок в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", которые касаются статуса рейтинговых агентств. Представители Минфина заявляли, что ведомство рассчитывает расширить полномочия по регулированию этого сектора экономики: утверждать стандарты стоимости услуг, единую шкалу соответствия. Важно, чтобы после аккредитации РА последовало расширение списка нормативных документов, в которых используются рейтинги российских агентств. Сейчас существует около полусотни нормативных актов, где фигурируют РА, но лишь в нескольких документах упоминаются именно российские рейтинговые агентства. Некоторые эксперты считают, что эмитенты, которые выпускают бумаги на отечественную биржу, обязательно должны иметь рейтинги российских РА.
"Минфин обещал, что со временем будет появляться большее количество документов, упоминающих российские РА. Министерству также нужно исключить путаницу из документов и рекомендаций другим ведомствам. Сейчас многие документы содержат разные уровни рейтинга, иногда неправильное сопоставление рейтингов разных агентств. Кроме того, шкала должна использоваться полностью, от самой последней буквы до верхнего значения, а не только от какого-то уровня и выше, - добавляет Виктор Четвериков. - Регулятор должен больше интересоваться нашими методиками, делать запросы относительно шагов, которые мы предпринимаем - это тоже было бы полезно".
Перспективы
Соперничать с международными агентствами как в оценке компаний, так и в оценке надежности национальных экономик отечественные агентства не могут. "На внешнем рынке мы конкуренцию международными агентствам не составляем и не можем составлять, поскольку российские агентства не легализованы на международном рынке, их наименования нигде не записаны. Мы можем присваивать оценки, но они не будут востребованы", - отмечает Виктор Четвериков.
Таким образом, ниша российских РА - внутренний рынок и работа с небольшими компаниями. Восстановившиеся после кризиса крупные игроки будут привлекать иностранные инвестиции, а для этого нужны международные рейтинги. Отечественные оценки нужны при реализации программы поддержки малого и среднего бизнеса. Они могут быть интересны небольшим компаниям, выходящим на рынок облигаций.
Упомянутая выше тенденция к увеличению доли отечественных РА на рынке может быть сломлена. За отведенные замминистра время для наблюдения за российскими РА их конкуренты вернутся на рынок. Международные агентства, сдавшие свои позиции в период кризиса, уже начинают отыгрывать их. Представители ведущих агентств отмечают отток клиентов. Российские банки (крупнейший сегмент рейтингового рынка) после сворачивания госпрограммы беззалоговых кредитов стали отказываться от рейтингов, особенно те компании, которым грозило понижение оценки. В свою очередь, оценка рисков российских банков ЦБ по мере нормализации ситуации в экономике становится все консервативнее. Недобросовестные компании предпочитают скрывать истинное положение дел. Применение схем, которые позволяют обойти нормы регулятора, возвращает нас к "закручиванию гаек" со стороны ЦБ.
Отток клиентов РА может быть связан с тем, что компании считают рейтинги устаревшим инструментом. Мировой кризис показал, насколько несовершенными оказались методики ведущих мировых агентств. Тем не менее, все участники рынка заинтересованы в объективной внешней оценке компании, в управлении рисками, и в этом альтернативы рейтинговым агентствам пока нет. "Традиционно рейтинговое агентство - это инструмент, который позволяет сделать формальный выбор - соответствует или не соответствует тот или иной финансовый инструмент определенным критериям. С этой точки зрения, рейтинговые агентства незаменимы, поскольку рейтинг, который они присваивают, снимает с управляющих часть формальной ответственности. Хотя бы поэтому РА будут существовать еще долгое время, их функции пока взять на себя некому", - считает управляющий директор УК "Финам Менеджмент" Сергей Хестанов
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба