25 июня 2011 Беляева Ольга
В том, что главой европейского регулятора на очередном саммите будет назначен Марио Драги было известно давно - аж в апреле текущего года. Так уж случилось, что к моменту выдвижения на почетную должность фактически он один и остался. Отступать 63-летнему финансисту было некуда. Еще бы такой взлет! Тем более, что взлет этот стал фактически подарком судьбы, от которых, как известно, не принято отказываться.
Еще год назад Драги, в прошлом занимавший один из руководящих постов в Goldman Sachs, считался аутсайдером предвыборной гонки. Главными претендентом на этот пост считался руководитель Бундесбанка Аксель Вебер. Однако после того, как он объявил о намерении досрочно покинуть свой пост, Вебер автоматически выбыл из предвыборной гонки.
В итоге, когда пришлось главам Европы делать выбор, кандидатура Драги оказалась наиболее предпочтительной. Один за другим лидеры стран Старого света поспешили высказать свои пожелания, в конечном итоге сводившиеся к одному - Драги - именно тот человек, который должен возглавить ЕЦБ.
Отметим, что одним из первых кандидатуру будущего предводителя регулятора поддержал президент Франции Николя Саркози, чем, кстати, немало удивил экспертов. Его заявление было сделано в непростой обстановке: в последнее время в отношениях между Францией и Италией появилась несвойственная им напряженность, вызванная и противоречиями в вопросе отношения к ситуации в Ливии, и тем фактом, что Италия принимает тысячи африканских эмигрантов, которые стремятся обосноваться во Франции, и желанием итальянской стороны ограничить проникновение французских компаний в ряд стратегических отраслей своей экономики. Тем не менее, оказалось, что "Франция была бы очень рада поддержать итальянца при его выдвижении на пост главы ЕЦБ. Я прекрасно знаю Драги. Мы поддерживаем его не потому, что он итальянец, а потому что он достойный человек", - заявил Саркози. Впрочем, без доли лукавства здесь, естественно не обошлось. Поддержка французами не далась премьер-министру Италии Сильвио Берлускони даром: в обмен на пост Драги Франции было обещано, что после отставки Трише (нынешний глава ЕЦБ) место итальянца Лоренцо Бини Смаги в исполнительном совете ЕЦБ займет француз.
Как бы там ни было, поддержка Саркози окончательно склонила чашу весов в пользу Драги. А после одобрения его кандидатуры Германией все вопросы по назначению были фактически предрешены.
В итоге, 17 мая министры финансов еврозоны выдвинули кандидатуру Марио Драги на пост главы ЕЦБ, а в середине июня комитет Европарламента по вопросам экономики и кредитно-денежной политики проголосовал за избрание главы Банка Италии на пост президента Европейского центрального банка.
Казалось бы, история назначения единственного кандидата лишена каких-либо интриг, что сглаживало интерес к ней. Но... накануне появились сообщения, что неожиданно на чистом небосклоне появились тучи. Кандидатура Драги, согласно повестке дня саммита ЕС, обсуждалась в ходе дискуссии по экономическим вопросам в четверг. Официальное назначение было запланировано на пятницу. А на предшествующей голосованию пресс-конференции главе Евросовета Херману ван Ромпею дважды пришлось отвечать на вопрос о новом руководителе этого финансового учреждения Евросоюза.
Журналисты вовсе не были глухи, просто после того, как в кулуарах саммита стало известно, что между президентом Франции и главой правительства Италии возникли трения, появились сомнения в однозначном исходе голосования. Ромпей не стал комментировать ситуацию, пообещав сообщить о назначении нового руководителя банка в будущем, что добавило неопределенности, поскольку фамилия Драги не прозвучала.
Тем не менее, европейские лидеры не стали испытывать судьбу и лишний раз нервировать рынок неопределенностью и сегодня, 24 июня, официально утвердили кандидатуру главы Банка Италии Марио Драги на посту председателя Европейского центрального банка. С 1 ноября по 31 октября 2019 года Драги будет возглавлять и в какой-то мере определять политику европейского регулятора.
Так какие же изменения последуют в европейской финансовой политике в связи с новым назначением? Уже в своем первом выступлении после выдвижения на пост главы ЕЦБ Марио Драги закрепил свою репутацию сторонника жесткой денежно-кредитной. "Перегрев экономики является очевидной и реальной угрозой, - констатировал он. - В настоящее время растет необходимость в продолжении нормализации монетарной политики". Одна из основных задач такой нормализации - предотвращение "импорта инфляции" из стран с развивающейся экономикой.
Помимо инфляции, опасность представляют также бюджетные дефицит и высокий уровень госдолга, с которыми нужно решительно бороться. "Если мы не решим проблему госдолга и бюджетного дефицита, я полагаю, мы столкнемся с серьезными рисками ухудшения мирового роста", - сказал он.
Так что предварительные выводы уже можно сделать: ЕЦБ, с наибольшей долей вероятности, будет ужесточать монетарную политику, параллельно добиваясь от членов снижения уровня долгов и бюджетного дефицита. Другой вопрос - какие меры для этого будут использованы, и не придется ли некоторым из тех, кто проголосовал сегодня "за" данное назначение, потом горько пожалеть.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
