Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Евро: Проект под угрозойВалютный рынок » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Евро: Проект под угрозойВалютный рынок

Все обсуждения греческой проблемы, как правило, сводятся к тому, что кризис, рожденный в Греции теперь вынуждает остальные страны Европы вмешиваться и разгребать авгиевы конюшни
29 июня 2011 Архив
Все обсуждения греческой проблемы, как правило, сводятся к тому, что кризис, рожденный в Греции теперь вынуждает остальные страны Европы вмешиваться и разгребать авгиевы конюшни. Все не так: это кризис Еврозоны, а не Греции, при этом Афины выполняют в нем лишь функции декораций. Катастрофа в Греции - это следствие запущенных ошибок и недочетов в структуре самой Еврозоны. На самом деле, бедствие, постигшее страну, и вынудившее лидеров стран Европейского собза и МВФ биться за спасение Афин, характеризуется чисто греческими особенностями - дырявой словно решето налоговой системой. Однако если бы проблема была чисто греческой, поражение экономики, доля которой в ВВП Еврозоны не превышает 3%, ее можно было бы решить искусным приемом государственного управления (следует признать, что европейским министрам явно не хватает мастерства в этой сфере). Но разрушительные последствия начали расползаться по всей Европе. Чтобы понять это, достаточно бегло взглянуть на ситуацию в Дублине, Лиссабоне и даже в Мадриде. Все они пали жертвами ошибок в структуре концепции самого Европейского монетарного союза. Если эти ошибки не исправить, единая валюта может прекратить свое существование.

На протяжении 90-х, когда Жак Делор активно продвигал свои идеи европейской интеграции, которая, в итоге, привела к возникновению евро, активно обсуждался вопрос о том, насколько реально собрать «под одной валютой» настолько настолько разные в культурном и экономическом плане страны. Поводы для беспокойства действительно были. Еврократы ответили на них введением в Маастрихский договор экономических критериев вступления в Еврозоны. Но страны изначально ни во что не ставили эти правила - так, Бельгия и Италия вошли в состав Еврозоны, несмотря на то, что они не отвечали требованиям к уровню долга. Более того, правила были удивительно косными и негибкими (почему можно принимать страны с дефицитом в 3% от ВВП, но давать от ворот поворот тем, у кого он составляет 3.1% от ВВП). Они провоцировали дефляцию, вынуждая страны сокращать кредитование, и полностью игнорировали динамику экономического роста. Европейский центральный банк наделен тем же букетом недостатков: его задача держать инфляцию на уровне 2% даже в условиях жесткой рецессии. В результате, правительства 17 стран Еврозоны, от Дублина до Таллина, живут с общей монетарной политикой, семнадцатью разными фискальными политиками и семнадцатью разными банковскими системами. Такое положение дел абсурдно, однако, чтобы понять это, финансовым и политическим лидерам Еврозоны понадобился финансовый кризис. Правительства были вынуждены спасать собственные банки, а государствам с большими долгами, таким как Греция, не осталось ничего другого, кроме как обратиться в финансовые институты ЕС и в ЕЦБ за помощью, чтобы удержаться на плаву. Перевод денежных средств от центральных стран на периферию - это лишь первый маленький шаг к фискальному союзу в Европе. Кроме того, существует Европейский механизм обеспечения стабильности, который облегчит европейским странам процедуру спасения своих соседей - еще один шаг по направлению к единому европейскому министерству финансов. Подробности этих политических решений не разглашаются и тем более не обсуждаются. Тем не менее, они попахивают новым экономическим порядком, который строится, кирпичик за кирпичиком, за спинами избирателей. Почему его пытаются протащить тайно, через заднюю дверь? Потому что опасаются, что электорат будет против. Но чтобы сохранить евро, как единую валюту для 17 стран, а также сделать его конкурентом доллару, европейским политикам нужно действовать смелее, в частности, обдумать возможность выпуска единых евроболигаций.

При этом принципиально важно заручиться согласием избирателей. Европейские политики часто рассматривают демократические принципы отчетности как роскошь, а не обязательство. Мы сможем убедиться в этом на этой неделе, когда Брюссель, в конечном счете, вынудит афинский парламент принять бюджет с новыми сокращениями расходов, повышением налогов и программой приватизации, несмотря на ожесточенное противостояние греческих избирателей. Необходимо изменить соотношение сил в европейской экономике. Большую часть прошлого десятилетия Германия и Франция - страны с вялым экономическим ростом - одалживали деньги Испании, Португалии, Ирландии и Греции, где во всю бурлила экономическая активность и формировались пузыри. Такая модель прекрасно подходила северно-европейским банкам и компаниям, но противоречила интересам всех остальных. Чтобы Еврозона выжила, политикам придется подумать о введении ограничений на экспорт между странами-участницами, а также о мерах, стимулирующих внутренний спрос. Непростая задача, но экономический проект, не способный решить ее, не заслуживает право на существование.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Guardian