Двигатель регресса » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Двигатель регресса

Мы все чаще и чаще слышим утверждения о том, что финансовые рынки оторвались от действительности, в том числе,- и от реальной экономики. Этот тезис, безусловно, верен, если судить о ситуации в рамках воззрений, которые сформировались в те времена, когда финансовые рынки начали входить в нынешний формат, отличающийся большим объемом производных инструментов
15 июля 2011 Пf (pf.ru) | Архив Чекулаев Михаил
Мы все чаще и чаще слышим утверждения о том, что финансовые рынки оторвались от действительности, в том числе,- и от реальной экономики. Этот тезис, безусловно, верен, если судить о ситуации в рамках воззрений, которые сформировались в те времена, когда финансовые рынки начали входить в нынешний формат, отличающийся большим объемом производных инструментов.

Однако с точки зрения рынка каких-то особенных диспропорций и уж тем более «отрыва от реальности» на самом деле нет. Активы стоят ровно столько, сколько за них платят при покупке. При этом, правда, приходится скромно умалчивать о том, что цена в общем-то определяется не столько интересом торговцев, сколько объемом средств, присутствующих на данном рынке.

Двигатель регресса


В целом же, как ни крути, но мы определенно уже имеем дело с новой экономикой, в которой премия за риск может варьироваться в значительно более широких границах, чем это предполагают классические экономические и финансовые модели. Причем «списать» все на пронырливых спекулянтов никак не удастся. Они хоть и являются серьезным драйвером волатильности, но очевидно силы этой части инвестиционного сообщества не столь уж и мощны, чтобы обеспечить значительное отклонение цен финансовых активов от их экономически обоснованной величины.

Представляется, что главная причина подобных аномалий в другом. А именно, - в расширяющейся деиндустриализации крупных экономик. И Россия - только одна из них, причем не самая главная. Развитые страны с разными темпами этого процесса идут в том же направлении. Промышленное производство в массовом порядке покидает и Европу, и США, перемещаясь в Азию.

В результате этого мы имеем возможность наблюдать появление новых, ранее неведомых факторов воздействия на цены фондовых активов. Например, премия за «мобильность», или - премия за возможность покупки более дешевой рабочей силы. Эти весьма влиятельные драйверы стоимости, определенно, никак не учитываются в традиционных базовых моделях оценки ценности активов. При этом влиять эти драйверы на стоимость ценных бумаг могут фантастически сильно. Судите сами. Лет 15 назад, когда акции РАО «ЕЭС России» торговалась за 3-4 цента, все удивлялись, почему она еще не 4 доллара. Поскольку примерно столько могла бы стоить эта компания, если бы она со всеми своими активами находилась в развитой экономике. Теперь же мы можем видеть, сколько может стоить компания, если она перемещается на новую территорию со значительно более дешевой силой, где действуют понятные правила ведения бизнеса, и при этом рынки сбыта остаются прежними. Так что с этой точки зрения получается, что никакой особенной «надутости» фондовых ценностей нет.

Вместе с тем, наиболее примечательный момент сегодняшнего дня связан с тем, что, по большому счету, в великом множестве секторов производства прогресс как таковой практически отсутствует полностью. За примером далеко ходить не надо. Возьмем, к примеру, легковые автомобили. Скажите мне, пожалуйста, что такого нового в них появилось за последние пару десятилетий, чтобы оправдать их нынешнюю стоимость? Да практически ничего. Все, за что вы платите при покупке новой модели авто - это всего лишь незначительные улучшения, связанные с дизайном, появлением новых мелких удобств и т.п.

Двигатели, - скажете вы, - стали более экономичными. Да это просто смешно! Движки, «потребляющие» не более 4,5 л на 100 км, были созданы по меньшей мере четверть века назад. Такие показатели расхода топлива существовали в отдельных разработках даже в СССР, - никогда не являвшемся общепризнанным лидером в автомобилестроении. При этом некоторые модели уже готовились к внедрению на поточное производство, - аккурат перед самой Перестройкой. Причем это были моторы «всеядные», способные работать хоть на дизтопливе, хоть на растительном масле, хоть на смеси разных видов топлива. На фоне таких перспектив современные конструкции, которым требуются все лучшие сорта бензина, - выглядят полным анахронизмом.

Компьютерная техника тоже, как ни странно это звучит, - становится все хуже. Чтобы убедиться в этом, надо прежде вспомнить, что компьютеры предназначены в первую очередь для выполнения работ, связанных с обработкой массивов данных и решения расчетных задач (а вовсе не для того, чтобы использовать их в качестве «универсальных игральных комплексов»). Так вот, опыт многолетнего использования компьютеров для решения именно расчетных задач показывает, что использование новых, свежесобранных машин с самыми современными параметрами весьма мало влияет на производительность этого процесса. Напротив, «устаревшие» компьютеры с 10-летней историей выполняют работу практически с той же скоростью, которая достигается на самых последних моделях. Лично я последний удар получил тогда, когда в силу необходимости вставил «древнюю» сетевую карту с пропускной способностью 10 мбит/с вместо «сгоревшей» 100 мегабитной. И с удивлением обнаружил, что ничего «не потерял» на линии с реальной скоростью в 50 мбит/с.

Получается, что цивилизация фактически «застряла» на том участке научно-технического развития общества, которое было достигнуто, по меньшей мере, 10 лет назад. Конечно, со мной многие не согласятся - как может нормальный человек сам себе признаться в том, что все последние годы он переплачивал огромные деньги непонятно за что? Оправдание себе найдут только те, кто приобретает дорогие машины чисто с представительской целью. Все прочие – оказываются «в нокауте». Меня так пару лет назад отправил в нокаут один дедок, сообщив о своем ГАЗ-69 – все хорошо. Но вот карбюратор, который менял в 1978 году, что-то барахлить начал....

И с той поры прогресс топчется на месте, выдавая за «новое» всего лишь улучшенное «старое». Этот вывод как раз и является самым важным для оценки того, действительно ли финансовые рынки оторвались от реальности.

В этом ракурсе все выглядит следующим образом, - никакого такого серьезного «отрыва» нет. Поскольку компании (лидеры отраслей) не выпускают продукцию с действительно новыми возможностями, как правило - просто из-за нежелания внедрять новое, а также в стремлении в максимально большей степени воспользоваться плодами прежних разработок. При этом новые решения все-таки имеются. И они, судя по всему, «копятся». А это значит, что когда-нибудь настанет такой момент, когда эти разработки будут наконец-то вынуты из-под сукна, чтобы быть запущенными в массовое производство. С этой, - отчасти идеалистической, - точки зрения выходит, что многие компании находятся в фазе накопления потенциала для взрывного роста стоимости своих акций. Правда, все это - в неопределенном будущем. Однако, несмотря на данное обстоятельство, фондовый рынок, - будучи индикатором опережающим, - уже начал отыгрывать это самое будущее.

Выходит, все факты говорят о том, что не существует какого-то действительно масштабного отрыва финансовых рынков от реальной экономики. И все же - это всего лишь теория. А раз так, то любое ее использование в качестве основы для выработки инвестиционных решений имеет ярко выраженный спекулятивный характер. Возможно, именно поэтому в настоящее время мы имеем не инвестиционные рынки, а ярко выраженные спекулятивные торговые площадки. А раз так, то вкладывать денежные средства в фондовые ценности можно только в манере, свойственной спекулянту: «вошел - взял свое - вышел». Разница между стратегиями с этой простой парадигмой может быть только в одном - во временных рамках инвестирования.

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1310896899_1310896883-clip-3kb.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter