Ставки на уничтожение » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Ставки на уничтожение

Мало кто задумывался о том, что поводом для биржевого роста могут стать такие события, как Холокост или атомные бомбардировки японских городов во время Второй мировой войны. Наверное, поскольку об этом просто не принято говорить в «приличном» финансовом обществе
18 ноября 2011 Пf (pf.ru) | Архив Чекулаев Михаил
Мало кто задумывался о том, что поводом для биржевого роста могут стать такие события, как Холокост или атомные бомбардировки японских городов во время Второй мировой войны. Наверное, поскольку об этом просто не принято говорить в «приличном» финансовом обществе.

Меня всегда занимал вопрос, как вел себя фондовый рынок США в период Второй мировой войны (ВМВ)? Не в ракурсе крупных трендов, а с точки зрения сиюминутных результатов – то есть какова была реакция фондовой биржи на отдельные, совершенно конкретные события.

Общая картина за период ВМВ ясна. Экономика США, хотя и продолжала находиться в кризисе, но, судя по динамике индекса Доу Джонс, бизнес смотрел в будущее с определенным оптимизмом. С точки зрения теханализа, с 1937 по 1942 гг. (вкл.) рынок находился в фазе консолидации в широком ценовом коридоре. При этом к середине 1942 г., когда в ходе ВМВ наметился коренной перелом и шансы на поражение Германии и ее союзников резко увеличились, фондовый рынок нашел точку опоры, после чего начал формироваться растущий тренд (см. рис. 1).

Ставки на уничтожение


Рис.1. Индекс Доу Джонс, 1929–1945 гг., - общее представление о динамике

Однако если копнуть поглубже и разобраться с отдельными эпизодами ВМВ, то можно обнаружить массу ситуаций, заставляющих как минимум задуматься над причинами и следствиями. А в отдельных случаях - испытать настоящий шок.

Например, как вы думаете, какова была реакция рынка на новость о начале войны в Европе? Собственно говоря - никакой. Если не считать роста на 0,62% после появления на первых полосах газет новости о вторжении Германии в Польшу (01.09.1939г.). Правда, в те времена это было немало. Индекс Доу Джонс тогда в среднем изменялся на 0,03% за день, - повышаясь на 0,29% и падая на 0,26% (тоже в среднем за день).

Можно, конечно, этот оптимизм приписать недальновидности бизнеса, который мог и не предполагать, что 1 сентября 1939 произошла не просто стычка между двумя странами, а началась именно мировая война. К слову, заголовки газет США от 1 сентября не говорят о наличии каких-либо заблуждений на этот счет. Однако, думается, дело в другом - в банковских депозитах евреев, населявших Польшу (в границах 1939 г. их численность составляла 3,3-3,5 млн чел. при общем населении страны 35 млн чел.). Оккупация этой страны нацистами, как минимум, обеспечивала долгий срок невостребованности банковских депозитов польских евреев. И как максимум, - эти деньги могли быть не востребованы вообще никогда.

Эта версия находит свое подтверждение также и в других случаях. Когда 1 сентября1941 года Германия предписала всем евреям носить на одежде желтую звезду, фондовый рынок США вырос на 0,69%, открывшись с гэпом вверх на 0,29% (см. табл. 3). Вместе с тем, Доу упал 8 января 1943 года на 0,09% аккурат в день восстания еврейского гетто в Варшаве. А после подавления его 16 мая 1943 года индекс вырос на 0,12%, открывшись с гэпом вверх на 0,36% (явление в те времена редкое).

К слову, отдельные исследователи Холокоста утверждают, что американские банки по итогам ВМВ присвоили больше депозитов от евреев, нежели швейцарские банкиры. Причем этому весьма способствовала политика властей США, которая не только ограничивала возможность имиграции в страну евреев из Европы, но иногда и прямо запрещающих это.

На фоне этих открытий дикий рост с огромным гэпом 5 сентября 1939 года на новостях о нейтралитете США выглядит очевидным. Находясь вдали от театра военных действий, американский бизнес предполагал извлечь немало пользы от войны в Европе. Правда, когда Германия и СССР в 1940 году принялись за основательное перекраивание карты Европы, фондовый рынок рухнул (см. рис. 2, табл. 2).

Ставки на уничтожение


Рис.2. События войны и Доу Джонс, 1939 г. – первая половина 1942 г.

Дальнейшая траектория Доу Джонс в течение двух лет, - до конца 1941 года (до Перл-Харбора), - конечно, имеет определенную связь с событиями в Европе. Но в значительной степени динамика все же определялась внутренними причинами, которые были связаны с перестройкой экономики США, в первую очередь - в сфере военной промышленности.

Общий фон тогда был такой. В США 25 июня 1940 года был принят закон, позволяющий частным фирмам (при условии получения соответствующего разрешения) заниматься накоплением стратегического сырья и материалов, строить военные предприятия и выпускать оборудование для военной промышленности. Новые мощности создавались на 75% за счет государства. Но это в среднем. По ряду отраслей данный показатель был много большим. Остальные средства вкладывал бизнес.

В дальнейшем построенные за счет государства военные предприятия передавались правительством в аренду частным фирмам. При этом арендная плата была чисто символической - доллар в год. Строилось много. Скажем, с июня 1940 г. по апрель 1941 г. велось строительство или расширение более 1600 военных предприятий.

Отношение бизнес-кругов и общественности к мировой войне в то время лучше всего проиллюстрировать высказыванием одного известного в ту пору лица по поводу ленд-лиза: «Правительство предложило эту меру вовсе не потому, что Англия заслуживала нашей помощи, а из чисто эгоистических побуждений. Мы дадим возможность Англии воевать (нашим оружием) до последнего английского солдата, а тем временем останемся нейтральными и будем процветать».

Все изменил Перл-Харбор (07.12.1941г.). Однако падение рынка на следующий день (7 декабря был выходной) на 2,92% с гэпом вниз на 0,38% на самом деле было не такое уж и крупное (см. табл. 3). В мае 1940 года на вторжении Германии в ряд европейских стран Доу Джонс снижался много резвее (см. табл. 2).

При этом на объявление войны США со стороны Германии и Италии 11 декабря 1941 года рынок отреагировал ростом (+1,74%). Забавно, но когда подводные лодки Вермахта были замечены на восточном побережье США, рынок словно в насмешку тоже хорошо поднялся (+1,62%).

Дальше, вплоть до высадки союзников в Нормандии (день «Д», как его окрестили в США) непонятностей особенных нет. А вот объявление об этом событии вызвало на Уолл-стрит неоднозначную реакцию. Торги 6 июня 1944 года проходили очень активно. И хотя рынок вырос (+0,42% - см. табл. 6), но наблюдатели того периода отмечали, что «оптимизма могло бы быть и побольше». Причина заключалась в том, что бизнес стал беспокоиться о будущем. Начало операции в Нормандии означало приближение конца ВМВ, а с ним - и сворачивание военных закупок. После чего предстоял непростой период перестраивания промышленности с военных на гражданские рельсы.

Ставки на уничтожение


Рис. 3. События войны и Доу Джонс, 1942 – 1945 гг.

Смерть Рузвельта (12 апреля 1945 года) и приход в Белый дом Трумена фондовый рынок воспринял с энтузиазмом: рост, причем с последующим ускорением. Впрочем, в апреле-мае 1945-го было немало и других поводов. Советская Армия начала наступление на Берлин, «встреча на Эльбе», капитуляция Германии и т.д. (см. табл. 7).

Реакция индекса Доу-Джонс на первые испытания атомной бомбы США, а также бомбардировки Хиросимы и Нагасаки - это опять сложный ребус. Фондовый рынок атомной бомбе отнюдь не порадовался. Напротив, реация была на новостях о появлении такого оружия у США скорее негативной (падение за 2 дня -2,55%, см. табл. 7). Колебания рынка на известиях о сбросе атомных бомб на Японию в данном случае непрезентабельны. В то время мало кто предполагал о всех последствиях использования этого вида оружия. В значительной мере сработал стереотип: известия о крупных бомбардировках в Европе во время ВМВ фондовый рынок обычно встречал хорошим ростом котировок. Оно и понятно: используется боезапас, а значит - будут новые закупки. Появление же атомной бомбы означало беспокойство бизнеса, связанного с изменением спроса на обычные бомбы, самолеты и корабли.

В завершение - любопытне наблюдения относительно открытия Нюрнбергского процесса (20 ноября 1945 года). Вначале, 20-го - чисто эмоциональный рост, +0,32%. Однако на следующий день, 21 ноября, рынок открылся с гэпом вниз (-0,34%) и по итогам сессии Доу Джонс снизился на 1,34%. Возможно, акулы бизнеса почувствовали беспокойство о том, что на этом процессе всплывут какие-то сведения, которые могут свидетельствовать об их связях с нацистами?

Постскриптум

Суммируя, так и хочется вернуться к шаблонам, широко использовавшимся в эпоху СССР, когда следовало «заклеймить проклятых империалистов». Но знаю, что понять меня могут только рожденные в СССР и выросшие на идеалах социализма. Поэтому выскажусь проще.

История Доу Джонс в период Второй мировой войны – это прекрасный образчик эгоизма, шкурничества и стяжательства, свойственного капитализму, когда он не имеет мощных сил противодействия и сдерживания. Доказывать тут нечего. Поскольку это - аксиома.

И теперь вот я думаю: лучше бы 20 лет назад нам, сотне придурков, мечтавших о создании фондового рынка в СССР (дело было в 1991 г.) и собравшихся на первых учебных курсах МЦФБ (была когда-то такая биржа), рассказывали бы не о том, что такое акции и как работает фондовый рынок. А начали бы с того, что показали бы без прикрас историю примерно в том ракурсе, как здесь, - в этом материале. Глядишь, тогда и фондовый рынок в России был бы сейчас иным.

А если бы история фондового рынка во всей глубине преподавалась прежде всяких лженаук, - вроде фундаментального и технического анализов, - то уж точно рынок был бы другим. Как минимум, хоть с каким-то национальным окрасом, а не как производный от S&P 500 с примесью нефти.

И это - не идеализм. А простая констатация фактов.

Примечание к таблицам

Данные о реакции фондового рынка США даны не только на день события, но и на следующий. Поскольку предположительно не все сведения из Европы своевременно становились в США достоянием общественности. Хотя бы потому, что существовала цензура. Правда, судя по комментариям обозревателей той поры, она распространялась в основном на сокрытие информации относительно потерь. В то время как общий событийный поток поступал без особенных задержек.

Помимо изменения значения индекса Доу Джонс (в %, как закрытие к предыдущему закрытию) представлены сведения о ценовых разрывах. Они были редки, но иногда случались. Отсутствие сведений о динамике Доу Джонс означает, что в тот день был выходной день.

Табл.1. Сопоставления за 1939 г.
Ставки на уничтожение


Табл.2. Сопоставления за 1940 г.
Ставки на уничтожение


Табл.3. Сопоставления за 1941 г.
Ставки на уничтожение


Табл.4. Сопоставления за 1942 г.
Ставки на уничтожение


Табл.5. Сопоставления за 1943 г.
Ставки на уничтожение


Табл.6. Сопоставления за 1944 г.
Ставки на уничтожение


Табл.7. Сопоставления за 1945 г.
Ставки на уничтожение


/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1310896899_1310896883-clip-3kb.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter