25 июня 2008 Архив
Маленький, слабый и уязвимый - вряд ли так можно сказать о ФРС - Центробанке США. Однако скоро он может стать таковым. ФРС - один из важнейших финансовых институтов в мире. Не далее как в начале июня глава этой организации Бен Бернанке продемонстрировал влияние ФРС, когда его нехарактерный комментарий по поводу слабого доллара привел к резкому укреплению последнего. Несмотря на это, ФРС сейчас находится в потенциально опасном состоянии из-за политической конфронтации в Сенате, контролируемом демократами.
Два из семи мест в Совете управляющих ФРС не заняты более года из-за того, что Сенат не хочет утверждать выдвинутые Джорджем Бушем кандидатуры. Кроме того, Сенат отказался утвердить на новый срок Рэндалла Крознера, который был назначен в свое время Бушем. И г-н Крознер теперь находится в подвешенном состоянии. 28 мая один из действующих управляющих ФРС Рик Мишкин заявил о намерении покинуть свой пост в августе этого года. Если Сенат не поторопится с решением о назначении управляющих, то в Совете ФРС останется всего лишь четыре члена - меньше, чем когда-либо как минимум с 1930-х годов.
Никто не сомневается в компетентности кандидатов, выдвинутых Бушем, - задержка вызвана идеологическими соображениями. Демократы хотят подождать до окончания ноябрьских выборов, чтобы новый президент мог, как выразился один из сенаторов, «реформировать ФРС», назначив на должности управляющих одновременно несколько новых людей. Это опрометчиво по нескольким причинам.
Совсем скоро Центробанку будет катастрофически не хватать талантливых руководителей, и это случится в самое трудное время. Кроме того, произойдет смещение баланса сил в управлении монетарной политикой. Как и большинство органов государственной власти США, управление Центробанком основано на искусном балансе между представителями федеральных и местных властей.
Основная ставка ФРС устанавливается ее Комитетом по операциям на открытом рынке. В состав членов Комитета, имеющих право голоса, входит семь управляющих ФРС и пять из двенадцати президентов входящих в нее региональных резервных банков. Если совет ФРС будет состоять только из четырех управляющих, то большинство будет за президентами региональных банков, что противоречит намерениям основателей ФРС. Как ни странно, президенты некоторых региональных резервных банков «ястребы», в результате чего больше внимания, по-видимому, будет уделяться проблемам инфляции, а не экономическому росту - в противоположность тому, что с большой долей вероятности беспокоит многих сенаторов-демократов.
Однако настоящая опасность впереди. Срок пребывания г-на Бернанке на посту главы ФРС истекает в 2010 году. В случае массового назначения управляющих и ввиду перспективы назначения нового главы ФРС через два года следующий президент США будет обладать беспрецедентной властью в вопросе реформирования ФРС. А ведь управляющие назначаются на 14-летний срок с перекрывающейся ротацией именно для того, чтобы избежать такой концентрации власти.
Квазинезависимость
Уже только это опасно. И вдвойне опасной ситуация становится из-за того, что демократам, кажется, безразлична политизация ФРС. До сих пор сенаторы были заняты защитой интересов потребителей. Им нужны управляющие, способные не допустить повторения истории с грабительским ипотечным кредитованием класса subprime. Однако после спасения банка Bear Stearns пересмотр системы финансового регулирования, весьма вероятно, будет намного масштабнее. Банки на Уолл-стрит уже начали предпринимать попытки увильнуть от этого регулирования. ФРС - это главный орган, который будет гарантировать, что те банки, которые потенциально будут поддерживаться государством, соответствующим образом регулируются: здесь принципиально важна беспристрастность.
Однако наибольший риск связан с монетарной политикой. Несмотря на то что все американские политики на словах признают независимость Центробанка в регулировании учетной ставки, в действительности он гораздо менее независим, чем центральные банки других развитых стран. ФРС имеет двойной мандат - содействие полной занятости и поддержание ценовой стабильности - ... и при этом не имеет четко установленного и объявленного целевого уровня инфляции. С такими размытыми целями Центробанк США более уязвим, чем другие центробанки. Назначение в Совет управляющих нескольких "голубей" может быстро подорвать доверие к способности ФРС бороться с инфляцией. Экономика растет медленно, а цены - слишком быстро. Руководителям центральных банков предстоит принять непростые решения, и политики должны понимать, что сейчас не время усугублять ситуацию.
© 2008 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Два из семи мест в Совете управляющих ФРС не заняты более года из-за того, что Сенат не хочет утверждать выдвинутые Джорджем Бушем кандидатуры. Кроме того, Сенат отказался утвердить на новый срок Рэндалла Крознера, который был назначен в свое время Бушем. И г-н Крознер теперь находится в подвешенном состоянии. 28 мая один из действующих управляющих ФРС Рик Мишкин заявил о намерении покинуть свой пост в августе этого года. Если Сенат не поторопится с решением о назначении управляющих, то в Совете ФРС останется всего лишь четыре члена - меньше, чем когда-либо как минимум с 1930-х годов.
Никто не сомневается в компетентности кандидатов, выдвинутых Бушем, - задержка вызвана идеологическими соображениями. Демократы хотят подождать до окончания ноябрьских выборов, чтобы новый президент мог, как выразился один из сенаторов, «реформировать ФРС», назначив на должности управляющих одновременно несколько новых людей. Это опрометчиво по нескольким причинам.
Совсем скоро Центробанку будет катастрофически не хватать талантливых руководителей, и это случится в самое трудное время. Кроме того, произойдет смещение баланса сил в управлении монетарной политикой. Как и большинство органов государственной власти США, управление Центробанком основано на искусном балансе между представителями федеральных и местных властей.
Основная ставка ФРС устанавливается ее Комитетом по операциям на открытом рынке. В состав членов Комитета, имеющих право голоса, входит семь управляющих ФРС и пять из двенадцати президентов входящих в нее региональных резервных банков. Если совет ФРС будет состоять только из четырех управляющих, то большинство будет за президентами региональных банков, что противоречит намерениям основателей ФРС. Как ни странно, президенты некоторых региональных резервных банков «ястребы», в результате чего больше внимания, по-видимому, будет уделяться проблемам инфляции, а не экономическому росту - в противоположность тому, что с большой долей вероятности беспокоит многих сенаторов-демократов.
Однако настоящая опасность впереди. Срок пребывания г-на Бернанке на посту главы ФРС истекает в 2010 году. В случае массового назначения управляющих и ввиду перспективы назначения нового главы ФРС через два года следующий президент США будет обладать беспрецедентной властью в вопросе реформирования ФРС. А ведь управляющие назначаются на 14-летний срок с перекрывающейся ротацией именно для того, чтобы избежать такой концентрации власти.
Квазинезависимость
Уже только это опасно. И вдвойне опасной ситуация становится из-за того, что демократам, кажется, безразлична политизация ФРС. До сих пор сенаторы были заняты защитой интересов потребителей. Им нужны управляющие, способные не допустить повторения истории с грабительским ипотечным кредитованием класса subprime. Однако после спасения банка Bear Stearns пересмотр системы финансового регулирования, весьма вероятно, будет намного масштабнее. Банки на Уолл-стрит уже начали предпринимать попытки увильнуть от этого регулирования. ФРС - это главный орган, который будет гарантировать, что те банки, которые потенциально будут поддерживаться государством, соответствующим образом регулируются: здесь принципиально важна беспристрастность.
Однако наибольший риск связан с монетарной политикой. Несмотря на то что все американские политики на словах признают независимость Центробанка в регулировании учетной ставки, в действительности он гораздо менее независим, чем центральные банки других развитых стран. ФРС имеет двойной мандат - содействие полной занятости и поддержание ценовой стабильности - ... и при этом не имеет четко установленного и объявленного целевого уровня инфляции. С такими размытыми целями Центробанк США более уязвим, чем другие центробанки. Назначение в Совет управляющих нескольких "голубей" может быстро подорвать доверие к способности ФРС бороться с инфляцией. Экономика растет медленно, а цены - слишком быстро. Руководителям центральных банков предстоит принять непростые решения, и политики должны понимать, что сейчас не время усугублять ситуацию.
© 2008 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу