Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Рыночная стоимость и балансовая стоимость » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Рыночная стоимость и балансовая стоимость

Понимание различия между рыночной и балансовой стоимостью – простой, но ключевой момент фундаментального анализа компании. В этой статье рассматриваются особенности соотношения этих оценок на примере известных корпораций.
18 ноября 2013 q-trading.ru
Балансовая стоимость (book value) буквально означает оценку бизнеса по его бухгалтерским «книгам», в частности, балансовому отчету. С точки зрения бухучета стоимость компании представляет собой разницу между общими активами и общим долгом. Например, если компания XYZ имеет общие активы на сумму $100 миллионов и долг в $80 миллионов, ее балансовая стоимость составляет $20 миллионов. Грубо говоря, это означает, что если компания продаст все свое имущество (активы) и выплатит все долги, оставшиеся собственные средства и будут этими $20 миллионами.

Рыночная стоимость (market value) – это оценка компании участниками фондового рынка. Она рассчитывается путем умножения текущей цены акции на общее количество бумаг в обращении. Если компания XYZ имеет 1 миллион акций, а цена акции $50, значит ее рыночная стоимость – $50 миллионов. На практике когда в финансовых кругах говорят о «стоимости бизнеса», как правило, подразумевают рыночную стоимость компании.

Смысл этих понятий

Балансовая стоимость – это бухгалтерское понятие. Является ли она адекватной оценкой компании, определяется инвесторами на фондовом рынке, покупающими и продающими акции. Рыночная стоимость ближе к жизни в том смысле, что она представляет собой реальную цену приобретения части компании, которую платит инвестор.

Как можно увидеть из гипотетического примера с компанией XYZ, рыночная стоимость может сильно отличаться от балансовой стоимости. На реальном рынке это самая распространенная ситуация. Разница может зависеть от множества факторов, таких как, например, отрасль компании, природа ее активов и долгов, специфических особенностей конкретной фирмы. В общем случае можно выделить три варианта взаимоотношений стоимостей:

Балансовая стоимость выше рыночной стоимости. Фондовый рынок оценивает компанию ниже формальной стоимости ее имущества. Как правило, такое наблюдается, когда рынок теряет уверенность в способности компании порождать прибыль. Другими словами, инвесторы полагают, что компания не стоит даже того имущества, что у нее есть. Такие компании любят искать стоимостные инвесторы в предположении, что восприятие рынка неверно – ведь он дает возможность купить бизнес дешевле, чем он стоит «на самом деле». Как правило, такая ситуация в массовом порядке встречается после крупных обвалов на фондовом рынке, таких как были в 2000 или 2008.

Балансовая стоимость ниже рыночной стоимости. Рынок приписывает компании более высокую стоимость, веря в прибыльность ее активов. Практически все устойчиво прибыльные компании имеют более высокую рыночную стоимость.

Балансовая стоимость равна рыночной стоимости. Рынок нейтрально относится к активам компании, не желая платить премию за владение бизнесом.

Важно отметить, что рыночная стоимость колеблется каждый день. Поэтому ее отношение к балансовой стоимости также меняется очень часто. Это отражается в коэффициенте известном как P/B:

P/B Ratio = Цена акции/балансовая стоимость на акцию

По причине ежедневных колебаний следует использовать усредненные значения коэффициента, например, за квартал. Для активных инвесторов интерес представляют ситуации, когда P/B значительно отличается от 1.

Какая стоимость ценнее?

Какая же стоимость более корректна для анализа? Ответ не так прост. Здесь уместно обратиться к историям хорошо известных компаний.

Coca-Cola (NYSE:KO)

Исторически Coca-Cola торговалась с коэффициентом P/B от 4 до 5, т.е. ее рыночная стоимость обычно в 4-5 раз превышала балансовую. Другими словами, рынок оценивал бизнес этой фирмы очень высоко, гораздо выше стоимости ее имущества. Чтобы понять причину такой высокой оценки, достаточно посмотреть на доходы в отчетности Coca-Cola. Это очень прибыльная компания. Ее чистая маржа прибыли превышает 15%, т.е. на каждый доллар продаж приходится по 15 центов прибыли. Coca-Cola обладает очень ценными активами: брендами, сетью поставок, напитками, позволяющими компании каждый год делать кучу денег. Именно по этой причине рынок так высоко оценивает эти активы – гораздо выше их номинальной, балансовой стоимости.

Еще одна причина, по которой рыночная стоимость может превышать балансовую, заключается в том, что балансовая стоимость подчиняется правилам бухучета, имеющим свою внутреннюю логику, необязательно совпадающую с экономическими реалиями. Так, имущество на балансе компании каждый год подвергается амортизации и теряет в стоимости, но при этом оно может создавать хорошую прибыль. Рыночная оценка, как правило, учитывает такие моменты, и поэтому оказывается выше.

В качестве других примеров компаний с высокой рыночной оценкой можно назвать такие известные имена как Johnson & Johnson (NYSE:JNJ), Pepsi (NYSE:PEP) и Procter and Gamble (NYSE:PG).

Wells Fargo (NYSE:WFC)

Wells Fargo – один из старейших и крупнейших банков в США. Как правило, его бумаги торгуются вблизи P/B = 1, плюс-минус несколько процентов. Рынок оценивает Wells Fargo близко к его балансовой стоимости. Причина здесь проста. Она заключается в особенности отрасли компании. Финансовые фирмы владеют активами, состоящими из облигаций, акций и других ценных бумаг. Поскольку эти активы состоят из долларов, их очень легко оценить: один доллар стоит один доллар. Конечно, следует понимать, что некоторые финансовые активы лучше других. Хороший кредит лучше плохого кредита. Именно по этой причине в кризисные времена, такие как были в 2008, рыночная стоимость банков падает гораздо ниже балансовой – рынок теряет веру в стоимость этих активов.

С учетом всего этого вполне нормально для хорошего банка торговаться слегка выше балансовой стоимости, но вы вряд ли найдете финансовую компанию, рыночная оценка которой в разы превышает балансовую стоимость.

Все решает доходность

Чтобы понять как балансовая стоимость связана с рыночной, надо изучить доходы, порождаемые активами компании. Фирма, способная порождать высокую доходность, как правило, имеет рыночную стоимость превышающую балансовую. Это называется доходностью на активы (return on assets, ROA). Coca-Cola обычно имеет ROA от 7% до 8%. Каждый доллар ее активов порождает 7-8 центов прибыли. Для сравнения у Wells Fargo этот показатель составляет только 1-2 цента. Поскольку активы Coca-Cola порождают больше прибыли на доллар, они значительно выше оценены на рынке. Для компаний подобных Coca-Cola балансовая стоимость имеет гораздо меньше смысла, чем для финансовых структур вроде Wells Fargo.

Резюме

Польза балансовой стоимости, как и всех других фундаментальных показателей, зависит от обстоятельств. Понимание этих вещей позволяет определить, когда ее можно корректно использовать, а когда следует сосредоточиться на других коэффициентах.