Условия МВФ как ширма роста тарифов для украинцев: к возможной приватизации «Нафтогаза» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Условия МВФ как ширма роста тарифов для украинцев: к возможной приватизации «Нафтогаза»

Недавно Арсений Яценюк объявил, что новое «правительство» Украины готово выполнить требования МВФ (необходимые для предоставления кредита), в том числе повышать цены на газ для населения. Низкие тарифы на газ МВФ рассматривает как вредные «энергетические субсидии». Ведь в «соседних странах», то есть в ЕС, цены на газ для населения в разы выше.
11 марта 2014 Однако
Почему Украина больше Румыния, чем Европа

С такими рекомендациями, кстати, МВФ могло бы заглянуть и в США, где в результате сланцевого бума цены оказываются значительно ниже тех же среднеевропейских.

В ЕС, правда, розничные цены на газ действительно в несколько раз выше, чем на Украине. Но там, во-первых, совсем другие доходы. Во-вторых, это направленная политика, где дорогой газ должен стимулировать рост доли возобновляемых источников энергии и энергосбережения. Что, конечно, в теории может быть и хорошо, но Украине сейчас явно не до этого.

Есть и ещё одна причина высоких цен в Евросоюзе. Ведь ЕС существенно зависит от импорта газа, который сейчас недёшев. С налогами и расходами на дистрибуцию цена в рознице вырастает до значений, зашкаливающих за 1000 долл. за тыс. кубометров (в среднем по ЕС).

Но и здесь очень показателен пример Румынии, где минимальная среди стран Евросоюза цена на газ для населения (да и для промышленности тоже) и в среднем в 3–4 раза ниже, чем в большинстве стран ЕС. Причины этому понятны. Во-первых, Румыния на фоне других участников ЕС небогата. Но главное — здесь велика роль собственной добычи (11 млрд кубометров), поэтому импортировать приходится совсем немного (менее 3 млрд).

На Украине ситуация похожая. Разве что собственная добыча поменьше. В прошлом году, к примеру, Украина самостоятельно добыла 21 млрд кубометров, импортировав 28 млрд. При этом непосредственно населению поступает 17–18 млрд кубометров газа в год, то есть газа собственной добычи с лихвой хватает на эти цели. Так оно фактически и происходило — собственный газ шёл населению, импортный — для промышленности.
Цена вопроса

Каковы же цены? Вот текущие тарифы. Как видно, минимальная стоимость газа для населения — 720 грн за тыс. кубометров (то есть на уровне 100 долл., если ориентироваться на курс гривны до переворота). Для тех, кто потребляет много газа (свыше 6 тыс. кубометров год), цена уже другая — около 2500 грн за тыс. кубометров. Критики заниженных тарифов отмечают, что в таком случае наиболее состоятельные граждане получают максимальное «субсидирование». Тем не менее, видно, что здесь уже есть дифференцировка.

А какова же себестоимость добычи украинского газа? Точнее, будем говорить о регулируемых ценах закупки, что близко к себестоимости добычи с минимально необходимой рентабельностью. Для основного производителя «Укргаздобыча» это — 349 грн за тыс. кубометров (то есть в два раза ниже, чем минимальная цена для населения).

Конечно, остаются налоги, расходы на доставку до потребителя и другие расходы. Да и по некоторым оценкам такая закупочная цена едва позволяет компании свести концы с концами. Поэтому «Нафтогазу» нужны относительно небольшие госдотации и сейчас. Тем не менее, если субсидирование текущего механизма работы и необходимо, то в умеренном объёме. Сравнения же цен для населения с ценой импортируемого топлива (а это при цене в 400 долл. за тыс. кубометров — 3500–4000 грн, в зависимости от курса, который сейчас нестабилен) явно некорректны.

Теоретически небольшой рост цен может быть и необходим, тем более что тарифы не менялись несколько лет. Однако есть основания подозревать, что незначительным ростом тарифов (даже 40% по требованиям МВФ) дело не ограничится. Да и вся кампания по росту цен на газ преследует совсем другие задачи.
Плюс приватизация всей страны

Напомним, что небольшие объёмы газа на Украине (2,5 млрд кубометров) добывают «независимые» производители, но основной добытчик — «Нафтогаз Украины» (свыше 18 млрд кубометров в прошлом году), точнее, его дочерние структуры. Это в первую очередь — «Укргаздобыча» (15 млрд кубометров), также «Укрнафта» (всего около 2 млрд, так как в основном эта компания занимается добычей нефти). А кроме того, «Черноморнефтегаз» (1,7 млрд кубометров).

«Укргаздобыча» формально на 100% принадлежит головному государственному «Нафтогазу», хотя и здесь, как считается, в руководстве было велико влияние Дмитрия Фирташа. Правда, в четверг «Укргаздобычу» возглавил новый руководитель, С. Костюк, сменив на этом посту «человека Фирташа».

В «Укрнафте» у «Нафтогаза» официально 50%+1 акция (48% — у группы «Приват» И. Коломойского), и здесь менеджмент в своей работе учитывает в первую очередь интересы частного акционера (ситуация — аналогичная нефтетранспортной тоже якобы государственной «Укртранснафты»).

А теперь, как говорится — следите за руками. Первое. «Укрнафта» уже получает право реализовывать часть добываемого газа не по регулируемым, а по коммерческой цене. То есть по цене, сопоставимой с ценой импортируемого газа (а это уровень уже в 3500–4000 грн, что в несколько раз больше регулируемой цены).

Пока объёмы невелики, да и сама газовая добыча «Укрнафты» небольшая. Но ясно, что это «первая ласточка», и не исключено, что эти правила расширят и на большие объёмы добываемого газа, а потом и на основного производителя — «Укргаздобычу». Правда, пока это 100% госпредприятие, казалось бы, какой в этом смысл?

Второе. Заявление Яценюка о готовности в ближайшее время приватизировать «абсолютно и полностью непрозрачное чудовище». Речь, разумеется, о «Нафтгогазе» и всех его дочерних компаниях. Но добывающие активы в условиях низких и регулируемых внутренних цен представляют умеренный интерес. Если же будет дана отмашка на продажу по коммерческим ценам или регулируемый тариф значительно вырастет, то это совсем другая история. К сожалению, и для населения тоже.

В принципе, в создании конкурентной среды на газовом рынке нет ничего плохого. Скорее, это даже хорошо. Но в условиях украинского дикого капитализма такой подход приведёт к ухудшению ситуации, даже с учётом того, что госкомпании и до этого находились под влиянием олигархов.
Облгазы: задел полуторалетней давности

И третий момент. Несколько подзабытые «облгазы» — областные газораспределительные компании. Около полутора лет назад они были приватизированы (государство оставило себе 25%-ные пакеты) и большую часть из них сумел консолидировать тот же Д. Фирташ. Тогда это казалось достаточно странным интересом — компании со старой инфраструктурой и оборудованием, где нужны миллиардные инвестиции, при этом — с регулируемыми низкими ценами для населения. Сейчас же эти объекты могут выглядеть намного более привлекательными.

Причём уже сейчас ясно, что даже в результате первого раунда повышения тарифов субсидии «малоимущим гражданам» всё равно понадобятся. Только это уже будут не дотации «Нафтогазу» при низком тарифе на газ, а прямые переводы населению. Пока говорится о 900 млн гривен. Однако если в нынешних условиях это пока перекладывание из одного государственного кармана в другой, то в случае приватизации «Нафтогаза» бюджет будет оплачивать дополнительные прибыли новых владельцев добывающих компаний.

«Национализация убытков и приватизация прибылей» — метод, к счастью, постепенно уходящий в прошлое у нас в стране, похоже, ещё долго останется актуальным на Украине.

http://www.odnako.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter