
Не обладая криминальным талантом (как, впрочем, и никакими иными смолоду, а теперь и вовсе стар и туп), просто напомню самые очевидные схемы, ранжированные по степени нарастания криминала, не вдаваясь, по понятным причинам, в детали:
1. Схема «плохого банка», которой в свое время воспользовались А. Ф. Бородин с коллегами. Некий украинский банк выдает в значительном количестве кредиты на специально созданные фирмы или физлиц крымской юрисдикции. Соответствующие наличные и депозиты конвертируются в рубли, а уполномоченный российский банк (в конечном счете ЦБ) получает на баланс требования в гривнях к банку-банкроту. (Схема была довольно популярной в начале 90-х, а во время кризиса 1998 ей воспользовался весь банковский «крупняк», оставив обязательства перед вкладчиками в раскрученных «брендах» типа Столичного и Менатепа, за которые расплатился бюджет, а точнее – российское население через инфляционный налог.)
2. Хождение параллельной валюты позволяет проводить в ней любые внутренние расчеты (без оформления паспортов внешнеторговых сделок, т.е. невидимые для российского налогового учета - даже соответствующего бухгалтерского софта нет - включая выплату зарплат, обналичивание и т.п.). Несовместимость расчетов в параллельной валюте в российским налоговым учетом стала, по-видимому, одной из основных причин запрещения биткойна на территории России. В настоящее время для расчетов, позволяющих обходить налогообложение широко используется Таможенный союз. По данным Э. С. Набиуллиной, в 2012 и за 9 мес. 2013 через банки ТС нелегально (т.е. с уклонением от уплаты налогов) вывезено 47 млрд. долл. (из общего объема сомнительного вывода капитала в 61 млрд.). Появление в России крупного внутреннего офшора существенно упрощает эту работу.
3. Более криминальные схемы, связанные с возвратом НДС «экспортерам» (если Крым некоторое время не будет таможенной территорией России) и неуплатой таможенных пошлин сборов и импортного НДС (если будет), а также популярные в отдельных республиках схемы извлечения денег из Пенсионного фонда и обналичивания материнского капитала.
4. Наконец, в условиях переходного процесса в банковской системе нельзя исключить чего-то похожего на «чеченские авизо» начала 90-х с поправкой, разумеется, на произошедшую за это время революцию в информационных и банковских технологиях. Все это не для того, чтобы дать соответствующее наставления (уверен, заинтересованные люди все поняли и учли намного раньше), а просто в развитие заявленной в предыдущей записи темы, что от регулятора потребуется нетривиальная работа в части режима счетов и валютного контроля на территории данного особого района.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
