25 апреля 2014 UFS IC
Свое решение регулятор объяснил более значительным, чем ожидалось, воздействием ослабления рубля на динамику потребительских цен. Желаемая цель в 5,0% по итогам года теперь превратилась в фантом. Угнаться за инфляцией не удалось, но можно предпринять новые меры ― повысить коридор базовых ставок еще на 50 б. п. вверх. На фоне стабилизации обменного курса и симптомов схода в рецессию решение выглядит неоднозначным. Совет директоров ЦБ решил, что именно так ему удастся замедлить рост цен и нащупать новый баланс инфляционных рисков и рисков дополнительного замедления экономики. Ужесточая денежно-кредитную политику, ЦБ не забыл и про банки. Будет внедрен новый инструмент ― рефинансирование под инвестпроекты сроком до трех лет по «льготной» для нынешних времен ставке в 6,5% годовых.
Согласно информации пресс-службы Банка России, рассчитывать на фондирование в ЦБ смогут немногие ― лишь 17 банков, которые проходят сейчас по критерию минимального капитала в размере 50 млрд руб. Но голоса не занимающих столь привилегированное положение могут быть услышаны на обсуждениях специальной рабочей группы. Пока новым инструментом смогут воспользоваться лишь те, кто осуществлял кредитование инвестпроектов, прошедших через сито отбора специального постановления правительства №1016. Промышленная политика с использованием средств ЦБ в действии.
Но вернемся к нашим процентным ставкам. С 25 апреля ключевая ставка составит уже 7,5%. В Банке России были озадачены ростом годовой инфляции до 7,2% по итогам последней недели. Помимо ослабления рубля с начала года, усложнили задачу вещи, неподконтрольные ЦБ, ― структурные проблемы в молоководстве, «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, неудачный урожай фруктов и овощей, а также ограничения на импорт свинины. Внес свою лепту и рост инфляционных ожиданий, который заставил потребителей сметать с полок непродовольственные товары. Между тем, основным фактором остался перенос неблагоприятной динамики обменного курса на динамику потребительских цен. Базовая инфляция выросла с 5,6 до 6,0% ― сигнал для ЦБ: нужно действовать. Но стоило ли?
В ЦБ сами отмечают, что мартовское решение повысить ключевую ставку с 5,5 до 7,0% уже отразилось ужесточением условий кредитования для реального сектора экономики. На фоне роста долларизации экономики, сохраняющейся внешнеполитической неопределенности и оттока капитала сегодняшнее решение не поспособствует поддержанию спроса на кредиты предприятиями, всплеск которого был отмечен в начале года. ЦБ признает, что вероятность дальнейшего сокращения инвестиций в основной капитал велика. И это в условиях снижения былой поддержки со стороны потребителей, на фоне замедления темпов роста реальных располагаемых доходов и торможения розничного кредитования. Основанием для «затягивания гаек» служит то, что экономика и так не слишком далека от своего потенциального уровня на фоне исторически низкого уровня безработицы и высокого уровня загрузки, как отмечают в ЦБ, «конкурентоспособных» производственных мощностей.
ЦБ стал заложником обещаний, данных в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015-2016 гг. Российская экономика не такая гибкая, как можно было предполагать: абсорбировать в мягкой форме валютный шок не получается из-за невысокого уровня конкуренции. В итоге, чтобы не слишком отклониться от заданного курса и понизить инфляцию до желаемого уровня в 5,0% к концу года, ЦБ счел уместным пойти на повышение процентных ставок. Теперь, несмотря на предстоящую летом нулевую индексацию тарифов естественных монополий для промышленных потребителей и сдержанный их рост для населения, в ЦБ рассчитывают удержать инфляцию в узде 6%-го рубежа. Для этого регулятор готов попридержать текущие уровни процентных ставок еще несколько месяцев. В июне снижения точно не будет.
На фоне последних событий на Украине, а также угрозы введения новых санкций, которые стали негативно проявляться в динамике курса рубля, решение ЦБ, возможно, является упреждающе верным. Тем не менее, на наш взгляд, можно было бы занять выжидательную позицию и только в случае действительной эскалации ситуации и возросших рисков нарушения финансовой стабильности сделать сегодняшний шаг. Дальнейшее развитие ситуации подскажет, насколько был прав ЦБ. Мартовские действия ЦБ не выдерживают никакой критики.
Для экономики более высокие процентные ставки означают замедление оборотов кредитования и дополнительное давление на экономический рост. Для рубля в условиях геополитической напряженности сегодняшнее решение ЦБ ― не слишком серьезный аргумент. Для локального рынка бондов ― лишний повод пересмотреть ожидания его «разморозки». В сегменте госбумаг и на денежном рынке стоит ожидать смещения кривой ставок вверх. На рынке акций динамику хуже, чем у рынка, могут демонстрировать акции банков ― из-за давления на показатель чистой процентной маржи и, как следствие, снижения надежд на сохранения прежних темпов роста чистой прибыли.


Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба

