Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Гипермаркеты теряют привлекательность » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Гипермаркеты теряют привлекательность

27 ноября 2014 Инвесткафе Гринченко Роман
По данным СМИ, ритейлеры отмечают некоторый переток покупателей из гипермаркетов в магазины небольших форматов. На мой взгляд, этот фактор является очень интересным, так как может повлиять на инвестиционную привлекательность публичных отечественных FMCG ритейлеров.

Исходя из мнения некоторых участников рынка, на фоне девальвации рубля и ускорения инфляции потребители предпочитают совершать покупки в супермаркетах и «магазинах у дома», так как считают, что в них получается дешевле. На мой взгляд, такое поведение со стороны потребителей является нецелесообразным, так как в гипермаркетах средние цены все же ниже в связи с тем, что в их структуре доля логистических издержек и операционных расходов ниже благодаря более высокой плотности продаж. Все дело в психологических особенностях: покупателям проще посещать магазины чаще и тратить денег меньше, чем выкладывать значительную сумму за один раз.

Гипермаркеты теряют привлекательность


Источник: данные компаний, инфографика Инвесткафе.

Мнение участников рынка подтверждается динамикой LFL трафика компаний сектора, наблюдавшейся в 3-м квартале. Как видно из графика, представленного выше, снижение динамики данного показателя наблюдается как раз у сетей, которые делают основную ставку на формат гипермаркетов, — Ленты и О’кей. Между тем остальные публичные компании сектора наоборот фиксируют приток покупателей в своих магазинах. Несколько неоднозначная ситуация только с Магнитом. Если опираться на показатели, то у компании наблюдается существенный приток покупателей, однако сам Магнит заявляет, что это вызвано не реальным увеличением количества чеков, а изменением методологии расчетов LFL показателей. В последние годы у компании наблюдался либо отток, либо лишь незначительный приток покупателей, поэтому можно предположить, что заявления о том, что LFL трафик не является релевантным показателем и новым клиентам в уже зрелых магазинов взяться неоткуда, могут быть обусловлены стремлением приучить инвесторов не обращать внимания на данный показатель. Исходя из этого, достаточно сложно оценивать, насколько существенным был приток покупателей, но что он есть, сомнений не возникает.

Гипермаркеты теряют привлекательность


Источник: данные компаний, инфографика Инвесткафе.

Возвращаясь к теме разговора, отмечу, что мы можем наблюдать, что помимо оттока потребителей у гипермаркетов наблюдается и иная проблема — снижение темпов роста среднего чека, что наглядно представлено на графике выше. Впрочем, это может быть обосновано двумя факторами. Во-первых, снижение темпов роста среднего чека при существенном ускорении продовольственной инфляции может означать, что потребительская корзина в гипермаркетах сокращается, что может негативно отражаться на финансовых результатах компаний. Во-вторых, последние могут стараться сдерживать рост цен за счет своей рентабельности, но с учетом динамики LFL трафика очевидно, что в таком случае предпринимаемые компаниями меры не столь эффективны и не смогли поддержать интерес потребителей.

Гипермаркеты теряют привлекательность


Источник: данные компаний, инфографика Инвесткафе.

Если говорить об О’кей, то существенное влияние на отток покупателей оказали последствия введенного эмбарго на поставки продовольственной продукции из ЕС. Одним из конкурентных преимуществ компании являлся широкий ассортимент высококачественной импортной продукции, но в связи с ее отсутствием в новых обстоятельствах это конкурентное преимущество исчезло. Вышеизложенные факторы оказывают значительное давление на инвестиционную привлекательность эмитента. На мой взгляд, О’кей находится в наименее выгодном положении относительно остальных публичных FMCG-ритейлеров.

Целевая цена расписок О’кей — $8,4, потенциал роста — 61%, рекомендация — «покупать».

Впрочем, некоторые сложности в текущей экономической ситуации наблюдаются и у Ленты — второго игрока с основным форматом в виде гипермаркетов. Впрочем, на мой взгляд, компания значительно более устойчива к негативному влиянию текущей рыночной конъюнктуры. Лента изначально позиционировалась как представитель невысокой ценовой категории. При этом в 4-м квартале компания несколько пересмотрела свою ассортиментную политику и старается представлять на полках продукцию в менее крупной упаковке. Одним из психологически отталкивающих факторов для потребителей является то, что в гипермаркетах ассортимент больше склоняется в сторону продаж продукции, расфасованной более крупными объемами, в то время как в мелких форматах 2,5 литровых соков практически нет. За счет объема цены на такие товары казались потребителям менее выгодными, чем на продукцию небольших объемов, переориентация может принести свои плоды. Впрочем, я ожидаю, что основной эффект от этого будет заметен лишь в 1-м полугодии 2015 года.

Целевая цена депозитарных расписок Ленты находится на пересмотре. Последняя опубликованная целевая цена составляла 224 руб.

Отдельно стоит сказать, что 4-й квартал для гипермаркетов может оказаться значительно более удачным, чем 3-й. Под Новый год такие форматы исторически более востребованы, чем мелкие, так как потребители совершают крупные покупки и их потребности в ассортименте существенно расширяются. Возможность удачных результатов деятельности по итогам 4-го квартала может оказать позитивное влияние на динамику капитализации таких сетей.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу