25 декабря 2014 Архив Седлов Данил
Долгосрочное прогнозирование ситуации на финансовых рынках - дело чрезвычайно неблагодарное, однако всегда есть объективные факторы, способные оказать мощное и неотвратимое влияние на экономическую конъюнктуру, убежден колумнист MarketWatch Мэтью Линн. В своем прогнозе на 2015 год аналитик перечисляет семь событий, которые могут стать настоящим шоком для мировой экономики. Примечательно, что в череде потенциальных стрессоров нашлось место для валютного кризиса в России и странах Таможенного союза.
1. Испанская революция
Всеобщие опасения касательно того, что политическая сумятица в ЕС вновь ввергнет еврозону в кризис, в немалой степени подхлестываются в Испании. На грядущих выборах у правящей правоцентристской Народной партии нет шансов, считает Линн. В стране, судя по результатам опросов, стремительно набирает популярность новая политическая сила - умеренно радикальная формация Podemos («Мы можем»). Эта партия выступает за сохранение евро как единой валюты, но при этом требует снять навязанный Германией режим экономии. Помимо реструктуризации испанского долга, Podemos намерена бороться за 35-часовую рабочую неделю и снижение пенсионного возраста. В этом свете, по мнению Мэтью Линна, победа партии на выборах неминуемо вызовет панику и массовые распродажи на долговых рынках ЕС.
2. Программа QE в Европе
До сих пор нет четкого понимания, какие активы начнет закупать европейский регулятор. Суверенные бонды? Это будет выглядеть банальным субсидированием безответственных периферийных государств Евросоюза. Акции? Тогда со стороны будет казаться, что ЕЦБ раздувает финансовый пузырь и спонсирует богатых. Как отмечает Линн, в этой непростой ситуации регулятор может пойти самым легким путем, закупая доллары США в промышленных масштабах. Эта мера поможет наполнить рынок денежной массой и поспособствует снижению курса евро, что, несомненно, оценят крупные производители. А вот Штатам и ряду других стран подобная политика явно не придется по вкусу, резюмирует аналитик.
3. Слияние Shell с BP
Слухи о скором объединении двух нефтегигантов в одну суперкомпанию стары, как мир, однако в 2015 году они имеют все шансы стать реальностью. Во-первых, сейчас даже закоренелые оптимисты признают, что BP вряд ли оправится от катастрофы в Мексиканском заливе. Во-вторых, в 2015 году обеим компаниям придется существовать в условиях, когда баррель нефти будет стоить $50 или даже меньше. В общем, все, что остается двум гигантам, - это слиться воедино и сократить расходы.
4. «Парад кризисов» в российской зоне влияния
Страны, находящиеся в орбите геополитических интересов Кремля, остаются там лишь благодаря денежным вливаниям из России, от которых они всецело зависят, убежден Мэтью Линн. Учитывая, что Москва лишилась шальных нефтедолларов вследствие обвала цен на черное золото, а рубль на какое-то время стал самой слабой валютой мира, страны-сателлиты России столкнутся в новом году с финансовым кризисом. В этой связи Белоруссия, Казахстан и Киргизия постараются вырваться из российской зоны влияния, что чревато аналогом «Арабской весны» на территории СНГ, подчеркивает аналитик. Нынешняя девальвация белорусского рубля - лишь первая ласточка этого процесса.
5. Уход Ассада
Падение цен на нефть неминуемо лишит режим сирийского президента Башара аль-Ассада поддержки со стороны его союзников из числа экспортеров черного золота, таких как Россия и Иран, которым придется сконцентрироваться на внутренних проблемах. В этом случае одиозный лидер Сирии, скорее всего, покинет свой пост, считает аналитик MarketWatch. Дальнейшее развитие событий может как навредить глобальной экономике, так и способствовать ее росту. Если новое правительство Сирии сумеет навести порядок в стране, это позитивно скажется на рынках Ближнего Востока и подстегнет потребление нефти в регионе, что найдет свое отражение на мировых ценах.
6. Технологический бум в Китае
Грандиозный успех китайского интернет-гиганта Alibaba, который провел самое масштабное IPO в истории, могут повторить новички IT-индустрии Поднебесной. По крайней мере, они всеми силами будут к этому стремиться. По данным Ernst & Young, за первые три квартала 2014 года объем венчурных инвестиций в Китае увеличился почти втрое - с $3,5 до $8,1 млрд. Все больше IT-стартапов стремятся совершить публичное размещение. Это роднит технологический бум в Поднебесной со знаменитым пузырем доткомов 1990-х годов. По мере увеличения числа офисов в Гуанчжоу - китайском аналоге Силиконовой долины - растет вероятность того, что и восточный технологический пузырь, в конце концов, оглушительно лопнет. Возможно, это произойдет уже в 2015 году.
7. Эпидемия ностальгии
В следующем году мир пресытится всеми благами и удобствами постиндустриального общества, после чего обратит свой взор на наследие прошлого века. Виниловые пластинки уже пережили второе рождение благодаря хипстерам-меломанам, на очереди - пишущие машинки, стационарные телефоны и кэбы. Люди, устав от постоянной спешки и потребительской гонки, будут все чаще делать выбор в пользу дешевых, экологичных и удобных товаров родом из 20-го столетия, напоминающих о детстве, а крупные компании обязательно найдут способ заработать на всеобщей ностальгии.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу