18 февраля 2015

С момента присоединения Крыма к России прошел почти год, но российский министр по делам полуострова Олег Савельев до сих пор не может заплатить за местную гостиницу банковской картой.
Приезжая в Крым, Савельев оказывается на экономически «ничейной» земле.
Иностранные банки, включая UniCredit SpA, больше не работают в регионе, MasterCard и Visa прекратили обслуживание пластиковых карт, исчезли и мировые бренды вроде McDonald’s. Крым превратился в общество наличных расчетов, неконтролируемой инфляции и хронического дефицита, вдобавок охваченное тревогой из-за военного конфликта на Украине. Российские компании не спешат занять место западных конкурентов.
Чтобы заплатить за гостиничный номер во время своих визитов в Крым, Савельев запасается рублевыми купюрами - наличными здесь вынуждены платить все, даже министры.
Савельева «поражает», что «инструменты давления» «направлены на создание максимального количества проблем, в том числе по системе жизнеобеспечения», сказал он в интервью в Симферополе. Как и многие в Крыму, в экономических бедах региона он винит Украину и ее союзников - США и Евросоюз.
Крым, служивший летней резиденцией русским царям, находится в намного более сложном положении, чем любой другой регион РФ, но служит наглядным примером того, что может ждать всю российскую экономику в случае срыва последних мирных договоренностей по Украине и последующего ужесточения санкций США и ЕС.
Пустые полки
Многие международные компании свернули бизнес в Крыму, но мало кто из российских фирм пришел им на смену. Большинство компаний опасаются работать в Крыму, который США и ЕС считают оккупированной территорией, из-за угрозы санкций, сказал профессор политологии Высшей школы экономики Николай Петров.
Крымчан больше всего тревожит резкое удорожание продуктов питания. Многие продукты ввозились из Украины, а отказ Киева признать границу с Крымом означает, что компании страны не могут законным порядком экспортировать продукцию напрямую в этот регион. В условиях блокады продолжают работу лишь мелкие торговцы овощами и фруктами, при этом все расчеты осуществляются наличными, отмечают в ассоциации «Торговля Крыма». Основной объем продуктов поставляется паромом из России, и в шторм поставки могут задерживаться на несколько дней.
В мясном отделе супермаркета французского ретейлера Groupe Auchan SA на окраине Симферополя осталось всего три упаковки говядины - свинины или куриного мяса нет и вовсе. Полки в других отделах заполнены однотипными товарами вроде молока и кефира в пластиковых бутылках.
В магазинах украинской сети «Фуршет» в продаже сейчас почти исключительно российские продукты. При этом на рынке нет ни одной крупной российской розничной сети. Не спешат сюда и крупные банки РФ, включая ОАО «Сбербанк» и Группу ВТБ.
Надбавка Путина
«Правительство Крыма пытается сохранить поставки из Украины, чтобы не вызвать социальной напряженности», - сказал председатель ассоциации «Торговля Крыма» Сергей Макеев. Между тем «со стороны Украины более присутствуют политические, чем экономические составляющие», добавил он.
После референдума о присоединении Крыма, президент Владимир Путин поспешил вознаградить крымчан, вдвое повысив пенсии и зарплаты бюджетников. Однако эту надбавку съедает инфляция, подскочившая с марта по декабрь, согласно данным региональных властей, до 38 процентов. Цены на продукты питания за этот период увеличились почти на 50%.
Крыму, возможно, уже не хватит 681 миллиарда рублей ($10,9 миллиарда), который российские власти договорились потратить на регион до 2020 года, в том числе на инфраструктурные проекты, отмечает Савельев.
Откуда правительство возьмет деньги, не ясно, притом что Россия вынуждена урезать расходы на фоне ожидаемой рецессии.
Туризм на патриотизме
Тем не менее 82 процента жителей Крыма остаются верными выбору присоединения к России и более половины говорят, что благодаря этому их финансовое положение улучшилось, свидетельствует опрос, который компания GFK Ukraine провела на неделе, завершившейся 22 января, среди 800 человек.
Хуже всего в условиях изоляции, вероятно, приходится туризму, одной из основных отраслей крымской экономики, от которой зависит благополучие каждой третьей семьи. Согласно официальной статистике поток туристов в Крым, который фаворит Екатерины Великой Григорий Потемкин когда-то назвал «раем», в прошлом году сократился на треть до 4 миллионов человек.
Восемьдесят процентов туристов, посетивших Крым в прошлом году, составили граждане РФ по сравнению с 25 процентами в 2013 году, в то время как украинцев, доля которых в туристическом потоке до референдума составляла 70 процентов, почти не было.
Многие люди приехали «на патриотизме», сказал глава Ассоциации курортов Крыма Александр Трофимов, отметив также, что власти РФ активно рекламировали крымские курорты и предоставляли субсидии на отдых в Крыму чиновникам, сотрудникам госорганизаций и их семьям.
Изоляция
Прежде чем нормализоваться, ситуация может еще больше ухудшиться. Украина прекратила железнодорожное и автобусное сообщение с полуостровом. Теперь у туристов из России есть всего два способа добраться до Крыма - самолетом, притом что стоимость одного авиабилета прошлым летом могла достигать $1400, и паромом через Керченский пролив, работа которого зависит от погодных условий.
Украина зажимает в тиски и сельскохозяйственный сектор Крыма, в котором занято 10 процентов местного населения. После сокращения в апреле подачи воды по Северо-Крымскому каналу водных ресурсов полуострова хватает на ирригацию всего 12 процентов угодий, свидетельствуют данные Ассоциации фермеров и землевладельцев Крыма.
’Дорога жизни’
«Боимся, - сказал глава Ассоциации Сергей Тур, показывая на поля и немецкую уборочную технику. - Это годами строилось. Мне семью кормить надо».
Местные власти пытаются бороться с чувством изоляции и говорят о модернизации симферопольского аэропорта и паромной переправы.
Однако реальным выходом является строительство моста через Керченский пролив, который соединит полуостров с материковой Россией, сказал вице-премьер Крыма Михаил Шеремет. Строительство 19-километрового моста завершится самое раннее в конце 2018 года, но ожидание того стоит, говорит Шеремет.
По его словам, для Крыма этот мост - все равно что «дорога жизни» для блокадного Ленинграда. «Это значит, что мы сможем всегда связаться с нашей материковой частью Российской Федерации», - сказал Шеремет.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
