Высока ли вероятность, что Резервный Банк Австралии повысит процентную ставку до максимального за 11 лет уровня?
Начало августа проходит под знаком повышенных рисков. В результате роста дефолтов на рынке субстандартного ипотечного кредитования США, а как результат потери денег некоторыми фондами, началась переоценка рисков инвесторами, что привело к ликвидации позиций carry trade и падению большинства фондовых индексов. Пойдет ли Резервный Банк Австралии на повышение ставки, оцениваемое рынком в 72%, в условиях текущей не стабильности на мировых торговых площадках?
Волатильность на торговых площадках значительно выросла за последние недели, а большие объемы средств стали направляться в высоконадежные активы. В результате доходность десятилетних австралийских бондов упала с 6,14% до 5,97%. При такой ситуации оценка рынка фьючерсов вероятности повышения ставки Резервным Банком Австралии на заседании 8 августа понизилась с 83% до 72%.
Повышенная волатильность на торговых площадках и переоценка инвесторами рисков может заставить РБА очередной раз взвесить все “за” и “против “ изменения ставки, однако одной из основных задач Центробанка является борьба с инфляцией, поэтому большая доля внимания при вынесении решения, вероятно, будет уделена именно внутренним макроэкономическим показателям. Продолжают ли отличатся своей силой сектора, формирующие основные инфляционные риски? (данные сектора описаны в статье: Почему не смотря на сохранение ставки РБА неизменной на последних двух заседаниях, австралиец не перестает расти?).
Ответ на этот вопрос скорее станет – да. Индекс потребительских цен в вырос во втором квартале на 1,2% по сравнению с прошлым кварталом, при этом средневзвешенный индекс потребительских цен, излюбленный показатель РБА, вырос в годовом исчислении на 2,75%, что существенно превышает прогноз Банка, составлявший 2,25%. Наибольший вклад в рост показателя внес рост цен на энергоносители, фрукты и овощи, а также самый значительный с 1989 года прирост стоимости аренды жилых помещений.
Безработица в Австралии продолжает находиться на уровне тридцатилетних минимумов. При этом стоит отметить, что увеличиваются капитальные инвестиции и предложение труда, что может поспособствовать росту производительности и помимо формирования ожиданий прироста ВВП, также создает потенциальные инфляционные риски в долгосрочном периоде.
Активность в секторе строительства остается на высоком уровне. Рост разрешений на строительство в июне составил 7,5% в месячном исчислении. Показатели по стоимости аренды жилой недвижимости демонстрируют уверенный рост, и в дальнейшем такой фон может сохраниться, так как спрос на недвижимость продолжает расти, при этом наблюдается не хватка рабочей силы в секторе строительства, в результате чего предложение не поспевает за спросом.
Данные по потребительскому сектору были несколько разочаровывающими последнее время. Так, розничные продажи в июне выросли на 1,4%, что выше ожиданий, однако такой рост был восстановлением после слабых данных в мае и апреле, поэтому общий показатель за второй квартал может негативно сказаться на ВВП. Тем не менее, на фоне роста реальных доходов домохозяйств на 5% в годовом исчислении, потребительский сектор не вызывает опасений.
Однако не все так позитивно. Стоит отметить, что удорожание кредитов, делает потребителей более чувствительными к дальнейшим ужесточениям монетарной политики, что может отразиться на потребительских настроениях. Помимо этого правительство делает шаги в сторону борьбы с нехваткой рабочей силы. Так, был понижен подоходный налог на работников с низким уровнем дохода, а Министр Труда говорил о том, что существенный прирост предложения труда будет наблюдаться уже в июле. Таким образом могут быть существенно понижены инфляционные риски в краткосрочном плане, однако учитывая последние данные по инфляции, тяжело не согласится большей частью рыночных участников в том, что РБА по средствам повышения ставки еще раз захочет удостовериться, что инфляционные риски контролируемы.
Лебедев Тимур, аналитик компании UMIS, валютный рынок, товарно-сырьевой рынок.