Удачное время начать жить по средствам
Ужесточение кредитных условий - то, что нужно рынкам
Банкиры и инвесторы могут с этим не согласиться, но недавнее падение на финансовых рынках, на самом деле, хорошая новость. Может, наконец-то, к людям вернулся здравый смысл. Последние несколько лет в дешевый кредит денег отдавалось слишком много и слишком многим, будь то спекулянт, желающий сорвать куш на сделках с жильем в Майами, или инвестиционный фонд прямых инвестиций, финансирующий свое последнее многомиллиардное приобретение. Для спасения американского рынка жилья от неистового и неизбежного краха пробуждение наступило слишком поздно. Но, возможно, как раз сейчас самое подходящее время, чтобы остановить бум слияний и поглощений, который начал выходить из-под контроля, пока экономика еще достаточно сильна, чтобы справиться с последствиями.
Осторожно, американский потребитель!
Главный вопрос на сегодня - насколько серьезными могут оказаться эти последствия. Влияние на сами рынки долговых обязательств будет сильное. В условиях ужесточения стандартов многие будут выходить из опрометчивых сделок, которые стали нормой в секторе корпоративного кредитования. Сейчас все реже можно услышать о том, что фирмы выдают кредиты на таких условиях, по которым кредиторы отказываются от своих прав отслеживать поведения заемщиков, или о так называемых "нотах с натуральной оплатой", которые позволяют заемщикам заменять долговые расписки процентными платежами. Принимая во внимание, что инвесторы встали на путь избавления от рискованных долговых обязательств, поглощения, надувшие пузырь на фондовом рынке в этом году, будут сокращены, а погрязшие в долгах заемщики вдруг обнаружат, что не получают прибыль.
Но многие компании могут обойти стороной "кредитное сжатие". Частично это обусловлено тем, что кредитоспособные заемщики все еще имеют доступ к получению кредитов (хотя и по более высокой цене), а частично - тем, что многим фирмам не нужно занимать. В этом мире денег фирмы до краев наполнены наличными средствами. Последние пять лет компании приносили крупные прибыли, и в среднем наращивали капитал из своих собственных ресурсов. Поэтому сами по себе колебания на кредитном рынке не должны ускорить инвестиционный кризис. Другие потенциальные жертвы также уже на подходе. Так, дальнейшие волнения могут охватить развивающиеся рынки облигаций и акций. Это может породить проблемы в некоторых странах, например в Турции, которая обладает большим дефицитом текущего счета. Но большинство развивающихся рынков находятся в лучшем положении, чем они были в период финансовых кризисов в конце 1990-х. Он реструктурировали свою политику заимствования и часто создают большие объемы валютных резервов.
Серьезнейший риск мировой экономике, пожалуй, представляют задолжавшие американские потребители. Их сломили падающие цены на жилье и удорожание бензина, а рост расходов уже замедлился значительным образом. "Кредитное сжатие" может усугубить жилищный кризис, а снижение цен на жилье - еще сильнее сократить расходы. Но остальной мир растет и процветает, а безработица в Америке остается низкой, поэтому пока вряд ли можно говорить о неизбежной рецессии. Более того, если бы экономика стала катиться под уклон, то ФРС все карты в руки для сокращения ставок, несмотря на общественные беспокойства по поводу инфляции.
На основании всего сказанного, можно сделать вывод, что пока что кредитные беспокойства могут иметь лишь умеренные экономические последствия. Но что, если они ускорят повсеместный обвал рынка? Ведь многие новомодные инструменты, которые сейчас преобладают на рынках долговых обязательств, никогда не проходили проверку на прочность в условиях серьезной паники. Кредитные деривативы может и улучшили стабильность мировой экономики, равномерно распределив риск, но теперь неясно, где находится этот риск. Кроме того, многие новые инструменты, способствующие распределению риска, настолько неликвидны, что проблема может и не проявляться какое-то время. Прошло несколько месяцев с момента, как рынок субстандартного ипотечного кредитования дал течь, когда стала очевидна величина потерь двух хеджевых фондов Bear Stearns.
Инвесторы не зря опасаются новых банкротств хеджевых фондов. И все же, несмотря на то, что эти обвешанные кредитами "создания" спровоцировали более неожиданные и частые кредитные встряски, эти случаи не стали более губительными. За последние 18 месяцев произошло еще два кредитных "толчка", хотя их сила была оценена по более низкой шкале. Один случился в мае 2006, когда инвесторы беспокоились об инфляции; другой - в феврале этого года, когда появились первые опасения, связанные с ипотечными закладными низкой надежности. В каждом из случаев наиболее подверженные риску хеджевые фонды вынуждены были быстро сократить свои позиции. Но, благодаря размеру и разнообразию индустрии хеджевых фондов, другие стали покупать активы по дешевке. Подобным образом динамика разворачивалась и на этот раз.
Несмотря на все страхи в отношении хеджевых фондов и сложных деривативов, реальная угроза исходит из хорошо известных источников - банков. Они столкнутся с проблемой на разных фронтах, и именно они могут превратить полезное "кредитное сжатие" в опасный кризис. Многие банки уже согласились гарантировать сделки, и теперь обнаруживают, что не могут продать долговое обязательство инвесторам. По некоторым оценкам, своего череда ждут задолженности на сумму более $300. Не за горами и более крупные потери. Банки пострадают от своей подверженности риску со стороны обанкротившихся хеджевых фондов так же, как некоторые уже пострадали от своей подверженности риску со стороны рынка субстандартной ипотеки. Потери по счетам некоторых банков могут просто еще быть не выявлены: торговля на рынках за последние годы стала одним из наиважнейших источников их дохода. Если банки потеряют свои прибыли, то они будут выдавать кредиты с меньшей готовностью. Банкротство банков (или боязнь банкротства) может создать всеобщую панику.
Большая подушка
Но, несмотря на то, что банки вызывают сильнейшие опасения, их балансы выглядят довольно надежными. Американские коммерческие банки за год до марта выкупили свои акции на сумму $58 млрд., что говорит о наличии резервного капитала. И хотя акции банков пошатнулись за последние несколько недель, аналитики по-прежнему прогнозируют увеличение доходов в следующем году. Если рынки хотят проверить на прочность финансовое положение банков, то они выбрали для этого подходящее время. Кредитные циклы—непредсказуемая вещь. Все может пойти наперекосяк. А пока волнения на финансовом рынке, хотя и выбивают из колеи, вполне могут стать полезной переоценкой риска. Рынкам, как людям, иногда нужна хорошая встряска.
По материалам журнала The Economist