О перспективах создания трастов в России рассказывает исполнительный директор управления инвестиционных продуктов и услуг Газпромбанк Private Banking Ангелика Генкель.
Тема трастов не относится напрямую к сфере инвестиционного обслуживания клиентов Частного Банка. Однако в последние месяцы в связи с известными трендами в российской экономике финансовое консультирование органично трансформируется в финансово-правовое. Мониторинг законодательных изменений в России и за рубежом для многих клиентов приобретает стратегическое значение. Совместно с нашими коллегами-юристами из смежных департаментов, а также нашими партнерами - юристами из аудиторско-консалтинговых компаний мы, разумеется, информируем наших клиентов о готовящихся изменениях в законах, включая закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК).
К чему приведет создание трастов в России, и в какой срок они могут появиться, учитывая сложную экономическую ситуацию?
Да, действительно, Правительство России анонсировало создание в стране такой формы образования, как ТРАСТ, «куда граждане смогут передавать свое имущество». Это, по идее государственных идеологов, должно повысить инвестиционную привлекательность России для иностранного и российского капиталов.
Чиновниками анонсируется классическая форма «траста»: как держание собственности, при котором имущество траста не принадлежит ни учредителю, ни управляющему, ни бенефициарам до даты прекращения траста.
Министерства финансов и экономического развития РФ сопроводили идею увеличения привлекательности российской юрисдикции готовящимися изменениями законодательства в части налогообложения, например, освобождении от налога на нераспределенную прибыль учредителей траста. Решение также увязано (в качестве поправки к закону) с законом о КИК и тем, что называется амнистия капитала, законопроект о декларировании активов и средств граждан. Озвучены сроки законодательных изменений: 2 месяца.
Последнее обстоятельство и порождает у финансового сообщества сомнения в истинной цели создания трастов в России и в сроках реализации столь амбициозного проекта.
Может ли это помочь повысить инвестиционную привлекательность страны, как для иностранцев, так и для возвращения российских капиталов?
Как я уже отметила, очевидно, что «новелла» создания трастов возникла в большей мере на фоне необходимости решения фискальной задачи, усиления налогового контроля за использованием КИК, и лишь в меньшей мере, - органичного процесса улучшения климата для экономической деятельности. С учетом природы траста как уникального механизма, сложенного из незыблемого института права, эффективных финансовых элементов и человеческого доверия, идея российского правительства в ближайшие годы выглядит очень амбициозной.
Необходимо понимать, что сама природа траста изначально не несла в себе функции налоговой оптимизации, а являлась инструментом защиты активов и альтернативного наследования.
Чем трасты отличаются от «переписывания» имущества на родственников, которое распространено в России?
Объяснение траста как формы, «куда граждане смогут передавать свое имущество», конечно, очень расплывчато. Расплывчата и сама форма образования траста в нашей стране. В современной экономической истории (с конца прошлого века) понятие траста в России ассоциируется с переданным в доверительное управление имуществом. Оно не считается отдельным видом собственности - имущество продолжает оставаться собственностью доверителя, на которое могут распространяться его обязательства. Таким образом, траст в России имеет лишь некие функции традиционного траста.
Переписывание имущества на родственников является результатом несовершенного налогового и гражданского законодательства, и к трасту не имеет ни малейшего отношения.
Как можно доходчиво объяснить обычному человеку, что такое траст?
Для того же чтобы доходчиво объяснить российскому обывателю, что такое классический траст, юристы обычно обращаются к экономической истории. В своей первоначальной форме трасты появились в XII - XIII вв. в Англии. Их возникновение было связано вовсе не с налоговыми соображениями, а несло в себе завещательную функцию (эпоха крестовых походов). Церковь при этом была самостоятельным трасти.
Современное трастовое право, как указывают наши коллеги-юристы, развилось в результате взаимопроникновения правовых систем британской метрополии и ее бывших колоний, и состоит преимущественно из английских прецедентов.
Таким образом, траст - это многофункциональное образование, создающееся в различных целях, прежде всего, защите активов и оптимизации управления ими в юрисдикциях с устойчивыми нормами гражданского права и предсказуемостью трактования и применения всех других прав и свобод собственника.
В таком случае, нельзя ли учредить трасты в России на основе иностранного права?
Справочно в учебниках определение траст звучит как форма экономических и правовых отношений, когда одно лицо - учредитель траста (Trustor/Settlor/Grantor), им может быть как физическое лицо, так и корпорация, передает свое имущество другому лицу, доверительному собственнику (Trustee), с тем, чтобы тот владел и управлял им в интересах третьего лица, выгодоприобретателя или бенефициара (Beneficiary). Учредителем траста может стать любое лицо, и даже сам бенефициар. Траст не может длиться по времени неограниченно, и необходимо решение о том, что будет по истечении его срока и какие налоги на передаваемое имущество могут быть стребованы по месту проживания бенефициара. Соответственно, определяется срок существования траста (до 99 лет).
Как правило, при создании траста утверждается меморандум управления; на траст не может быть обращено взыскание в случае банкротства доверительного собственника.
В соответствие с Гаагской конвенцией о трастах, «траст» обозначает правовое отношение, созданное «между живущими лицами или после смерти лицом-учредителем, когда имущество передается под контроль доверительного собственника в интересах бенефициара или для некоей определенной цели». Как известно, Гаагскую конвенцию о трастах РФ не ратифицировала. Поэтому юристы считают, что понятия траста в самом российском законодательстве нет. Соответственно, нет ни арбитражной практики, ни практики ведения судопроизводства общей юрисдикции.
Некоторые консультанты считают, что собственники в России могли бы учреждать трасты на основе иностранного права. Однако практического опыта создания трастов у российского бизнеса внутри страны пока нет, прежде всего, из-последнего обстоятельства (отсутствие прецедентов рассмотрения споров в суде).
Другой важный момент: существованию траста в классической форме (оптимизация наследования) косвенно препятствует действующее гражданское законодательство РФ. В соответствии с ГК РФ наследники вступают во владение собственностью независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). Это трактование отрицает существенную - завещательную составляющую траста.
Что необходимо сделать в России для появления трастов, аналогичных западным?
Как считают юристы, российские собственники широко используют следующую конструкцию для владения зарубежными активами: активы российского собственника принадлежат офшорной компании, акции же компании находятся в трасте, бенефициаром которого является российский реципиент (в случае его смерти бенефициарами назначаются, например, дети).
Создать хотя бы примерную копию иностранных трастов российский бизнес и состоятельные граждане в ближайшее время вряд ли смогут. Юристы отводят разработке концепции и подведению под нее норм российского и международного права несколько десятков лет, не говоря уже о последующих годах нормальной правоприменительной практики.
Для каких категорий российских граждан трасты могут быть актуальны и почему? Какие есть предпосылки для того, что российские граждане смогут отказаться от услуг западных трастов в пользу российских аналогов?
Повторю, что очевидно, что идея создания трастов именно сегодня возникла в большей мере на фоне необходимости решения фискальной задачи, усиления налогового контроля за использованием КИК.
Я соглашусь с коллегами-правоведами, которые считают, что тренд носит оттенки идеологии начала 90-х. Как объясняют юристы, тогда в создании аналогичного института государство видело возможность разделения личных и государственных интересов чиновников.
В 1993 г. вышел даже Указ Президента «О доверительной собственности (трасте)». Авторы исследований темы трастов в России вспоминают также идею создать государственную трастовую компанию, под управление которой переводились бы активы чиновников на период их службы. Но, как указывают коллеги-юристы, тема трастов не заработала из-за принятия Гражданского кодекса (см. выше).
Идея отделения личных интересов от интересов страны «реализовалась» в «переписывании» активов на доверенных лиц.
В настоящее время помимо госчиновников и лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств лишены возможности создания иностранного траста, сложно представить себе профиль учредителя российского траста.
Отказываться от эффективно работающих западных трастов в пользу российских граждане пока готовы. Простимулировать этот процесс маркетинговыми и разъяснительными методами пока также затруднительно из-за невозможности получить квалифицированную консультацию юристов, которая является отправной точкой процесса инициирования создания/перевода траста из международной юрисдикции в российскую.
Резюмируя вышесказанное
Траст - это правовой институт доверительной собственности, когда реальный собственник передаёт своё имущество в управление второму лицу в пользу третьего лица.
Целями создания трастов обычно являются:
1. Защита активов
2. Реализация механизма наследования вне внутренних законов наследования
3. Налогообложение наследования (планирование налога на наследство)
4. Недвижимость (инвестирование, управление и планирование налогов)
5. Благотворительность (в пользу физических, юридических и общественных реципиентов)
6. Инвестиционный (инвестиционные проекты, инвестирование на финансовых рынках и проч.)
7. Обучение детей (5-10 лет) (как правило гарантии, планирование)
8. Пенсионные (гарантии, планирование)
9. Другие
Трасты создают в странах, где есть соответствующее законодательство, подкрепленное многолетним понятным и прогнозируемым судопроизводством.
Преимущества траста заключаются в реальной защите активов, оптимизации налогообложения, профессиональности управления, возможности оставить альтернативное завещание и проч. Недостатки - в потере прямого контроля за имуществом, высоких расходах на управление, и (очень важно) рисках изменения законодательства, которые могут не только обесценить преимущества траста, но и привести к потере контроля за имуществом.
Последнее обстоятельство является важным индикатором инвестиционного климата. На мой взгляд, созданию полноценного института трастов в России будет предшествовать серия экономических и правовых реформ: налоговой, судебной, права собственности, а также создание развитого финансового рынка (а не наоборот).
До этого момента создаваемые в России трасты будут носить «сувенирный характер».
http://www.gazprombank.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Тема трастов не относится напрямую к сфере инвестиционного обслуживания клиентов Частного Банка. Однако в последние месяцы в связи с известными трендами в российской экономике финансовое консультирование органично трансформируется в финансово-правовое. Мониторинг законодательных изменений в России и за рубежом для многих клиентов приобретает стратегическое значение. Совместно с нашими коллегами-юристами из смежных департаментов, а также нашими партнерами - юристами из аудиторско-консалтинговых компаний мы, разумеется, информируем наших клиентов о готовящихся изменениях в законах, включая закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК).
К чему приведет создание трастов в России, и в какой срок они могут появиться, учитывая сложную экономическую ситуацию?
Да, действительно, Правительство России анонсировало создание в стране такой формы образования, как ТРАСТ, «куда граждане смогут передавать свое имущество». Это, по идее государственных идеологов, должно повысить инвестиционную привлекательность России для иностранного и российского капиталов.
Чиновниками анонсируется классическая форма «траста»: как держание собственности, при котором имущество траста не принадлежит ни учредителю, ни управляющему, ни бенефициарам до даты прекращения траста.
Министерства финансов и экономического развития РФ сопроводили идею увеличения привлекательности российской юрисдикции готовящимися изменениями законодательства в части налогообложения, например, освобождении от налога на нераспределенную прибыль учредителей траста. Решение также увязано (в качестве поправки к закону) с законом о КИК и тем, что называется амнистия капитала, законопроект о декларировании активов и средств граждан. Озвучены сроки законодательных изменений: 2 месяца.
Последнее обстоятельство и порождает у финансового сообщества сомнения в истинной цели создания трастов в России и в сроках реализации столь амбициозного проекта.
Может ли это помочь повысить инвестиционную привлекательность страны, как для иностранцев, так и для возвращения российских капиталов?
Как я уже отметила, очевидно, что «новелла» создания трастов возникла в большей мере на фоне необходимости решения фискальной задачи, усиления налогового контроля за использованием КИК, и лишь в меньшей мере, - органичного процесса улучшения климата для экономической деятельности. С учетом природы траста как уникального механизма, сложенного из незыблемого института права, эффективных финансовых элементов и человеческого доверия, идея российского правительства в ближайшие годы выглядит очень амбициозной.
Необходимо понимать, что сама природа траста изначально не несла в себе функции налоговой оптимизации, а являлась инструментом защиты активов и альтернативного наследования.
Чем трасты отличаются от «переписывания» имущества на родственников, которое распространено в России?
Объяснение траста как формы, «куда граждане смогут передавать свое имущество», конечно, очень расплывчато. Расплывчата и сама форма образования траста в нашей стране. В современной экономической истории (с конца прошлого века) понятие траста в России ассоциируется с переданным в доверительное управление имуществом. Оно не считается отдельным видом собственности - имущество продолжает оставаться собственностью доверителя, на которое могут распространяться его обязательства. Таким образом, траст в России имеет лишь некие функции традиционного траста.
Переписывание имущества на родственников является результатом несовершенного налогового и гражданского законодательства, и к трасту не имеет ни малейшего отношения.
Как можно доходчиво объяснить обычному человеку, что такое траст?
Для того же чтобы доходчиво объяснить российскому обывателю, что такое классический траст, юристы обычно обращаются к экономической истории. В своей первоначальной форме трасты появились в XII - XIII вв. в Англии. Их возникновение было связано вовсе не с налоговыми соображениями, а несло в себе завещательную функцию (эпоха крестовых походов). Церковь при этом была самостоятельным трасти.
Современное трастовое право, как указывают наши коллеги-юристы, развилось в результате взаимопроникновения правовых систем британской метрополии и ее бывших колоний, и состоит преимущественно из английских прецедентов.
Таким образом, траст - это многофункциональное образование, создающееся в различных целях, прежде всего, защите активов и оптимизации управления ими в юрисдикциях с устойчивыми нормами гражданского права и предсказуемостью трактования и применения всех других прав и свобод собственника.
В таком случае, нельзя ли учредить трасты в России на основе иностранного права?
Справочно в учебниках определение траст звучит как форма экономических и правовых отношений, когда одно лицо - учредитель траста (Trustor/Settlor/Grantor), им может быть как физическое лицо, так и корпорация, передает свое имущество другому лицу, доверительному собственнику (Trustee), с тем, чтобы тот владел и управлял им в интересах третьего лица, выгодоприобретателя или бенефициара (Beneficiary). Учредителем траста может стать любое лицо, и даже сам бенефициар. Траст не может длиться по времени неограниченно, и необходимо решение о том, что будет по истечении его срока и какие налоги на передаваемое имущество могут быть стребованы по месту проживания бенефициара. Соответственно, определяется срок существования траста (до 99 лет).
Как правило, при создании траста утверждается меморандум управления; на траст не может быть обращено взыскание в случае банкротства доверительного собственника.
В соответствие с Гаагской конвенцией о трастах, «траст» обозначает правовое отношение, созданное «между живущими лицами или после смерти лицом-учредителем, когда имущество передается под контроль доверительного собственника в интересах бенефициара или для некоей определенной цели». Как известно, Гаагскую конвенцию о трастах РФ не ратифицировала. Поэтому юристы считают, что понятия траста в самом российском законодательстве нет. Соответственно, нет ни арбитражной практики, ни практики ведения судопроизводства общей юрисдикции.
Некоторые консультанты считают, что собственники в России могли бы учреждать трасты на основе иностранного права. Однако практического опыта создания трастов у российского бизнеса внутри страны пока нет, прежде всего, из-последнего обстоятельства (отсутствие прецедентов рассмотрения споров в суде).
Другой важный момент: существованию траста в классической форме (оптимизация наследования) косвенно препятствует действующее гражданское законодательство РФ. В соответствии с ГК РФ наследники вступают во владение собственностью независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). Это трактование отрицает существенную - завещательную составляющую траста.
Что необходимо сделать в России для появления трастов, аналогичных западным?
Как считают юристы, российские собственники широко используют следующую конструкцию для владения зарубежными активами: активы российского собственника принадлежат офшорной компании, акции же компании находятся в трасте, бенефициаром которого является российский реципиент (в случае его смерти бенефициарами назначаются, например, дети).
Создать хотя бы примерную копию иностранных трастов российский бизнес и состоятельные граждане в ближайшее время вряд ли смогут. Юристы отводят разработке концепции и подведению под нее норм российского и международного права несколько десятков лет, не говоря уже о последующих годах нормальной правоприменительной практики.
Для каких категорий российских граждан трасты могут быть актуальны и почему? Какие есть предпосылки для того, что российские граждане смогут отказаться от услуг западных трастов в пользу российских аналогов?
Повторю, что очевидно, что идея создания трастов именно сегодня возникла в большей мере на фоне необходимости решения фискальной задачи, усиления налогового контроля за использованием КИК.
Я соглашусь с коллегами-правоведами, которые считают, что тренд носит оттенки идеологии начала 90-х. Как объясняют юристы, тогда в создании аналогичного института государство видело возможность разделения личных и государственных интересов чиновников.
В 1993 г. вышел даже Указ Президента «О доверительной собственности (трасте)». Авторы исследований темы трастов в России вспоминают также идею создать государственную трастовую компанию, под управление которой переводились бы активы чиновников на период их службы. Но, как указывают коллеги-юристы, тема трастов не заработала из-за принятия Гражданского кодекса (см. выше).
Идея отделения личных интересов от интересов страны «реализовалась» в «переписывании» активов на доверенных лиц.
В настоящее время помимо госчиновников и лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств лишены возможности создания иностранного траста, сложно представить себе профиль учредителя российского траста.
Отказываться от эффективно работающих западных трастов в пользу российских граждане пока готовы. Простимулировать этот процесс маркетинговыми и разъяснительными методами пока также затруднительно из-за невозможности получить квалифицированную консультацию юристов, которая является отправной точкой процесса инициирования создания/перевода траста из международной юрисдикции в российскую.
Резюмируя вышесказанное
Траст - это правовой институт доверительной собственности, когда реальный собственник передаёт своё имущество в управление второму лицу в пользу третьего лица.
Целями создания трастов обычно являются:
1. Защита активов
2. Реализация механизма наследования вне внутренних законов наследования
3. Налогообложение наследования (планирование налога на наследство)
4. Недвижимость (инвестирование, управление и планирование налогов)
5. Благотворительность (в пользу физических, юридических и общественных реципиентов)
6. Инвестиционный (инвестиционные проекты, инвестирование на финансовых рынках и проч.)
7. Обучение детей (5-10 лет) (как правило гарантии, планирование)
8. Пенсионные (гарантии, планирование)
9. Другие
Трасты создают в странах, где есть соответствующее законодательство, подкрепленное многолетним понятным и прогнозируемым судопроизводством.
Преимущества траста заключаются в реальной защите активов, оптимизации налогообложения, профессиональности управления, возможности оставить альтернативное завещание и проч. Недостатки - в потере прямого контроля за имуществом, высоких расходах на управление, и (очень важно) рисках изменения законодательства, которые могут не только обесценить преимущества траста, но и привести к потере контроля за имуществом.
Последнее обстоятельство является важным индикатором инвестиционного климата. На мой взгляд, созданию полноценного института трастов в России будет предшествовать серия экономических и правовых реформ: налоговой, судебной, права собственности, а также создание развитого финансового рынка (а не наоборот).
До этого момента создаваемые в России трасты будут носить «сувенирный характер».
http://www.gazprombank.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу