Европейский стабилизационный фонд (EFSF) в ночь со вторника на среду выпустил заявление, констатирующее завершение программы финансовой помощи Греции: «после полуночи новые транши будут недоступны».
В рамках второй международной программы помощи Греция недополучила 7,2 млрд евро, по линии ЕСФ, - 1,8 млрд евро. Связанная с программой помощи Греции опция в размере 10,9 млрд евро по покрытию расходов на рекапитализацию банков через ЕСФ, по сведениям фонда, также утрачена.
Европейские официальные лица взяли тайм-аут, отказавшись от веских заявлений, до обнародования результатов референдума. С трибун стран Евросоюза звучат призывы греческим гражданам ответить реформам и сохранению статуса члена еврозоны «Да». Греческое правительство призывает голосовать «Против». Финансовые власти других стран, включая Россию, успокаивают рынки заявлениями о незначительных последствиях дефолта Греции для их экономик.
Проблемы госдолга Греции очевидны были и при вступлении в еврозону (долг составлял 99% ВВП при требовании 60% ВВП). В период с 2001 по 2008 год долг страны вырос до 108% ВВП, а к текущему моменту достиг рекордных 177% ВВП. Однако этот рост не способствовал росту эффективности экономики, наоборот он стимулировал неэффективность и поддержание завышенной реальной стоимости рабочей силы, снижая конкурентоспособность относительно северных стран. Вина в этом не только самой Греции, но и Брюсселя, который не смог построить эффективное управление единым валютным пространством, что привело к росту дисбалансов в период до 2008 года.
Значительная часть кредиторов к 2009 г. была представлена иностранными частными структурами, преимущественно, частными банками «Центральной еврозоны». Проблемы с обслуживанием греческого долга могли привести к их банкротству и еще более масштабным потерям финансовых систем. Решение было найдено в перекладывании долговых обязательства на другие финансовые организации еврозоны, включая ЕЦБ (см. ниже), а в существенной мере - на плечи европейских налогоплательщиков. В результате списаний и реструктуризации (2012) долг ещё больше вырос и достиг 177% ВВП к 2014 году. Долг страны перед частными кредиторами сейчас составляет лишь около 40 млрд евро 13% от общего долга.
Именно по этой части долга рейтинговые агентства будут считать дефолтом неисполнение обязательств. Перед «официальными кредиторами», такими как МВФ, ЕЦБ, и др., дефолт рейтинговыми аналитиками может быть не засчитан. «Мы объявим дефолт Греции, если греческое центральное правительство пропустит платеж по выпуску коммерческих облигаций», - SnP. Таким образом, по мнению аналитиков агентства, неисполнение последующих платежей:
• погашение казначейских векселей на 2 млрд евро 10 июля,
• облигаций, номинированных в японских иенах, на 83 млн евро 14 июля,
• купонные платежи по облигациям, выпущенным в 2014 году, 71 млн евро, 17 июля,
• платеж ЕЦБ 3,5 млрд евро, 20 июля, будет гораздо более принципиальным.
В 2012 году параллельно с реструктуризацией частных долгов Греции, ЕЦБ обменял греческие гособлигации номиналом 50 млрд евро, выкупленные на вторичном рынке по антикризисной программе Securities Market Programme (SMP) на новые бумаги тем же номиналом. ЕЦБ был эксклюзивным приобретателем и держателем этих бумаг. Таким образом, согласно методологии SnP, невыплата Греции по этим облигациям не затронет коммерческих кредиторов, и не приведет к дефолту. Однако ЕЦБ может заморозить предоставление экстренной ликвидности греческим банкам (общие обязательства Банка Греции перед Евросистемой составляют 118,1 млрд евро, в том числе 100 млрд евро по TARGET2). Тогда через месяц наступит формальный дефолт, который может вызвать перекрестный дефолт по другим облигациям» и, соответственно, типичный дефолт.
Но и в этом случае аналитики не уверены: некоторые из них считают, что «каскад» дефолтов по положениям о кросс-дефолте (перекрестном дефолте),- Греции пока не грозит. В прошлом году Греция размещала новые - трехлетние и пятилетние - облигации, но кросс-дефолт по ним возможен только в случае дефолта по обязательствам той же категории, то есть коммерческим. Проблемы могут возникнуть в случае, если Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), через который поддержку Афинам оказывали страны еврозоны использует право потребовать досрочного погашения обязательств в 142 млрд евро. Таких требований, насколько известно, фонд пока не выдвигал.
Пока Греция и Еврокомиссия не теряют надежды достичь приемлемого для Греции и всей еврозоны решения, греческие банки закрыты, введен контроль за движением капитала, ограничено снятие наличных средств населением и другие меры. Европейские фондовые индексы в начале недели продемонстрировали глубокое падение, евро относительно устойчив, нефть незначительно дешевеет. В целом реакцию мировых финансовых рынков на греческий «случай» можно назвать сдержанной, что в целом, также объяснимо.
Во-первых, в дефолте нет ничего ужасного: через дефолты в каждом веке проходили многие страны, включая нашу. Одним из первых исторически зафиксированных примеров государственного дефолта является невыплата в 1327 году английским королем Эдуардом III долгов своего предшественника итальянским банкирам. Германия в особый период своей истории в 20 веке допускала дефолт, Англия отказывалась обслуживать свой долг Америке.
Как оптимистично заявляют экономические историки, восстановление финансовых рынков после дефолтов происходит довольно быстро, в течение не более чем 5 лет. В случае же Греции, большая часть долга которой на балансах ЕЦБ, EFSF и МВФ, влияние на рынки может быть ограниченным.
Во-вторых, кредиторы и инвесторы понимают, что греческий долг никогда не будет выплачен полностью (исторически, суверенные плательщики, допустившие дефолт, в итоге компенсировали лишь около трети проблемного долга). Сложно объяснить кредиторам, что средства не будут выплачены никогда. Очевидно, что решение греческого вопроса лежит в плоскости облечения долгового бремени местных налогоплательщиков: даже при нулевых ставках Греция для погашения долга страна должна передавать большую часть годового дохода иностранным кредиторам.
В-третьих, инвесторы понимают, что покинув еврозону, Греция станет самым дешевым активом зоны евро (или бывшим активом). Оптимистично настроенные аналитики ожидают, что через несколько кварталов экономика Греции, достигшая «дна», перейдёт к стадии активного роста, причем для ЕС это будет очень плохим политическим сигналом. Не исключено, что в действительности так и произойдет: если Греция все-же достигнет договоренности и останется в зоне евро - начнется рост стоимости греческих активов. Если ситуация будет развиваться по пессимистичному сценарию, в соответствие с которым в Греции воцарится хаос, - политический и экономический, - возможно, и в таком случае инвесторам, готовым к нестандартным финансовым решениям имеет смысл присмотреться к подешевевшим греческим активам.
Последствия провала переговоров по долгу Греции для экономики еврозоны, очевидно, будут негативными, долгосрочными и сопряжены с потерями в десятки миллиардов евро. Но не только денежные потери беспокоят европейцев: с выходом одной страны из союза европейских государств ЕС будет больше интерпретироваться как клуб стран по интересам, нежели единое экономическое пространство.
На мой взгляд, если ЕС удастся достойно решить возникшую проблему, он получит значимый лимит доверия как со стороны крупных, так и периферийных стран еврозоны, укрепит существующие внутри образования принципы и повысить авторитет в глазах граждан и всего мирового сообщества. Для этого необходимо идти на компромиссные решения, даже если в краткосрочной перспективе они политически не очень выгодны Брюсселю.
Евро, по моим оценкам, будет ослабляться к доллару вне зависимости от греческого фактора. Интрига может быть создана на другом континенте - ФРС США, - в случае, если регулятор воспользуется им в целях отсрочить повышение учетной ставки. Однако, не в этом, так в следующем году FOMC перейдет к программе ужесточения кредитно-денежной политики. Это приведет к притоку средств в американские облигации и валюту.
С точки зрения влияния греческой эпопеи на Россию, то, на мой взгляд, она малозначима на фоне всех остальных рисков, - внешних и внутренних, - с которыми у инвесторов ассоциируются вложения в наши финансовые и нефинансовые активы.
http://www.gazprombank.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В рамках второй международной программы помощи Греция недополучила 7,2 млрд евро, по линии ЕСФ, - 1,8 млрд евро. Связанная с программой помощи Греции опция в размере 10,9 млрд евро по покрытию расходов на рекапитализацию банков через ЕСФ, по сведениям фонда, также утрачена.
Европейские официальные лица взяли тайм-аут, отказавшись от веских заявлений, до обнародования результатов референдума. С трибун стран Евросоюза звучат призывы греческим гражданам ответить реформам и сохранению статуса члена еврозоны «Да». Греческое правительство призывает голосовать «Против». Финансовые власти других стран, включая Россию, успокаивают рынки заявлениями о незначительных последствиях дефолта Греции для их экономик.
Проблемы госдолга Греции очевидны были и при вступлении в еврозону (долг составлял 99% ВВП при требовании 60% ВВП). В период с 2001 по 2008 год долг страны вырос до 108% ВВП, а к текущему моменту достиг рекордных 177% ВВП. Однако этот рост не способствовал росту эффективности экономики, наоборот он стимулировал неэффективность и поддержание завышенной реальной стоимости рабочей силы, снижая конкурентоспособность относительно северных стран. Вина в этом не только самой Греции, но и Брюсселя, который не смог построить эффективное управление единым валютным пространством, что привело к росту дисбалансов в период до 2008 года.
Значительная часть кредиторов к 2009 г. была представлена иностранными частными структурами, преимущественно, частными банками «Центральной еврозоны». Проблемы с обслуживанием греческого долга могли привести к их банкротству и еще более масштабным потерям финансовых систем. Решение было найдено в перекладывании долговых обязательства на другие финансовые организации еврозоны, включая ЕЦБ (см. ниже), а в существенной мере - на плечи европейских налогоплательщиков. В результате списаний и реструктуризации (2012) долг ещё больше вырос и достиг 177% ВВП к 2014 году. Долг страны перед частными кредиторами сейчас составляет лишь около 40 млрд евро 13% от общего долга.
Именно по этой части долга рейтинговые агентства будут считать дефолтом неисполнение обязательств. Перед «официальными кредиторами», такими как МВФ, ЕЦБ, и др., дефолт рейтинговыми аналитиками может быть не засчитан. «Мы объявим дефолт Греции, если греческое центральное правительство пропустит платеж по выпуску коммерческих облигаций», - SnP. Таким образом, по мнению аналитиков агентства, неисполнение последующих платежей:
• погашение казначейских векселей на 2 млрд евро 10 июля,
• облигаций, номинированных в японских иенах, на 83 млн евро 14 июля,
• купонные платежи по облигациям, выпущенным в 2014 году, 71 млн евро, 17 июля,
• платеж ЕЦБ 3,5 млрд евро, 20 июля, будет гораздо более принципиальным.
В 2012 году параллельно с реструктуризацией частных долгов Греции, ЕЦБ обменял греческие гособлигации номиналом 50 млрд евро, выкупленные на вторичном рынке по антикризисной программе Securities Market Programme (SMP) на новые бумаги тем же номиналом. ЕЦБ был эксклюзивным приобретателем и держателем этих бумаг. Таким образом, согласно методологии SnP, невыплата Греции по этим облигациям не затронет коммерческих кредиторов, и не приведет к дефолту. Однако ЕЦБ может заморозить предоставление экстренной ликвидности греческим банкам (общие обязательства Банка Греции перед Евросистемой составляют 118,1 млрд евро, в том числе 100 млрд евро по TARGET2). Тогда через месяц наступит формальный дефолт, который может вызвать перекрестный дефолт по другим облигациям» и, соответственно, типичный дефолт.
Но и в этом случае аналитики не уверены: некоторые из них считают, что «каскад» дефолтов по положениям о кросс-дефолте (перекрестном дефолте),- Греции пока не грозит. В прошлом году Греция размещала новые - трехлетние и пятилетние - облигации, но кросс-дефолт по ним возможен только в случае дефолта по обязательствам той же категории, то есть коммерческим. Проблемы могут возникнуть в случае, если Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), через который поддержку Афинам оказывали страны еврозоны использует право потребовать досрочного погашения обязательств в 142 млрд евро. Таких требований, насколько известно, фонд пока не выдвигал.
Пока Греция и Еврокомиссия не теряют надежды достичь приемлемого для Греции и всей еврозоны решения, греческие банки закрыты, введен контроль за движением капитала, ограничено снятие наличных средств населением и другие меры. Европейские фондовые индексы в начале недели продемонстрировали глубокое падение, евро относительно устойчив, нефть незначительно дешевеет. В целом реакцию мировых финансовых рынков на греческий «случай» можно назвать сдержанной, что в целом, также объяснимо.
Во-первых, в дефолте нет ничего ужасного: через дефолты в каждом веке проходили многие страны, включая нашу. Одним из первых исторически зафиксированных примеров государственного дефолта является невыплата в 1327 году английским королем Эдуардом III долгов своего предшественника итальянским банкирам. Германия в особый период своей истории в 20 веке допускала дефолт, Англия отказывалась обслуживать свой долг Америке.
Как оптимистично заявляют экономические историки, восстановление финансовых рынков после дефолтов происходит довольно быстро, в течение не более чем 5 лет. В случае же Греции, большая часть долга которой на балансах ЕЦБ, EFSF и МВФ, влияние на рынки может быть ограниченным.
Во-вторых, кредиторы и инвесторы понимают, что греческий долг никогда не будет выплачен полностью (исторически, суверенные плательщики, допустившие дефолт, в итоге компенсировали лишь около трети проблемного долга). Сложно объяснить кредиторам, что средства не будут выплачены никогда. Очевидно, что решение греческого вопроса лежит в плоскости облечения долгового бремени местных налогоплательщиков: даже при нулевых ставках Греция для погашения долга страна должна передавать большую часть годового дохода иностранным кредиторам.
В-третьих, инвесторы понимают, что покинув еврозону, Греция станет самым дешевым активом зоны евро (или бывшим активом). Оптимистично настроенные аналитики ожидают, что через несколько кварталов экономика Греции, достигшая «дна», перейдёт к стадии активного роста, причем для ЕС это будет очень плохим политическим сигналом. Не исключено, что в действительности так и произойдет: если Греция все-же достигнет договоренности и останется в зоне евро - начнется рост стоимости греческих активов. Если ситуация будет развиваться по пессимистичному сценарию, в соответствие с которым в Греции воцарится хаос, - политический и экономический, - возможно, и в таком случае инвесторам, готовым к нестандартным финансовым решениям имеет смысл присмотреться к подешевевшим греческим активам.
Последствия провала переговоров по долгу Греции для экономики еврозоны, очевидно, будут негативными, долгосрочными и сопряжены с потерями в десятки миллиардов евро. Но не только денежные потери беспокоят европейцев: с выходом одной страны из союза европейских государств ЕС будет больше интерпретироваться как клуб стран по интересам, нежели единое экономическое пространство.
На мой взгляд, если ЕС удастся достойно решить возникшую проблему, он получит значимый лимит доверия как со стороны крупных, так и периферийных стран еврозоны, укрепит существующие внутри образования принципы и повысить авторитет в глазах граждан и всего мирового сообщества. Для этого необходимо идти на компромиссные решения, даже если в краткосрочной перспективе они политически не очень выгодны Брюсселю.
Евро, по моим оценкам, будет ослабляться к доллару вне зависимости от греческого фактора. Интрига может быть создана на другом континенте - ФРС США, - в случае, если регулятор воспользуется им в целях отсрочить повышение учетной ставки. Однако, не в этом, так в следующем году FOMC перейдет к программе ужесточения кредитно-денежной политики. Это приведет к притоку средств в американские облигации и валюту.
С точки зрения влияния греческой эпопеи на Россию, то, на мой взгляд, она малозначима на фоне всех остальных рисков, - внешних и внутренних, - с которыми у инвесторов ассоциируются вложения в наши финансовые и нефинансовые активы.
http://www.gazprombank.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу