Роснефть предлагает реформировать отечественную газовую отрасль
Как сообщили сегодня СМИ, Роснефть подготовила ряд радикальных предложений по реформированию российской газовой отрасли, которые ставят под угрозу монопольное положение Газпрома в сфере экспорта и транспортировки газа. Роснефть направила на рассмотрение в министерство энергетики свою концепцию реформирования российской газовой отрасли до 2025 г., которая включает:
Предоставление независимым производителям доступа к трубопроводному экспорту газа в Европу и дальнейшая либерализация экспорта СПГ с 2016 г. Роснефть предлагает разрешить независимым производителям экспорт газа в Европу по квотам с 2016 г. Компания выдвинула предложение разработать механизм государственного надзора, который позволил бы избежать конкуренции на европейских рынках с поставками газа Газпрома по контрактам. В настоящее время у Газпрома и его 100%-ной «дочки» - Газпром экспорт - монополия на трубопроводный экспорт газа, и Роснефть предлагает экспортировать газ независимых производителей посредством заключения агентского соглашения с Газпром экспортом. Кроме того, Роснефть предлагает дальнейшую либерализацию экспорта СПГ, в т.ч. разрешить экспорт СПГ для стратегически важных проектов начиная с 2016 г. В настоящее время к экспорту СПГ допускаются только шельфовые проекты (Ямал СПГ, Сахалин-1 СПГ).
Перераспределение выручки от экспорта газа с 2019 г. Роснефть предлагает к 2019 г. разработать механизм перераспределения части выручки от экспорта газа в пользу независимых производителей также создать независимого (на уровне акционеров) от Газпрома оператора экспорта газа.
Либерализация внутренних цен на газ в 2019-2022 гг. Роснефть предлагает в 2019-2022 гг. либерализовать внутренние цены на газ и предоставить независимым производителям доступ к выручке от экспорта газа по Единой системе газоснабжения (ЕСГ) через механизм, который еще предстоит определить (напр., продажи по экспортному нетбэку или прямой экспорт).
Полная либерализация российского газового рынка в 2023- 2025 гг. Роснефть предлагает полностью либерализовать отечественный рынок газа в 2023-2025 гг., сохранив отдельные элементы госрегулирования (напр., систему квот), а кроме того, к 2025 г. разделить Газпром на добывающую компанию и компанию по транспортировке и хранению газа.
Мы полагаем, что представители Роснефти будут обсуждать данные предложения на следующем заседании президентской комиссии по ТЭКу, которое может состояться в октябре. Компания уже поднимала эти темы и, на наш взгляд, продолжит активно отстаивать свою концепцию, поскольку перспективы развития ее газового бизнеса находятся под угрозой в связи с ожидаемой слабостью конъюнктуры внутреннего рынка газа (см. наш еженедельный обзор нефтегазового сектора Oil & Gas Weekly от 3 июля 2015 г.) и трудностями в реализации СПГ-проектов компании (см. наш еженедельный обзор нефтегазового сектора Oil & Gas Weekly от 17 июля 2015 г.).
Данная новость определенно является негативной для Газпрома, который и так уже сталкивается со рядом проблем как на внутреннем, так и на европейских экспортных рынках. В свою очередь предложение Роснефти разрешить независимым производителям экспорт газа в Европу приходится на тот момент, когда ЕС нацелен на демонополизацию газовых рынков, усиление конкуренции и диверсификацию источников импорта газа. Мы полагаем, что следующее заседание президентской комиссии по ТЭКу РФ даст ориентиры относительно позиции государства по предложениям Роснефти.
Комментируя предложения Роснефти, вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил сегодня, что структуру Газпрома следует сохранить, и что позиция руководства страны на этот счет не менялась.
На наш взгляд, из озвученных выше предложений Роснефти наиболее простым в реализации (и наименее деструктивным для Газпрома) является дальнейшая либерализация экспорта СПГ. Это позволит Роснефти реализовать проект «Печора СПГ», не составляющий конкуренцию СПГ-проектам Газпрома (за исключением проекта Газпрома «Балтийский СПГ», который, как мы полагаем, имеет мало вероятности в реализации в среднесрочной перспективе).
Достижение целевого объема добычи в 100 млрд куб. м газа будет зависеть от способности Роснефти развить экспорт СПГ и трубопроводного газа
Мы ожидаем, что в 2015-2017 гг. рост внутренних регулируемых цен на газ будет ниже инфляции (примерно 3,5-6,5% в год), что предполагает дальнейшее давление на рентабельность внутренних продаж газа (см. выпущенный нами еженедельный обзор нефтегазового сектора Oil & Gas Weekly от 3 июля 2015 г.). Наше текущее видение цен на нефть и газ и макроэкономических показателей предполагает, что внутренние цены на газ не достигнут уровня экспортных нетбэков даже к 2021 г.
На наш взгляд, это побудит Роснефть развивать экспорт СПГ и трубопроводного газа. На данный момент компания оставила без изменений свой целевой объем добычи газа к 2020 г. на уровне 100 млрд куб. м. Однако мы полагаем, что, учитывая ожидаемую слабую конъюнктуру внутреннего рынка газа в среднесрочной перспективе, достижение этой цели будет зависеть главным образом от способности компании получить доступ к трубопроводному экспорту и реализовать свои СПГ-проекты.
СПГ-проект «Сахалин-1» сталкивается с трудностями
Реализация дальневосточного СПГ-проекта «Сахалин-1» (Роснефть) зависит от его способности получить доступ к газопроводам в регионе (см. Oil & Gas Weekly от 17 июля 2015 г.). Сахалин-1 СПГ конкурирует с СПГ-проектом Sakhalin Energy (Газпром): завод имеет аналогичные производственные мощности (5 млн т в год) и сроки запуска (ожидается в 2018 г.).
Основная трудность проекта «Сахалин-1» - получить доступ к газопроводам в регионе, которые свяжут месторождения проекта на севере острова Сахалин с СПГ-заводом (в настоящее время рассматривается два варианта для его расположения). Сахалин-1 пытался получить доступ к газопроводу Sakhalin Energy (Газпром) и газопроводу Газпрома Сахалин-Хабаровск-Владивосток, но пока безрезультатно.
У потенциального объекта для приобретения – проекта «Печора СПГ» –пока нет разрешения на экспорт СПГ
Роснефть рассматривает возможность приобретения проекта «Печора СПГ» на побережье Баренцева моря. СПГ-завод (в настоящий момент мощность оценивается в 7 млн т в год) может поставлять газ на экспорт на отдаленные рынки Европы, Ближнего Востока и Азии. Однако Печора СПГ не вошел в список российских проектов, получивших разрешение на экспорт СПГ.
Надежда на доступ к экспортным газопроводам Газпрома
На наш взгляд, Роснефть вряд ли начнет разработку новых СПГ- проектов в среднесрочной перспективе, скорее компания сконцентрируется на отдельных M&A-сделках (Печора СПГ) и будет лоббировать получение доступа к экспортному (-ым) газопроводу (- ам) Газпрома в Китай. Мы полагаем, что если Роснефть построит СПГ-завод и будет поставлять на него газ со своих месторождений в Восточной Сибири, дополнительные затраты на транспортировку и сжижение сделают проект убыточным.
http://www.gazprombank.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter
Как сообщили сегодня СМИ, Роснефть подготовила ряд радикальных предложений по реформированию российской газовой отрасли, которые ставят под угрозу монопольное положение Газпрома в сфере экспорта и транспортировки газа. Роснефть направила на рассмотрение в министерство энергетики свою концепцию реформирования российской газовой отрасли до 2025 г., которая включает:
Предоставление независимым производителям доступа к трубопроводному экспорту газа в Европу и дальнейшая либерализация экспорта СПГ с 2016 г. Роснефть предлагает разрешить независимым производителям экспорт газа в Европу по квотам с 2016 г. Компания выдвинула предложение разработать механизм государственного надзора, который позволил бы избежать конкуренции на европейских рынках с поставками газа Газпрома по контрактам. В настоящее время у Газпрома и его 100%-ной «дочки» - Газпром экспорт - монополия на трубопроводный экспорт газа, и Роснефть предлагает экспортировать газ независимых производителей посредством заключения агентского соглашения с Газпром экспортом. Кроме того, Роснефть предлагает дальнейшую либерализацию экспорта СПГ, в т.ч. разрешить экспорт СПГ для стратегически важных проектов начиная с 2016 г. В настоящее время к экспорту СПГ допускаются только шельфовые проекты (Ямал СПГ, Сахалин-1 СПГ).
Перераспределение выручки от экспорта газа с 2019 г. Роснефть предлагает к 2019 г. разработать механизм перераспределения части выручки от экспорта газа в пользу независимых производителей также создать независимого (на уровне акционеров) от Газпрома оператора экспорта газа.
Либерализация внутренних цен на газ в 2019-2022 гг. Роснефть предлагает в 2019-2022 гг. либерализовать внутренние цены на газ и предоставить независимым производителям доступ к выручке от экспорта газа по Единой системе газоснабжения (ЕСГ) через механизм, который еще предстоит определить (напр., продажи по экспортному нетбэку или прямой экспорт).
Полная либерализация российского газового рынка в 2023- 2025 гг. Роснефть предлагает полностью либерализовать отечественный рынок газа в 2023-2025 гг., сохранив отдельные элементы госрегулирования (напр., систему квот), а кроме того, к 2025 г. разделить Газпром на добывающую компанию и компанию по транспортировке и хранению газа.
Мы полагаем, что представители Роснефти будут обсуждать данные предложения на следующем заседании президентской комиссии по ТЭКу, которое может состояться в октябре. Компания уже поднимала эти темы и, на наш взгляд, продолжит активно отстаивать свою концепцию, поскольку перспективы развития ее газового бизнеса находятся под угрозой в связи с ожидаемой слабостью конъюнктуры внутреннего рынка газа (см. наш еженедельный обзор нефтегазового сектора Oil & Gas Weekly от 3 июля 2015 г.) и трудностями в реализации СПГ-проектов компании (см. наш еженедельный обзор нефтегазового сектора Oil & Gas Weekly от 17 июля 2015 г.).
Данная новость определенно является негативной для Газпрома, который и так уже сталкивается со рядом проблем как на внутреннем, так и на европейских экспортных рынках. В свою очередь предложение Роснефти разрешить независимым производителям экспорт газа в Европу приходится на тот момент, когда ЕС нацелен на демонополизацию газовых рынков, усиление конкуренции и диверсификацию источников импорта газа. Мы полагаем, что следующее заседание президентской комиссии по ТЭКу РФ даст ориентиры относительно позиции государства по предложениям Роснефти.
Комментируя предложения Роснефти, вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил сегодня, что структуру Газпрома следует сохранить, и что позиция руководства страны на этот счет не менялась.
На наш взгляд, из озвученных выше предложений Роснефти наиболее простым в реализации (и наименее деструктивным для Газпрома) является дальнейшая либерализация экспорта СПГ. Это позволит Роснефти реализовать проект «Печора СПГ», не составляющий конкуренцию СПГ-проектам Газпрома (за исключением проекта Газпрома «Балтийский СПГ», который, как мы полагаем, имеет мало вероятности в реализации в среднесрочной перспективе).
Достижение целевого объема добычи в 100 млрд куб. м газа будет зависеть от способности Роснефти развить экспорт СПГ и трубопроводного газа
Мы ожидаем, что в 2015-2017 гг. рост внутренних регулируемых цен на газ будет ниже инфляции (примерно 3,5-6,5% в год), что предполагает дальнейшее давление на рентабельность внутренних продаж газа (см. выпущенный нами еженедельный обзор нефтегазового сектора Oil & Gas Weekly от 3 июля 2015 г.). Наше текущее видение цен на нефть и газ и макроэкономических показателей предполагает, что внутренние цены на газ не достигнут уровня экспортных нетбэков даже к 2021 г.
На наш взгляд, это побудит Роснефть развивать экспорт СПГ и трубопроводного газа. На данный момент компания оставила без изменений свой целевой объем добычи газа к 2020 г. на уровне 100 млрд куб. м. Однако мы полагаем, что, учитывая ожидаемую слабую конъюнктуру внутреннего рынка газа в среднесрочной перспективе, достижение этой цели будет зависеть главным образом от способности компании получить доступ к трубопроводному экспорту и реализовать свои СПГ-проекты.
СПГ-проект «Сахалин-1» сталкивается с трудностями
Реализация дальневосточного СПГ-проекта «Сахалин-1» (Роснефть) зависит от его способности получить доступ к газопроводам в регионе (см. Oil & Gas Weekly от 17 июля 2015 г.). Сахалин-1 СПГ конкурирует с СПГ-проектом Sakhalin Energy (Газпром): завод имеет аналогичные производственные мощности (5 млн т в год) и сроки запуска (ожидается в 2018 г.).
Основная трудность проекта «Сахалин-1» - получить доступ к газопроводам в регионе, которые свяжут месторождения проекта на севере острова Сахалин с СПГ-заводом (в настоящее время рассматривается два варианта для его расположения). Сахалин-1 пытался получить доступ к газопроводу Sakhalin Energy (Газпром) и газопроводу Газпрома Сахалин-Хабаровск-Владивосток, но пока безрезультатно.
У потенциального объекта для приобретения – проекта «Печора СПГ» –пока нет разрешения на экспорт СПГ
Роснефть рассматривает возможность приобретения проекта «Печора СПГ» на побережье Баренцева моря. СПГ-завод (в настоящий момент мощность оценивается в 7 млн т в год) может поставлять газ на экспорт на отдаленные рынки Европы, Ближнего Востока и Азии. Однако Печора СПГ не вошел в список российских проектов, получивших разрешение на экспорт СПГ.
Надежда на доступ к экспортным газопроводам Газпрома
На наш взгляд, Роснефть вряд ли начнет разработку новых СПГ- проектов в среднесрочной перспективе, скорее компания сконцентрируется на отдельных M&A-сделках (Печора СПГ) и будет лоббировать получение доступа к экспортному (-ым) газопроводу (- ам) Газпрома в Китай. Мы полагаем, что если Роснефть построит СПГ-завод и будет поставлять на него газ со своих месторождений в Восточной Сибири, дополнительные затраты на транспортировку и сжижение сделают проект убыточным.
http://www.gazprombank.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter