20 сентября 2015 banki.ru
Национальный банк Казахстана отпустил курс тенге в свободное плавание, обрушив его на 26%, и теперь власти приступили к ликвидации последствий этой весьма болезненной для населения меры стабилизации экономики. В частности, в выходные Нацбанк и Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) в совместном пресс-релизе объявили о создании «рабочей группы по вопросам компенсации курсовой разницы по срочным депозитам физических лиц в национальной валюте». (Не могу здесь хотя бы в скобках не передать большой привет борцам за свои квартиры в лице отечественных валютных ипотечников – речь все-таки не о них.)
Как поясняется в документе, компенсация будет производиться для вкладов суммой до 1 млн тенге (что составляет 3 917 долларов США), открытых в национальной валюте по состоянию на 18 августа (тенге был девальвирован 20 августа). Основное условие компенсации – вклады должны сохраняться на спецсчете в банке в течение одного года. Других условий регуляторы пока не озвучили.
Предложенная мера, безусловно, является социальной «ложкой меда», призванной смягчить последствия девальвации для средних слоев населения. Раньше, к слову, девальвации национальной валюты не сопровождались такой благотворительностью. Но тогда и руководство Нацбанка умело объяснить президенту Назарбаеву (а кому же еще), что любые послабления могут свести на нет позитивный эффект от девальвации.
Впрочем, сейчас хочется написать не столько о том, правильное или неправильное решение приняли казахстанские регуляторы (это можно будет понять только спустя год), сколько о том, как их пример будет воспринят (и уже воспринимается) вне Казахстана. А именно в России. Сейчас этот пример вряд ли будет позитивным. Потому что отечественный рубль хоть и не девальвировался одномоментно на 26%, но за последние три месяца подешевел на 40%. Нашим вкладчикам даже в голову не приходит попросить (не то что потребовать) от ЦБ компенсировать им курсовую разницу на том основании, что, хотя рубль и «плавает», все равно ответственным за его поддержание по Конституции является Банк России.
С точки зрения ЦБ РФ, Нацбанк Казахстана и КФГД поступили, прямо скажем, не по-товарищески, без учета корпоративной этики. Конечно, руководство нашего Центробанка отобьется, но и нервов себе на этом потратит немало. Здесь важно, конечно, учитывать условия, в которых работает банковская система Казахстана и на которых она привлекает депозиты.
Во-первых, относительный объем депозитов населения в Казахстане и России все-таки различается не в пользу Казахстана. В России частные вклады составляют 28,7% от ВВП, в Казахстане примерно это же соотношение приходится на весь объем корпоративных и частных вкладов – 27,6% ВВП. При этом доля казахстанских «физиков» в общем объеме депозитов клиентов – 38,3%. То есть реально население имеет в банках чуть больше 10% ВВП. Потому и цена вопроса для регуляторов меньше. Могут себе позволить.
Во-вторых (и, пожалуй, в-главных), доверие казахстанцев к национальной валюте находится на гораздо более низком уровне, чем у россиян. Даже при всем скепсисе к «деревянному», у нас традиционно большая часть предпочитает держать вклады в рублях. На 1 июля на валютные вклады приходилось 26% депозитов. В Казахстане доля валютных вкладов физлиц составляет 67%. Одна из основных задач национальной банковской системы, включая в первую очередь и финансовых регуляторов, – повышение доверия к тенге. Поэтому здесь максимально стимулируют потенциальных вкладчиков хранить сбережения в национальной валюте – притом что доходность по депозитам здесь такая же, как в России: от 10% годовых по вкладам в национальной валюте и от 2–3% в валюте конвертируемой.
Но и это, судя по статистике, помогает слабо. Из последних мер, направленных на укрепление доверия к тенге, – повышение с 27 апреля уровня страхового покрытия по депозитам в национальной валюте с 5 млн до 10 млн тенге. Валютные вклады гарантируются в эквиваленте 5 млн тенге. Потому и последние меры можно рассматривать в этом же контексте. Обойдется не очень дорого, однако доверия хоть немного, но прибавит.
Есть и «в-третьих», конечно. Банковская система Казахстана сама по себе не так велика – меньше 40 банков. После падения БТА «расчищать» здесь по российскому примеру особо некого. Потому и опасений, что компенсацией могут воспользоваться недобросовестные банкиры, не так много. Все уже построены.
Поэтому, мне кажется, завидовать казахстанским вкладчикам и надеяться на возможность повторения этой истории в России не стоит. Не тот менталитет уже.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
