27 февраля 2016 Экономика сегодня
Как рассказал ФБА «Экономика сегодня» Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития, основная задача ВЭБа сейчас состоят в том, чтобы найти 150-200 млрд рублей. Это необходимо, чтобы осуществить докапитализацию банка. Впереди пик погашения долгов по внешним кредитам, который и создает некоторую напряженность в ситуации.
Что касается общих проблем ВЭБа, то, как отмечает Никита Масленников, банк переживает системный кризис. Очевидно, что ситуация в ВЭБе непростая, и за последнее время не сделано ничего, чтобы найти выход из тех противоречий, которые в настоящее время мешают эффективности этой структуры. Существующие сложности, по его мнению, связаны с самой логикой, заложенной в основание функционирования ВЭБа.
Во многом структурная модель ВЭБа определялась принципами, позволяющими упросить возможность трансфера технологий для отраслей, где не хватает отечественных решений, таких как машиностроение. А это зачастую автоматически означало необходимость привлечения иностранных кредитов. А в период, когда доступ к западному рынку капитала для России крайне ограничен, эти преимущества превратились в недостатки.
Еще одна проблема ВЭБа – большое количество плохих долгов, с которыми предстоит что-то делать. Прежде всего, речь о кредитах Украине и «специальных проектах» под олимпийские стройки. Впрочем, не стоит забывать о том, что именно ВЭБ является плательщиком по долгам СССР, а в 2008 году именно он стал основным актором антикризисных мер.
«Кто бы ни был главой ВЭБа, он все равно будет заложником сложившейся ситуации и решений, принятых вне его зоны ответственности. Назначение не стало какой-то неожиданностью, об этом говорилось в течение последних трех недель. Первые два-три месяца, я думаю, никаких перемен ждать не стоит. Надо дать человеку осмотреться, нужно время для того, чтобы понять, как действовать дальше», - отмечает Никита Масленников. Прежний глава ВЭБа, Владимир Дмитриев, занимавший этот пост 12 лет, не делал секрета из своей предстоящей отставки. Не стало сюрпризом и назначение Сергея Горькова, поскольку кандидатура человека, близкого к Герману Грефу, и ранее озвучивалась экспертами как одна из самых вероятных.
Сейчас ВЭБ объединяет в себе много различных функций, все они нужные и каждая из них выполняет вполне адекватные задачи, но под общим управлением и под одной крышей они порой создают разного рода конфликты интересов. И в такой ситуации напрашивается мысль о том, что, может быть, из ВЭБа могут быть выделены несколько разных структур.
В ВЭБе остаются деньги пенсионного фонда, тех самых «молчунов», которые банк обязан вкладывать либо в гособлигации, либо в долговые обязательства, обеспеченные госгарантиями. Такая политика позволяет защитить средства будущих пенсионеров, которые не перевели свои накопления в частные управляющие компании или НПФ.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
