23 августа 2016 ПРОВЭД
На днях власти вновь отчитались о своей неэффективности, и на этот раз дело вновь затрагивает бюджет страны. На заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам глава Счетной палаты Татьяна Голикова объявила, что по данным за 2015 год 41 субъект Федерации имеет дефицит бюджета более 10%. Наряду с этим, в 14 субъектах страны зафиксирован государственный долг, который превышает 100% бюджета региона, что уже идет вразрез с Налоговым кодексом.
Сегодня бюджеты многих регионов испытывают гораздо больший кризис по сравнению с федеральным
Ещё в 2014 году президент России Владимир Путин отмечал, что, чем дешевле рубль и выше курс доллара, тем лучше для российского бюджета – большую часть отчислений образуют нефтегазовые доходы и поступления от внешней торговли, при которых происходит пересчет стоимости товаров, и соответственно, пошлин и налогов из долларов в рубли. В результате государственная казна получает больше рублей, хотя при этом, в национальную валюту уже закладывается гигантская инфляция. В 2015 году за счет подобной ситуации немного удалось компенсировать эффект от падения мировых цен на сырье, поэтому 2015 год завершился для федерального бюджета с небольшим минусом. Доходы составили 13,7 трлн рублей (-6%), расходы – 15,6 трлн рублей (+5%). Дефицит бюджета составил менее 2 трлн рублей.
В то же время, бюджеты регионов формируются иначе, и в меньшей степени имеют «подпитку» от девальвации – большую часть из них образуют налоги на прибыль организаций, налоги на доходы физических лиц, на имущество, транспортные налоги, доходы от предпринимательской деятельности, НДС. При этом более трети всех поступлений приходится на безвозмездные поступления в виде субсидий, субвенций и других трансфертов из федерального бюджета, а также средства, направляемые нерезидентами.
За 2015 год большинство категорий поступлений показали рост – так, поступления от налогов на прибыль выросли на 5,6%, от налогов на имущество – 11,6%, от штрафов и санкций на 18,6%.
Общий объем доходов бюджетов субъектов вырос до 9,31 трлн рублей, а расходы до 9,48 трлн рублей. При этом дефицит составил всего около 170 млрд рублей. Таким образом, на первый взгляд, бюджеты регионов даже лучше справились с кризисом, чем федеральный бюджет.
В то же время, если проанализировать данные по отдельным регионам, то можно увидеть, что многие из них едва сводят концы с концами, и общую положительную динамику обеспечивают столичные регионы, а также субъекты, где ведется добыча углеводородов.
Так, например рост московских доходов бюджета по сравнению с прошлым годом составил 120,6 млрд рублей, Московской области – 36,96 млрд рублей, Санкт-Петербурга – 13,8 млрд рублей, Сахалинской области – 67,89 млрд рублей.
Однако многие субъекты страны завершили год, едва превысив прошлогодние значения или вовсе с минусом. Антирекорд среди них поставил Ямало-Ненецкий автономный округ, доходы которого стали меньше на 24 млрд рублей. Причиной этого стало общее кризисное состояние российской экономики, падение прибылей предприятий и реальных доходов населения. Кроме того, негативную динамику показали многие регионы в которых развивалось машиностроение –с российского рынка ушла часть зарубежных автопроизводителей, а отечественные предприятия заметно сократили объемы работы.
Бюджетные расходы регионов тем временем росли, и дополнительное давление в свою очередь оказали «майские указы» президента, которые предусматривали различные социальные обязательства, в частности индексацию заработных плат, пенсий и пособий. По оценкам Счетной палаты на плечи регионов легло около 70-80% всех расходов по ним.
В результате, дефицит бюджетов в регионах стал увеличиваться. Так, например, хуже всего обстоят дела в Сибирском федеральном округе и Приволжском, где он достиг 78,5 млрд рублей и 84,38 млрд рублей соответственно. При этом самый значительный дефицит характерен для Краснодарского края (17,13 млрд рублей), Свердловской области (17,54 млрд рублей), Красноярского края (21,11 млрд рублей), Новосибирской области (13,19 млрд рублей).
Во многих субъектах дефицит бюджетов значительно превышает критическую отметку в 10% от величины доходов. Так, например, в Магаданской области он составляет 19,9%, республике Мордовия – 23,2%, Калининградской области – 18,8%.
В то же время, есть и регионы, которые окончили этот год с плюсом – по традиции это финансовые и ресурсодобывающие центры: Москва (+144 млрд рублей), Санкт-Петербург (+7,6 млрд рублей), Ханты-Мансийский АО (+7,2 млрд рублей), Сахалинская область (+10,7 млрд рублей).
Не всем регионам хватает поддержки из центра
Поступления из бюджетов других уровней составляют более трети всех доходов региональных бюджетов. Однако в последний год наметился тренд на сокращение такой помощи, к тому же распределяются выделяемые средства крайне неравномерно. За 2015 год было направлено в общей сложности 1,683 трлн рублей в бюджеты регионов, что меньше чем в 2014 году на 45 млрд рублей. При этом полноценную поддержку ощутили только отдельные субъекты. Так, отчисления в Москву выросли в два раза до 40,89 млрд рублей, Ханты-Мансийский автономный округ – на 57% до 5,73 млрд рублей, Карачаево-Черкесскую республику – на 22,5% до 2,72 млрд рублей. В то же время регионов, которые почувствовали на себе спад финансирования, оказалось 52. Среди них самые низкие показатели у Ненецкий АО (-80%), Ямало-Ненецкий АО (-86%), Республики Крым и Севастополя (-39%).
Спад затронул многие регионы, которые выживают в основном за счет субсидий государства. Для них даже незначительное падение таких поступлений может стать критичным – Смоленская и Тамбовская области. В этих регионах доля безвозмездных трансфертов составляет около 44%, при этом их объем упал на 5%. В республике Алтай, где субсидии государства составляют 72% доходов бюджета, спад составил около 15%. Немного лучше обстоят дела к Калининградской и Псковской областях – в их бюджетах на безвозмездные поступления приходится треть, а сами поступления сократились за год на 4 и 13% соответственно.
В целом, сокращение затронуло в основном высокодотационные регионы, но при этом выросли поступления в субъекты, для которых в 2015 году был характерен более глубокий экономический кризис и нехватка бюджетных средств – Поволжье, отдельные регионы Сибири и Центрального федерального округа.
Вместе с расходами регионов растут и долги
Эксперты отмечают, что даже выделяемых государством из федерального бюджета денег все же не хватает. Безвозмездные поступления – дотации, субсидии поступают в регион для покрытия текущих расходов – на капитальный ремонт, строительство объектов инфраструктуры, социальные нужды. Однако с каждым годом регионам становится все труднее выполнять имеющиеся задачи без привлечения денег извне. В результате многие регионы набирают долги за счет привлечения кредитов от государства и коммерческих банков. За 2015 год общий размер долговой нагрузки регионов без учета долгов муниципальных образований вырос на 229 млрд рублей, превысив отметку в 2,318 трлн рублей. Всего за год она увеличилась на 10,96% - на фоне экономического спада субъекты продолжали заимствовать средства. При этом, у 44 регионов страны долг превысил 70% собственных доходов бюджета, а у 14 регионов все 100% доходов. По итогам 2015 года лидерами по уровню долговой нагрузки стали республика Мордовия – уровень госдолга превышает объем доходов бюджета на 82,5%, Костромская область (превышение на 36,7%), Смоленская область – на 21,4%.
В настоящее время доля коммерческих кредитов примерно равна объему средств, предоставляемых под проценты государству. Однако даже несмотря на то, что сокращение долговой нагрузки регионов является одной из главных задач государственной политики, по оценкам Счетной палаты, реализуется она не слишком эффективно. В частности, для снижения кредитной нагрузки Министерство финансов ввело механизм выдачи регионам казначейских кредитов сроком до двух месяцев, а также продолжает рефинансировать по более низким процентным ставкам взятые коммерческие займы. При этом, ведомство долги не прощает, и хотя эти меры сегодня и помогают расплачиваться с кредиторами, это лишь временное решение проблемы, которое в будущем приведет к ещё большему росту нагрузки на налогоплательщиков. При этом, по оценкам Счетной палаты, уже в 2017 году объем долга достигнет критического уровня.
Что приготовил нам 2016 год
По оценкам экспертов в будущем году нагрузка на региональные бюджеты возрастет ещё больше. Помимо ожидаемого роста расходов из-за инфляции и неблагоприятной экономической ситуации, власти планируют сократить объем средств, выделяемых бюджетам – как безвозмездных поступлений, так и казначейских кредитов. Так, например, на погашение коммерческих кредитов регионы получат 310 млрд рублей. На эти цели год назад было выделено 320 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов также планируют сократить к уровню 2015 года на 92,2 млрд рублей до 1355,2 млрд рублей.
А пока регионы демонстрируют не слишком оптимистичные показатели. Несмотря на то, что проектом бюджета на 2016 год прогнозировался рост бюджетных доходов, за первые 2 месяца 2016 года дефицит уже составил 201 млрд рублей – 22% от объема доходов. Объемы долга регионов перед коммерческими банками, по прогнозам международного рейтингового агентства Standard and Poors (S&P), тоже увеличатся, достигнув рекордных 1,7 трлн рублей, а суммарный долг регионов и вовсе вырастет до 4,3 трлн рублей к концу 2017 года. Расходы субъектов Федерации будут сокращаться, но это возможно не по всем направлениям. Так, например, многие регионы уже сократили расходы на культуру, образование и здравоохранение, капитальный ремонт, однако большинство субъектов оставили на уровне прошлого года расходы на социальную сферу в преддверии грядущих выборов.
Сегодня бюджеты многих регионов испытывают гораздо больший кризис по сравнению с федеральным
Ещё в 2014 году президент России Владимир Путин отмечал, что, чем дешевле рубль и выше курс доллара, тем лучше для российского бюджета – большую часть отчислений образуют нефтегазовые доходы и поступления от внешней торговли, при которых происходит пересчет стоимости товаров, и соответственно, пошлин и налогов из долларов в рубли. В результате государственная казна получает больше рублей, хотя при этом, в национальную валюту уже закладывается гигантская инфляция. В 2015 году за счет подобной ситуации немного удалось компенсировать эффект от падения мировых цен на сырье, поэтому 2015 год завершился для федерального бюджета с небольшим минусом. Доходы составили 13,7 трлн рублей (-6%), расходы – 15,6 трлн рублей (+5%). Дефицит бюджета составил менее 2 трлн рублей.
В то же время, бюджеты регионов формируются иначе, и в меньшей степени имеют «подпитку» от девальвации – большую часть из них образуют налоги на прибыль организаций, налоги на доходы физических лиц, на имущество, транспортные налоги, доходы от предпринимательской деятельности, НДС. При этом более трети всех поступлений приходится на безвозмездные поступления в виде субсидий, субвенций и других трансфертов из федерального бюджета, а также средства, направляемые нерезидентами.
За 2015 год большинство категорий поступлений показали рост – так, поступления от налогов на прибыль выросли на 5,6%, от налогов на имущество – 11,6%, от штрафов и санкций на 18,6%.
Общий объем доходов бюджетов субъектов вырос до 9,31 трлн рублей, а расходы до 9,48 трлн рублей. При этом дефицит составил всего около 170 млрд рублей. Таким образом, на первый взгляд, бюджеты регионов даже лучше справились с кризисом, чем федеральный бюджет.
В то же время, если проанализировать данные по отдельным регионам, то можно увидеть, что многие из них едва сводят концы с концами, и общую положительную динамику обеспечивают столичные регионы, а также субъекты, где ведется добыча углеводородов.
Так, например рост московских доходов бюджета по сравнению с прошлым годом составил 120,6 млрд рублей, Московской области – 36,96 млрд рублей, Санкт-Петербурга – 13,8 млрд рублей, Сахалинской области – 67,89 млрд рублей.
Однако многие субъекты страны завершили год, едва превысив прошлогодние значения или вовсе с минусом. Антирекорд среди них поставил Ямало-Ненецкий автономный округ, доходы которого стали меньше на 24 млрд рублей. Причиной этого стало общее кризисное состояние российской экономики, падение прибылей предприятий и реальных доходов населения. Кроме того, негативную динамику показали многие регионы в которых развивалось машиностроение –с российского рынка ушла часть зарубежных автопроизводителей, а отечественные предприятия заметно сократили объемы работы.
Бюджетные расходы регионов тем временем росли, и дополнительное давление в свою очередь оказали «майские указы» президента, которые предусматривали различные социальные обязательства, в частности индексацию заработных плат, пенсий и пособий. По оценкам Счетной палаты на плечи регионов легло около 70-80% всех расходов по ним.
В результате, дефицит бюджетов в регионах стал увеличиваться. Так, например, хуже всего обстоят дела в Сибирском федеральном округе и Приволжском, где он достиг 78,5 млрд рублей и 84,38 млрд рублей соответственно. При этом самый значительный дефицит характерен для Краснодарского края (17,13 млрд рублей), Свердловской области (17,54 млрд рублей), Красноярского края (21,11 млрд рублей), Новосибирской области (13,19 млрд рублей).
Во многих субъектах дефицит бюджетов значительно превышает критическую отметку в 10% от величины доходов. Так, например, в Магаданской области он составляет 19,9%, республике Мордовия – 23,2%, Калининградской области – 18,8%.
В то же время, есть и регионы, которые окончили этот год с плюсом – по традиции это финансовые и ресурсодобывающие центры: Москва (+144 млрд рублей), Санкт-Петербург (+7,6 млрд рублей), Ханты-Мансийский АО (+7,2 млрд рублей), Сахалинская область (+10,7 млрд рублей).
Не всем регионам хватает поддержки из центра
Поступления из бюджетов других уровней составляют более трети всех доходов региональных бюджетов. Однако в последний год наметился тренд на сокращение такой помощи, к тому же распределяются выделяемые средства крайне неравномерно. За 2015 год было направлено в общей сложности 1,683 трлн рублей в бюджеты регионов, что меньше чем в 2014 году на 45 млрд рублей. При этом полноценную поддержку ощутили только отдельные субъекты. Так, отчисления в Москву выросли в два раза до 40,89 млрд рублей, Ханты-Мансийский автономный округ – на 57% до 5,73 млрд рублей, Карачаево-Черкесскую республику – на 22,5% до 2,72 млрд рублей. В то же время регионов, которые почувствовали на себе спад финансирования, оказалось 52. Среди них самые низкие показатели у Ненецкий АО (-80%), Ямало-Ненецкий АО (-86%), Республики Крым и Севастополя (-39%).
Спад затронул многие регионы, которые выживают в основном за счет субсидий государства. Для них даже незначительное падение таких поступлений может стать критичным – Смоленская и Тамбовская области. В этих регионах доля безвозмездных трансфертов составляет около 44%, при этом их объем упал на 5%. В республике Алтай, где субсидии государства составляют 72% доходов бюджета, спад составил около 15%. Немного лучше обстоят дела к Калининградской и Псковской областях – в их бюджетах на безвозмездные поступления приходится треть, а сами поступления сократились за год на 4 и 13% соответственно.
В целом, сокращение затронуло в основном высокодотационные регионы, но при этом выросли поступления в субъекты, для которых в 2015 году был характерен более глубокий экономический кризис и нехватка бюджетных средств – Поволжье, отдельные регионы Сибири и Центрального федерального округа.
Вместе с расходами регионов растут и долги
Эксперты отмечают, что даже выделяемых государством из федерального бюджета денег все же не хватает. Безвозмездные поступления – дотации, субсидии поступают в регион для покрытия текущих расходов – на капитальный ремонт, строительство объектов инфраструктуры, социальные нужды. Однако с каждым годом регионам становится все труднее выполнять имеющиеся задачи без привлечения денег извне. В результате многие регионы набирают долги за счет привлечения кредитов от государства и коммерческих банков. За 2015 год общий размер долговой нагрузки регионов без учета долгов муниципальных образований вырос на 229 млрд рублей, превысив отметку в 2,318 трлн рублей. Всего за год она увеличилась на 10,96% - на фоне экономического спада субъекты продолжали заимствовать средства. При этом, у 44 регионов страны долг превысил 70% собственных доходов бюджета, а у 14 регионов все 100% доходов. По итогам 2015 года лидерами по уровню долговой нагрузки стали республика Мордовия – уровень госдолга превышает объем доходов бюджета на 82,5%, Костромская область (превышение на 36,7%), Смоленская область – на 21,4%.
В настоящее время доля коммерческих кредитов примерно равна объему средств, предоставляемых под проценты государству. Однако даже несмотря на то, что сокращение долговой нагрузки регионов является одной из главных задач государственной политики, по оценкам Счетной палаты, реализуется она не слишком эффективно. В частности, для снижения кредитной нагрузки Министерство финансов ввело механизм выдачи регионам казначейских кредитов сроком до двух месяцев, а также продолжает рефинансировать по более низким процентным ставкам взятые коммерческие займы. При этом, ведомство долги не прощает, и хотя эти меры сегодня и помогают расплачиваться с кредиторами, это лишь временное решение проблемы, которое в будущем приведет к ещё большему росту нагрузки на налогоплательщиков. При этом, по оценкам Счетной палаты, уже в 2017 году объем долга достигнет критического уровня.
Что приготовил нам 2016 год
По оценкам экспертов в будущем году нагрузка на региональные бюджеты возрастет ещё больше. Помимо ожидаемого роста расходов из-за инфляции и неблагоприятной экономической ситуации, власти планируют сократить объем средств, выделяемых бюджетам – как безвозмездных поступлений, так и казначейских кредитов. Так, например, на погашение коммерческих кредитов регионы получат 310 млрд рублей. На эти цели год назад было выделено 320 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов также планируют сократить к уровню 2015 года на 92,2 млрд рублей до 1355,2 млрд рублей.
А пока регионы демонстрируют не слишком оптимистичные показатели. Несмотря на то, что проектом бюджета на 2016 год прогнозировался рост бюджетных доходов, за первые 2 месяца 2016 года дефицит уже составил 201 млрд рублей – 22% от объема доходов. Объемы долга регионов перед коммерческими банками, по прогнозам международного рейтингового агентства Standard and Poors (S&P), тоже увеличатся, достигнув рекордных 1,7 трлн рублей, а суммарный долг регионов и вовсе вырастет до 4,3 трлн рублей к концу 2017 года. Расходы субъектов Федерации будут сокращаться, но это возможно не по всем направлениям. Так, например, многие регионы уже сократили расходы на культуру, образование и здравоохранение, капитальный ремонт, однако большинство субъектов оставили на уровне прошлого года расходы на социальную сферу в преддверии грядущих выборов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба