11 ноября 2008 Ведомости
Психология старой экономики умерла — да здравствует психология нового рынка! Рынка, которого фактически еще нет. Если воспользоваться терминологией теории Дарвина, произошло «резкое изменение среды обитания» и условий в мировой экономике. С учетом скорости передачи информации это неизбежно привело к изменению психологии человека и его отношения к окружающему миру.
Глобализация незаметно привнесла новые правила игры, которые снесли старые устойчивые экономические системы и создали новую мировую болезнь — недоверие. Она, в свою очередь, быстро распространяется от банковской системы к экономике в целом с дальнейшим переходом на социальные и политические отношения. Поэтому главная задача текущего момента — это создание новой системы доверия — как в мировой экономике, так и в отдельно взятой стране.
Молодая рыночная экономика России, с одной стороны, дает определенные преимущества перед старой развитой: значительно меньше проблем, и их можно «перебрать вручную», первыми построить дно. С другой стороны, есть существенный недостаток — больший разрыв в понимании между политической элитой, которая вырабатывает и принимает решения, и бизнес-сообществом, которое сейчас несет на себе всю тяжесть ситуации. Именно поэтому беспрецедентные меры правительства не дают ожидаемого результата (рост фондового рынка никого не должен вводить в заблуждение), так как не учитывают психологической реакции бизнеса на текущие проблемы. Преодолеть этот разрыв критически важно, иначе будет как всегда: верим в твердый рубль и тут же бежим покупать доллары.
Из чуть более 20 лет моей бизнес-карьеры около семи лет я занимался кризис-менеджментом (последствия банковского кризиса 1998 г., первые годы работы в «Норильском никеле», последние два года раздела империи «Интерроса»). На базе этого опыта попробую дать свою версию ответа на известный русский вопрос «Что делать?»: избавиться от иллюзий, определить правила, поставить ключевые цели и их профессионально реализовать.
Избавление от иллюзий и мифов
Миф 1: «Надо обеспечить стабильность всей экономики». Не надо спасать то, что спасти нельзя: старой доброй экономики уже не будет ни на Западе, ни у нас. Будут новые правила игры, отношение стоимости денег к активам, оценка конкурентных преимуществ, мультипликаторы и риски — все будет значительно изменено, и мы можем в этом активно участвовать.
Миф 2: «Большие накопленные резервы — гарантия решения всех проблем». За деньги доверие не покупается. Необходимы психологическая совместимость и понимание действий правительства, участников рынка и населения. Это как отношения врача и больного — оба должны понимать, что происходит, и верить в то, что курс прописанных лекарств поможет, а если доверие исчезает, больной займется самолечением (что сейчас и происходит).
Миф 3: «Национализация — это плохо». Это нормальная рыночная практика в кризисных условиях (наряду с банкротством). Государство всем помочь не может и не должно — акцент только на стратегические и жизнеобеспечивающие, социально значимые отрасли, а чистка слабых и укрепление сильных компаний — основа рыночной экономики. То, что государство в ближайшем будущем будет владеть через государственные банки большим количеством реприватизированного имущества, — исторический факт (стоимость активов меньше стоимости обязательств). Вопрос в другом — как этим всем эффективно управлять без потери качества активов до момента восстановления рынков и начала нового этапа приватизации.
Миф 4: «Сохраним золотовалютные резервы и крепкую национальную валюту». Думаю, что не получится, придется делать выбор: либо одно, либо другое; и чем скорее решим, тем лучше. А то может опять получиться как всегда: ни резервов, ни крепкого рубля.
Миф 5: «Сохраним высокий рост доходов населения». Рост заработной платы, опережающей производительность труда, уже невозможен.
Миф 6: «Все заявленные меры обязательно реализуем». Ситуация меняется так быстро, что нет ничего зазорного (наоборот — это очень профессионально!) мгновенно заменить неэффективную меру эффективной. Пример: не надо тратить 175 млрд руб. на поддержку фондового рынка — это ему уже не поможет.
О правилах
Несколько слов о правилах игры. Академически правильные решения в экстремальных условиях не работают — решения должны быть просты, всем понятны, комплексно связаны между собой и реализовываться быстро и одновременно, с акцентом на стабилизацию, упреждение проблем и экспансию (нельзя только защищаться, нужно атаковать!) в секторы, где есть возможности усилить конкурентные преимущества. В такие экстраординарные периоды жертвы неизбежны, и главное — не принести их зря, решения и выбор идут в пользу реализации приоритетов практически в «ручном» режиме. При этом важно действовать комплексно. Подпорки надо строить ниже текущего уровня — и спасать то, что еще не пострадало, но обязательно пострадает, если не заняться этим заранее. Важно определить, где та «самая страшная» точка, до которой может дойти кризис, и начинать работать именно с ней, одновременно поддерживая системные точки. Например, если сегодня мы понимаем, что возможный печальный финал кризиса — это драматическое падение потребления и, как следствие, развал системы распределения и производства, как это произошло в 80-е гг., значит, сегодня надо работать в первую очередь на стимулирование стабильного потребительского спроса, потом заняться проблемами среднего бизнеса в регионах и т. д., двигаясь навстречу кризису, а не сопровождая его.
Ключевые приоритеты
1. Сохранение системы жизнеобеспечения на федеральном и региональном уровнях
2. Эффективная модель управления кризисом
3. Сохранение золотовалютных резервов страны
4. Преодоление разрыва между действиями правительства и психологией участников рынка
5. Экспансия России на международные и внутренние рынки
Реализация
В больших системах (к которым относится государство) переход к ручному управлению крайне затруднителен, так как задача большой системы как раз и состоит в том, чтобы уберечь целостность системы от влияния случайного фактора.
Но сейчас другой случай — в новую систему должны войти только те элементы, которые необходимы или конкурентны. Технологически задача выглядит следующим образом: необходимо создать площадку, на которой будут оперативно приниматься и реализовываться решения по поддержке системы жизнеобеспечения страны, сохранения и развития ее конкурентных преимуществ, обеспечения экспансии в период кризиса. Площадку, на которой будет происходить координация и формироваться доверие между экономикой и государством. Такая задача без элементов ручного управления не решается (возможная модель управления представлена на схеме*).
Практическая реализация принятых решений может идти на базе принятых дорожных карт по отдельным отраслям или проблемам.
Начнем с финансово-банковской системы. Ключевая проблема — деньги не идут в реальный сектор; что необходимо — запустить механизм кредитования и расчистить облигационный и долговые рынки. Государство закачивает ликвидность в банковскую систему и справедливо ожидает изменения ситуации. Но этого не происходит, потому что банки решают свои вопросы: восстанавливают капитал после полученных убытков, смотрят на скорость коррозии банковских активов (произошло резкое уменьшение стоимости залогов), создают излишнюю подушку ликвидности (да еще в долларах) на случай ухудшения ситуации. У банков с государственным участием конфликт интересов еще острее: вроде страну поручили спасать, а собственные проблемы банка все же ближе.
Для решения вопроса необходим общественный договор (некое твердое джентльменское соглашение) государства с банками: государство оказывает помощь (только живым банкам и на приемлемых и желаемых условиях: длинные деньги, с невысокой процентной ставкой, с использованием всего арсенала возможностей — от депозитов ЦБ и Минфина до выкупа хороших активов, которые можно использовать одновременно!) и принудительно доводит лимиты кредитования жизнеобеспечивающих отраслей и населения, а банки берут добровольное обязательство быть инструментом проведения государственной политики, осознанно неся риски в период турбулентности.
При необходимости в такие банки государство вводит спецказначеев — представителей штаба для контроля соблюдения «соглашения», нарушение которого в нынешних условиях означает немедленное банкротство банка.
Восстановление нормального процесса кредитования невозможно без расчистки облигационного и долгового рынков, которую можно провести либо через прямой выкуп государством образовавшихся долгов из денег, выделенных на поддержку фондового рынка, либо дополнительным целевым заданием через банковскую систему.
Особенно хочу отметить важность продолжения развития потребительского кредитования населения — это лучшая психологическая гарантия и защита от снятия депозитов в банках и дальнейшее стимулирование спроса. Государство, наделив банки длинными и недорогими деньгами, должно обеспечить удлинение сроков действующих кредитов, понижение процентных ставок, запрет на списание залогов на 1—2 года, а также увеличение объемов нового кредитования.
Теперь что касается реального сектора. Он уже начал в полной мере ощущать влияние кризиса и сжиматься под воздействием уменьшения спроса, ограничения доступа даже к оборотным средствам; резко повысились взаимные неплатежи и товарные запасы на складах, массово начались переходы на режим неполной загрузки вплоть до остановки производства с сокращением численности работающих.
Принципиально важным в этих условиях также становится реализация мер по стимулированию спроса на продукцию предприятий реального сектора с помощью:
госзаказа (реализация крупных инфраструктурных проектов и выкуп товаров в госрезерв);
экспорта;
заказов промышленности;
развития потребительского кредитования населения.
При выборе отрасли или конкретной компании необходимо составлять стратегическую дорожную карту, которая поможет сберечь государственные средства и достичь желаемого целевого результата.
Возьмем автопром. Проблемы хорошо известны. С одной стороны, останавливаются поставщики заводов из-за неоплаченных долгов и отсутствия доступа к оборотным средствам; с другой — дилеры тоже испытывают острую нехватку наличности и не могут закупать машины для реализации. Предположим, что отечественный автопроизводитель получил целевые средства на решение вопросов с поставщиками и теперь может кредитовать дилеров машинами с отсрочкой платежа. Но следует помнить, что более 30% реализации шло за счет потребительских кредитов! Отсюда следует вывод — если система потребительского кредитования населения остановится и не будет заменена, например, госзаказом, деньги автопрому выделять не нужно.
Крайне важно обратить сегодня внимание на проблемы регионов, так как меры, принятые правительством, направлены на поддержку наиболее крупных государственных и частных корпораций и банков, однако значительную часть в ВВП субъектов составляет продукция именно средних жизнеобеспечивающих предприятий, дающих значительную часть региональных налоговых поступлений и не попадающих в выбранную схему стабилизации. Предложенная технологическая модель «дорожной карты» может быть клонирована на региональном уровне через предоставление субъектам Федерации субсидий федерального бюджета для дальнейшего рефинансирования наиболее значимых региональных предприятий.
Новые возможности
Резкое изменение условий создает не только проблемы, но и возможности по наращиванию конкурентных преимуществ, захвату и созданию новых рынков — как в России, так и за ее пределами. Наша страна обладает большими золотовалютными резервами и мощной сырьевой экономикой, которая дает шанс побороться за максимальную долю от мирового финансового пирога путем создания мирового финансового центра в Москве и превращения рубля в одну из резервных валют. В этой связи выглядит необходимым реализация ряда мер, а именно:
введение механизма гарантии государства за биржевые операции в рублях и хранение ценных бумаг; улучшение законов (единая биржа — единый депозитарий); обращение новых финансовых инструментов, имеющих физическое наполнение (например, земля);
создание собственного класса инвесторов (инвестбанки, инвестиционные фонды и НПФ, население и только потом государство);
введение расчетов в рублях за нефть, газ, драгоценные металлы, т. е. там, где есть сильное рыночное влияние России;
экспансия российского капитала в первую очередь на рынки развивающихся стран с наймом лучших инвестиционных кадров, высвободившихся в результате финансового кризиса. Это необходимо для усиления влияния России на мировом финансовом рынке и повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной финансовой системы.
Сжатие старой неэффективной экономики высвобождает значительные подешевевшие трудовые и материальные ресурсы, которые необходимо направить на ускоренное развитие новой экономики в области:
строительства современной инфраструктуры (дороги, жилье, новые города);
создания новых рынков инновационной экономики, таких как углубленная переработка энергоносителей, альтернативная энергетика, материаловедение и нанотехнологии, экология и катализ;
вовлечения земли в активный экономический оборот и создания прозрачного рынка обращения;
целевого оборонного заказа на модернизацию армии в рамках военной доктрины;
развития сельского хозяйства и процессов современной переработки сельскохозяйственной продукции для решения задачи продовольственной независимости страны.
Что дальше?
В заключение хочу поделиться некоторыми стратегическими соображениями по развитию мирового процесса глобализации, который сейчас находится на перепутье. Существует два взаимоисключающих сценария:
1) глобализация сможет найти новые формы доверия и выйти на новый уровень взаимозависимости стран и процессов;
2) или возобладают под воздействием текущих сложностей национальные интересы и рецепты спасения (в этом случае такой валюты, как евро, может и не быть).
Ответ на вопрос, какой сценарий возобладает, лежит в плоскости стратегических решений стран, в том числе и России как активного игрока мировой глобальной экономики. Уже в ближайшее время нам предстоит сделать свой выбор.
Михаил ПРОХОРОВ, президент Группы «ОНЭКСИМ»
http://www.vedomosti.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Глобализация незаметно привнесла новые правила игры, которые снесли старые устойчивые экономические системы и создали новую мировую болезнь — недоверие. Она, в свою очередь, быстро распространяется от банковской системы к экономике в целом с дальнейшим переходом на социальные и политические отношения. Поэтому главная задача текущего момента — это создание новой системы доверия — как в мировой экономике, так и в отдельно взятой стране.
Молодая рыночная экономика России, с одной стороны, дает определенные преимущества перед старой развитой: значительно меньше проблем, и их можно «перебрать вручную», первыми построить дно. С другой стороны, есть существенный недостаток — больший разрыв в понимании между политической элитой, которая вырабатывает и принимает решения, и бизнес-сообществом, которое сейчас несет на себе всю тяжесть ситуации. Именно поэтому беспрецедентные меры правительства не дают ожидаемого результата (рост фондового рынка никого не должен вводить в заблуждение), так как не учитывают психологической реакции бизнеса на текущие проблемы. Преодолеть этот разрыв критически важно, иначе будет как всегда: верим в твердый рубль и тут же бежим покупать доллары.
Из чуть более 20 лет моей бизнес-карьеры около семи лет я занимался кризис-менеджментом (последствия банковского кризиса 1998 г., первые годы работы в «Норильском никеле», последние два года раздела империи «Интерроса»). На базе этого опыта попробую дать свою версию ответа на известный русский вопрос «Что делать?»: избавиться от иллюзий, определить правила, поставить ключевые цели и их профессионально реализовать.
Избавление от иллюзий и мифов
Миф 1: «Надо обеспечить стабильность всей экономики». Не надо спасать то, что спасти нельзя: старой доброй экономики уже не будет ни на Западе, ни у нас. Будут новые правила игры, отношение стоимости денег к активам, оценка конкурентных преимуществ, мультипликаторы и риски — все будет значительно изменено, и мы можем в этом активно участвовать.
Миф 2: «Большие накопленные резервы — гарантия решения всех проблем». За деньги доверие не покупается. Необходимы психологическая совместимость и понимание действий правительства, участников рынка и населения. Это как отношения врача и больного — оба должны понимать, что происходит, и верить в то, что курс прописанных лекарств поможет, а если доверие исчезает, больной займется самолечением (что сейчас и происходит).
Миф 3: «Национализация — это плохо». Это нормальная рыночная практика в кризисных условиях (наряду с банкротством). Государство всем помочь не может и не должно — акцент только на стратегические и жизнеобеспечивающие, социально значимые отрасли, а чистка слабых и укрепление сильных компаний — основа рыночной экономики. То, что государство в ближайшем будущем будет владеть через государственные банки большим количеством реприватизированного имущества, — исторический факт (стоимость активов меньше стоимости обязательств). Вопрос в другом — как этим всем эффективно управлять без потери качества активов до момента восстановления рынков и начала нового этапа приватизации.
Миф 4: «Сохраним золотовалютные резервы и крепкую национальную валюту». Думаю, что не получится, придется делать выбор: либо одно, либо другое; и чем скорее решим, тем лучше. А то может опять получиться как всегда: ни резервов, ни крепкого рубля.
Миф 5: «Сохраним высокий рост доходов населения». Рост заработной платы, опережающей производительность труда, уже невозможен.
Миф 6: «Все заявленные меры обязательно реализуем». Ситуация меняется так быстро, что нет ничего зазорного (наоборот — это очень профессионально!) мгновенно заменить неэффективную меру эффективной. Пример: не надо тратить 175 млрд руб. на поддержку фондового рынка — это ему уже не поможет.
О правилах
Несколько слов о правилах игры. Академически правильные решения в экстремальных условиях не работают — решения должны быть просты, всем понятны, комплексно связаны между собой и реализовываться быстро и одновременно, с акцентом на стабилизацию, упреждение проблем и экспансию (нельзя только защищаться, нужно атаковать!) в секторы, где есть возможности усилить конкурентные преимущества. В такие экстраординарные периоды жертвы неизбежны, и главное — не принести их зря, решения и выбор идут в пользу реализации приоритетов практически в «ручном» режиме. При этом важно действовать комплексно. Подпорки надо строить ниже текущего уровня — и спасать то, что еще не пострадало, но обязательно пострадает, если не заняться этим заранее. Важно определить, где та «самая страшная» точка, до которой может дойти кризис, и начинать работать именно с ней, одновременно поддерживая системные точки. Например, если сегодня мы понимаем, что возможный печальный финал кризиса — это драматическое падение потребления и, как следствие, развал системы распределения и производства, как это произошло в 80-е гг., значит, сегодня надо работать в первую очередь на стимулирование стабильного потребительского спроса, потом заняться проблемами среднего бизнеса в регионах и т. д., двигаясь навстречу кризису, а не сопровождая его.
Ключевые приоритеты
1. Сохранение системы жизнеобеспечения на федеральном и региональном уровнях
2. Эффективная модель управления кризисом
3. Сохранение золотовалютных резервов страны
4. Преодоление разрыва между действиями правительства и психологией участников рынка
5. Экспансия России на международные и внутренние рынки
Реализация
В больших системах (к которым относится государство) переход к ручному управлению крайне затруднителен, так как задача большой системы как раз и состоит в том, чтобы уберечь целостность системы от влияния случайного фактора.
Но сейчас другой случай — в новую систему должны войти только те элементы, которые необходимы или конкурентны. Технологически задача выглядит следующим образом: необходимо создать площадку, на которой будут оперативно приниматься и реализовываться решения по поддержке системы жизнеобеспечения страны, сохранения и развития ее конкурентных преимуществ, обеспечения экспансии в период кризиса. Площадку, на которой будет происходить координация и формироваться доверие между экономикой и государством. Такая задача без элементов ручного управления не решается (возможная модель управления представлена на схеме*).
Практическая реализация принятых решений может идти на базе принятых дорожных карт по отдельным отраслям или проблемам.
Начнем с финансово-банковской системы. Ключевая проблема — деньги не идут в реальный сектор; что необходимо — запустить механизм кредитования и расчистить облигационный и долговые рынки. Государство закачивает ликвидность в банковскую систему и справедливо ожидает изменения ситуации. Но этого не происходит, потому что банки решают свои вопросы: восстанавливают капитал после полученных убытков, смотрят на скорость коррозии банковских активов (произошло резкое уменьшение стоимости залогов), создают излишнюю подушку ликвидности (да еще в долларах) на случай ухудшения ситуации. У банков с государственным участием конфликт интересов еще острее: вроде страну поручили спасать, а собственные проблемы банка все же ближе.
Для решения вопроса необходим общественный договор (некое твердое джентльменское соглашение) государства с банками: государство оказывает помощь (только живым банкам и на приемлемых и желаемых условиях: длинные деньги, с невысокой процентной ставкой, с использованием всего арсенала возможностей — от депозитов ЦБ и Минфина до выкупа хороших активов, которые можно использовать одновременно!) и принудительно доводит лимиты кредитования жизнеобеспечивающих отраслей и населения, а банки берут добровольное обязательство быть инструментом проведения государственной политики, осознанно неся риски в период турбулентности.
При необходимости в такие банки государство вводит спецказначеев — представителей штаба для контроля соблюдения «соглашения», нарушение которого в нынешних условиях означает немедленное банкротство банка.
Восстановление нормального процесса кредитования невозможно без расчистки облигационного и долгового рынков, которую можно провести либо через прямой выкуп государством образовавшихся долгов из денег, выделенных на поддержку фондового рынка, либо дополнительным целевым заданием через банковскую систему.
Особенно хочу отметить важность продолжения развития потребительского кредитования населения — это лучшая психологическая гарантия и защита от снятия депозитов в банках и дальнейшее стимулирование спроса. Государство, наделив банки длинными и недорогими деньгами, должно обеспечить удлинение сроков действующих кредитов, понижение процентных ставок, запрет на списание залогов на 1—2 года, а также увеличение объемов нового кредитования.
Теперь что касается реального сектора. Он уже начал в полной мере ощущать влияние кризиса и сжиматься под воздействием уменьшения спроса, ограничения доступа даже к оборотным средствам; резко повысились взаимные неплатежи и товарные запасы на складах, массово начались переходы на режим неполной загрузки вплоть до остановки производства с сокращением численности работающих.
Принципиально важным в этих условиях также становится реализация мер по стимулированию спроса на продукцию предприятий реального сектора с помощью:
госзаказа (реализация крупных инфраструктурных проектов и выкуп товаров в госрезерв);
экспорта;
заказов промышленности;
развития потребительского кредитования населения.
При выборе отрасли или конкретной компании необходимо составлять стратегическую дорожную карту, которая поможет сберечь государственные средства и достичь желаемого целевого результата.
Возьмем автопром. Проблемы хорошо известны. С одной стороны, останавливаются поставщики заводов из-за неоплаченных долгов и отсутствия доступа к оборотным средствам; с другой — дилеры тоже испытывают острую нехватку наличности и не могут закупать машины для реализации. Предположим, что отечественный автопроизводитель получил целевые средства на решение вопросов с поставщиками и теперь может кредитовать дилеров машинами с отсрочкой платежа. Но следует помнить, что более 30% реализации шло за счет потребительских кредитов! Отсюда следует вывод — если система потребительского кредитования населения остановится и не будет заменена, например, госзаказом, деньги автопрому выделять не нужно.
Крайне важно обратить сегодня внимание на проблемы регионов, так как меры, принятые правительством, направлены на поддержку наиболее крупных государственных и частных корпораций и банков, однако значительную часть в ВВП субъектов составляет продукция именно средних жизнеобеспечивающих предприятий, дающих значительную часть региональных налоговых поступлений и не попадающих в выбранную схему стабилизации. Предложенная технологическая модель «дорожной карты» может быть клонирована на региональном уровне через предоставление субъектам Федерации субсидий федерального бюджета для дальнейшего рефинансирования наиболее значимых региональных предприятий.
Новые возможности
Резкое изменение условий создает не только проблемы, но и возможности по наращиванию конкурентных преимуществ, захвату и созданию новых рынков — как в России, так и за ее пределами. Наша страна обладает большими золотовалютными резервами и мощной сырьевой экономикой, которая дает шанс побороться за максимальную долю от мирового финансового пирога путем создания мирового финансового центра в Москве и превращения рубля в одну из резервных валют. В этой связи выглядит необходимым реализация ряда мер, а именно:
введение механизма гарантии государства за биржевые операции в рублях и хранение ценных бумаг; улучшение законов (единая биржа — единый депозитарий); обращение новых финансовых инструментов, имеющих физическое наполнение (например, земля);
создание собственного класса инвесторов (инвестбанки, инвестиционные фонды и НПФ, население и только потом государство);
введение расчетов в рублях за нефть, газ, драгоценные металлы, т. е. там, где есть сильное рыночное влияние России;
экспансия российского капитала в первую очередь на рынки развивающихся стран с наймом лучших инвестиционных кадров, высвободившихся в результате финансового кризиса. Это необходимо для усиления влияния России на мировом финансовом рынке и повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной финансовой системы.
Сжатие старой неэффективной экономики высвобождает значительные подешевевшие трудовые и материальные ресурсы, которые необходимо направить на ускоренное развитие новой экономики в области:
строительства современной инфраструктуры (дороги, жилье, новые города);
создания новых рынков инновационной экономики, таких как углубленная переработка энергоносителей, альтернативная энергетика, материаловедение и нанотехнологии, экология и катализ;
вовлечения земли в активный экономический оборот и создания прозрачного рынка обращения;
целевого оборонного заказа на модернизацию армии в рамках военной доктрины;
развития сельского хозяйства и процессов современной переработки сельскохозяйственной продукции для решения задачи продовольственной независимости страны.
Что дальше?
В заключение хочу поделиться некоторыми стратегическими соображениями по развитию мирового процесса глобализации, который сейчас находится на перепутье. Существует два взаимоисключающих сценария:
1) глобализация сможет найти новые формы доверия и выйти на новый уровень взаимозависимости стран и процессов;
2) или возобладают под воздействием текущих сложностей национальные интересы и рецепты спасения (в этом случае такой валюты, как евро, может и не быть).
Ответ на вопрос, какой сценарий возобладает, лежит в плоскости стратегических решений стран, в том числе и России как активного игрока мировой глобальной экономики. Уже в ближайшее время нам предстоит сделать свой выбор.
Михаил ПРОХОРОВ, президент Группы «ОНЭКСИМ»
http://www.vedomosti.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу