Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Мы поможем создать в Москве международный финансовый центр» Руководители Франкфуртской фондовой биржи о сотрудничестве с Россией » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Мы поможем создать в Москве международный финансовый центр» Руководители Франкфуртской фондовой биржи о сотрудничестве с Россией

Несмотря на спад биржевой активности на ведущих мировых площадках, Deutsche Boerse готовится вывести в следующем году на Франкфуртскую фондовую биржу (FWB), которой она управляет, порядка 10—15 российских компаний, заинтересованных в проведении IPO или размещении акций путем private placement. Вдобавок Deutsche Boerse стремится стать партнером России в рамках создания Международного финансового центра (МФЦ) в Москве. Об этих и других темах в интервью специальному корреспонденту РБК daily ИГОРЮ ПЫЛАЕВУ рассказали руководители FWB — управляющий директор РАЙНЕР РИЗЗ и исполнительный директор МАРТИН ШТАЙНБАХ
17 ноября 2008 РБК Quote | РБК
Несмотря на спад биржевой активности на ведущих мировых площадках, Deutsche Boerse готовится вывести в следующем году на Франкфуртскую фондовую биржу (FWB), которой она управляет, порядка 10—15 российских компаний, заинтересованных в проведении IPO или размещении акций путем private placement. Вдобавок Deutsche Boerse стремится стать партнером России в рамках создания Международного финансового центра (МФЦ) в Москве. Об этих и других темах в интервью специальному корреспонденту РБК daily ИГОРЮ ПЫЛАЕВУ рассказали руководители FWB — управляющий директор РАЙНЕР РИЗЗ и исполнительный директор МАРТИН ШТАЙНБАХ.

— Проявляет ли Deutsche Boerse интерес к покупке акций ведущих российских бирж — РТС и ММВБ?

Райнер Ризз: Конкретных планов по покупке акций пока нет, однако, в принципе, мы, конечно, открыты для такого рода сделки. Это интересно в случае создания совместной инфраструктуры с РТС и ММВБ, которая будет использовать нашу торговую платформу: торговую систему, клиринг.

— Ведутся ли в этом направлении переговоры с РТС и ММВБ?

Райнер Ризз: Да, причем очень хорошая совместная работа. С ММВБ два года назад был подписан меморандум о взаимопонимании, в рамках которого постоянно проводится широкий обмен мнениями по вопросам листинга, развитию торговых систем, клиринга. Очень хорошие отношения выстроены и c РТС. В конечном итоге Deutsche Boerse хочет стать партнером российского рынка. В последние годы Россия много сделала для развития фондового рынка, однако инфраструктурный дефицит пока не преодолен — ни в части регулирования рынка, ни в том, что касается функционирования торговых систем. Эти темы мы также активно обсуждаем с российской стороной, особенно в рамках построения в Москве международного финансового центра. У Deutsche Boerse богатый опыт, поскольку ее формирование происходило приблизительно в такой же ситуации, в которой сейчас находится российский фондовый рынок. Впрочем, цель и план формирования МФЦ должны быть заданы российской стороной, а мы готовы оказать партнерскую поддержку. В этом направлении сейчас проводятся интенсивные переговоры, как с биржами, так и с правительством Москвы и представителями федеральных властей. Подчеркиваю, мы активно обмениваемся мнениями на тему развития Москвы как МФЦ.

— Не боитесь, что однажды МФЦ превратится в конкурента Deutsche Boerse?

Райнер Ризз: Нет. Даже в том случае, когда разговор идет о листинге российских компаний на Франкфуртской фондовой бирже. Впрочем, в России некоторые воспринимают это именно как конкуренцию. Наша позиция проста: российские компании в любом случае должны сначала получить листинг в России. Тем же компаниям, которые хотели бы расширить свой бизнес за счет привлечения иностранных инвесторов, выйти на западные рынки, мы готовы предоставить такую возможность. Подчеркиваю, выход на FWB мы рассматриваем как дополнительную возможность для российского бизнеса, а не как альтернативу РТС или ММВБ.

Более серьезный конкурент для нас — это Лондонская фондовая биржа. А для России — с такой большой экономикой — абсолютно необходимо иметь развитый финансовый центр. К тому же мы не считаем финансовый сектор пирогом определенных, строгих размеров, наоборот, с развитием МФЦ этот сектор экономики будет только расти в объемах. Соответственно, появятся новые точки соприкосновения. От создания МФЦ выиграют обе стороны — и Россия, и Германия — через партнерство и совместные проекты.

— Сколько компаний с российским капиталом сейчас представлено на FWB?

Мартин Штайнбах: Первоначальный листинг прошли 13 компаний, включая офшорные компании с российским капиталом. Часть компаний сделали IPO, другие пошли по пути частного размещения. К примеру, австрийский холдинг C.A.T.Oil, за которым стоит российский бизнес, вышел на FWB через IPO, а компания ITS сделала private placement. В настоящее время еще порядка 10—15 российских компаний рассматривают возможность листинга на FWB в течение ближайших 18 месяцев.

— Какие отрасли они представляют?

Мартин Штайнбах: В данный момент инвесторы особенно интересуются компаниями, которые участвуют в реализации инфраструктурных проектов, а также компаниями потребительского сектора. Сейчас именно эти компании имеют наиболее стабильный cash flow. В числе привлекательных инфраструктурных проектов — строительство аэропортов, железных дорог, поставка электроэнергии, разработка экологически чистых технологий, альтернативных источников энергии. Как правило, государство очень много инвестирует в такого рода инфраструктуру. Мы многое сделали для того, чтобы облегчить вывод на международные рынки капитала российских компаний. Например, мы единственная биржа в Европе, на которой можно торговать обыкновенными акциями эмитентов-нерезидентов, а не только глобальными депозитарными расписками. Для этого эмитенту из России достаточно получить разрешение своего регулятора. Вдобавок мы сделали еще один новый продукт — глобальные депозитарные расписки FWB, которые также позволяют выводить на нашу биржу акции российских компаний. Чтобы привлечь внимание инвесторов и аналитиков к компаниям, представляющим различные отрасли, мы запустили много отраслевых индексов, в дополнение к основному индексу DAX International, который отражает динамику ста крупнейших компаний, залистингованных на FWB. Наконец, мы — единственная иностранная биржа, имеющая представительство в Москве.

— Какой объем свободно обращающихся акций (free float) у российских компаний, котирующихся на FWB?

Мартин Штайнбах: Приблизительно 35—40%, при этом мы всегда рекомендуем размещать не менее 25%. Для нас очень важно, чтобы объем торгов был достаточно серьезным и тем самым вырисовывалась реальная цена предприятия. Хотя теоретически можно иметь free float от 5 до 100%. Капитализация российских компаний, торгуемых на бирже, в среднем от 500 млн до 800 млн евро. Наша стратегия первоначально заключалась в следующем: обратить внимание на средние компании из России, имеющие интерес к IPO с точки зрения наращивания финансирования. Совокупная капитализация торгуемых на FWB компаний из России оценивается примерно в 6 млрд евро. Сейчас мы приступили к реализации новой стратегии — теперь нас интересуют все крупнейшие российские концерны и холдинги, которые рассматривают возможность проведения IPO.

— Есть ли предварительные оценки, сколько денег хотят привлечь те 10—15 российских компаний, которые даже сейчас не исключают получение листинга на FWB?

Мартин Штайнбах: К сожалению, сейчас все зависит от развития ситуации на рынке. Индекс РТС упал ниже 800 пунктов, капитализация всех российских компаний сильно сократилась. Однако мы готовы помогать российским эмитентам не только в хорошие времена, но и в условиях кризиса. Что в условиях кризиса приобретает особое значение для инвесторов? Надежность биржи, которая гарантирует ликвидность компаний в любой момент.

Райнер Ризз: За всю историю FWB мы ни разу не приостанавливали торги. Даже после теракта 11 сентября 2001 года в США.

Мартин Штайнбах: Много компаний из России пошло на AIM — площадку на LSE для компаний с небольшой капитализацией. И, как показывают последние исследования, AIM превратилась в одну из самых неликвидных торговых площадок не только в Европе, но и по всему миру. У нас же таких проблем не возникает. Добавлю, на FWB есть такой институт, как листинг-партнерство. Этим летом мы подписали первый договор о листинг-партнерстве с инвест­банком «Ренессанс Капитал»: их заинтересовала наша платформа, и сейчас они активно представляют нашу биржу своим клиентам. Также мы очень активно ведем переговоры по поводу заключения аналогичного договора с банком «КИТ-Финанс», «Уралсибом». Несмотря на то что сейчас ситуация в мире не совсем выгодна для заключения такого договора. Но, в принципе, у нас очень хорошие контакты и с Альфа-банком, и «Уралсибом», и «Тройкой Диалог», и «Финамом». И мы хотим иметь их в числе своих листинг-партнеров. Несмотря на кризис, мы рекомендуем всем эмитентам использовать нынешнюю ситуацию для подготовки выхода на IPO, начинать готовить отчетность по МФСФ и т.п., чтобы быть готовым к размещению, как только появится окно возможности и рынки воспрянут духом. Именно поэтому для нас так важен постоянный диалог с российскими компаниями через наше представительство в России, через листинг-партнеров.Райнер Ризз входит в совет директоров Deutsche Boerse, которая владеет и управляет FWB. Отвечает за работу с инвесторами и эмитентами в части продаж и развития бизнеса биржи.Мартин Штайнбах является исполнительным директором Deutsche Boerse. Возглавляет управление по работе с эмитентами и инвесторами.