Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
У двадцати нянек. Сможет ли финансовая "двадцатка" одолеть кризис, оказавшийся не по зубам финансовой "семерке" » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

У двадцати нянек. Сможет ли финансовая "двадцатка" одолеть кризис, оказавшийся не по зубам финансовой "семерке"

"Не скажу, что родилась новая Бреттон-Вудская система, но первый шаг к таковой уже сделан", - подвел итог антикризисного саммита "большой двадцатки" в Вашингтоне Дмитрий Медведев. О результатах встречи похвально отозвались и "хромая утка" Джордж Буш, и финансист по профессии и по призванию Гордон Браун, и склонный к высокому штилю Николя Саркози, окрестивший итоговую декларацию "историческим соглашением"
25 ноября 2008
У двадцати нянек. Сможет ли финансовая "двадцатка" одолеть кризис, оказавшийся не по зубам финансовой "семерке"


"Не скажу, что родилась новая Бреттон-Вудская система, но первый шаг к таковой уже сделан", - подвел итог антикризисного саммита "большой двадцатки" в Вашингтоне Дмитрий Медведев. О результатах встречи похвально отозвались и "хромая утка" Джордж Буш, и финансист по профессии и по призванию Гордон Браун, и склонный к высокому штилю Николя Саркози, окрестивший итоговую декларацию "историческим соглашением".

Словом, результатами беспрецедентной встречи лидеров 20 стран, на долю которых приходится не менее 80 процентов мирового ВВП, остались вполне довольны и первые лица государств, и главы международных финорганизаций. И это при том, что виды на посткризисный "урожай" у участников саммита подчас диаметрально расходятся. Вывод очевиден: мировой антикризисный план пока представляет собой лишь перечень общих пожеланий и благих намерений, облеченных в обтекаемые и осторожные формулировки. Ясно также, что более предметного разговора стоит ожидать лишь после вступления в должность главного игрока - избранного президента США Барака Обамы и оглашения финансово-экономической программы его команды. Но заявка - причем не только на реформирование глобальной финансовой системы, но и на создание своего рода мирового правительства, способного предотвращать подобные катаклизмы, - уже сделана.

Собрать внеочередной, антикризисный саммит в расширенном до "двадцатки" составе предложили Россия и Франция. Американцы, опасавшиеся дебютировать в роли ответственных за кризис, было заупрямились, но в конце концов согласились. Более того, стали хозяевами встречи, решив, видно, действовать по известному принципу: не можешь что-то запретить - возглавь!

Что в итоге? "Группа двадцати", организация, существовавшая по большей части на бумаге, обрела иное качество. До сих пор встречались лишь главы минфинов, ЦБ и их замы, не принимавшие самостоятельных решений. "Двадцатка" была своего рода полигоном для идей финансовой "семерки", создавая видимость учета мнения других стран. Теперь, похоже, лидеры будут встречаться регулярно - следующий саммит решено провести не позднее 30 апреля. А до 31 марта главам минфинов надлежит обеспечить исполнение первоочередных мер и согласовать планы дальнейших действий. В частности, разработать новые правила регулирования и отчетности на финансовых рынках, учета рисков на балансах финорганизаций, а также новые требования к рейтинговым агентствам.

Впрочем, пока не ясно, останется ли "двадцатка" инструментом, дополняющим механизм финансовой "семерки" и политической "восьмерки", или заменит их в принятии ключевых решений, оказавшись по сути мировым правительством. Дмитрий Медведев, например, считает, что в перспективе "двадцатка" должна стать главным завхозом и главбухом мирового общежития, тогда как "большая восьмерка" - лишь куратором вопросов глобальной безопасности.

Пока шансы "двадцатки" утвердиться в роли мирового экономического правительства выглядят туманно. Прежде всего, компания подобралась слишком уж пестрая: экономические (как и политические) интересы и принципы хозяйствования не совпадают. Во многом по этой причине "первый блин" совместной выпечки, итоговая декларация, сильно смахивает на коллективное письмо из Простоквашина: "то лапы ломит, то хвост отваливается".

С одной стороны, авторы оставили незыблемыми догмы свободного рынка (договорились отказаться от протекционизма и не создавать новых торговых и инвестиционных барьеров в течение года), с другой - решили усилить госконтроль и регулирование фининститутов. Пожалуй, одно из самых примечательных решений - о разработке нового порядка контроля над транснациональными корпорациями, прежде всего финансовыми. Для этой цели из банковских регуляторов разных стран будут делегированы специалисты в некие "коллегии", призванные надзирать за крупнейшими частными финансовыми организациями. Как это вписывается в идеалы свободного рынка, непонятно.

Ясно, что в обозримом будущем "двадцатка" наверняка будет расколота на три неравные по весовым категориям и интересам группы: а) политбюро в лице финансовой "семерки", б) страны БРИК и в) крепнущие "сырьевые" государства.

Кстати, у России тут уникальная позиция: она одной ногой в "семерке", при этом входит и во вторую, и в третью группы, а потому при благоприятном раскладе вполне может занять влиятельную посредническую нишу. Окончательная же диспозиция и реальный расклад сил в мировом правительстве будут зависеть от того, с какими показателями каждый из участников "пула" выйдет из кризиса.

Впрочем, многие эксперты из числа собеседников "Итогов" считают, что в нынешних условиях вообще не приходится рассчитывать на эффективное централизованное наведение нового мирового порядка: каждый будет тянуть одеяло на себя. Пессимистические соображения звучали и на самом саммите. Так, премьер-министр Японии Таро Асо уверен, что всерьез говорить о новых порядках можно будет лишь после того, как мир опустится в самую бездну кризиса и выйдет из нее с "нулевым" результатом, где от старых правил не останется и мокрого места. Так или иначе, но пока очертания нового Бреттон-Вудса действительно не просматриваются. Одни ратуют за спасение главной резервной валюты - доллара, другие - за отказ от него. То и дело раздаются призывы к национализации непонятно чего, то к большему регулированию рынка, то к всеобщей либерализации. Европейские лидеры хотят притормозить американский печатный станок, США терять контроль над финансовым миром, понятно, не желают. Вашингтон предлагает создать на основе МВФ мировой центробанк, который будет регулировать деятельность транснациональных финансовых корпораций, отслеживать движение капитала и предотвращать кризисы. Но самое главное - контролировать инвестиции национальных суверенных фондов.

Страны - владельцы таких фондов, включая Россию, против. БРИК предлагает сохранить МВФ в его нынешнем виде, пересмотрев доли участия в фонде в соответствии с реальным весом экономик "акционеров".

Некая ясность, возможно, появится после инаугурации Барака Обамы. И вовсе не исключено, что мировую финансовую систему уже в недалеком будущем действительно ждет серьезная перекройка по "многополярному лекалу". Не секрет, что Обама в отличие от Буша не стремится к американской гегемонии любой ценой.

Может ли Россия претендовать на "блокпакет" в новом мировом правительстве, как мечталось в докризисные времена, в эпоху рекордных цен на энергоносители? По мнению авторов последнего доклада Всемирного банка, взвешенная бюджетная политика и существенные финансовые резервы пока защищают Россию от глубокого влияния внешних шоков.

Между тем многие данные доклада указывают на то, что Россия вряд ли будет в числе стран, не только не пострадавших, но и выигравших по итогам кризиса. Так, для нашей страны совокупные издержки, связанные с глобальным финансовым катаклизмом, оцениваются в 5,6 триллиона рублей (более 200 миллиардов долларов, седьмая часть ВВП). Это очень много. Чистый отток капитала из России, по прогнозам ВБ, составит в 2008 году 50 миллиардов долларов, а в 2009-м - 100 миллиардов, при этом рост ВВП сократится до трех процентов. У России уже сегодня почти не осталось свободных денег. Международные резервы сократились до 453,5 миллиарда долларов. И хорошо, если этой суммы хватит до завершения кризиса на финансирование возможного дефицита бюджета и поддержку рубля. На внешнюю "экспансию" - скажем, резкое увеличение российской доли в капитале МВФ - денег нет. Москва недавно предложила пополнить закрома фонда, кредитующего сейчас страны, стоящие на краю банкротства, на миллиард долларов. Для сравнения: Япония готова выделить сто миллиардов.

Эксперты уверены в том, что если не случится чуда, то России придется умерить внешние амбиции. Они могут быть реализованы лишь отчасти, причем во многом благодаря кризису. Так, российские власти способны сделать рубль расчетной и резервной валютой, но лишь в рамках СНГ. Раньше ни одну из стран Содружества склонить к этому не удавалось, но тут российская валюта ослабла и фиксировать цены в рублях покупателям стало выгодно. Белоруссия и Россия уже договорились использовать рубли при расчетах за энергоносители, велика вероятность сходной договоренности с Молдавией, Украиной и Казахстаном. Словом, нет худа без добра. Кстати, и ВБ оценивает ситуацию примерно в том же ключе - мол, кризис, несмотря на все сопутствующие издержки, предоставляет России и возможности для решения задач по повышению конкурентоспособности, диверсификации экономики и модернизации финансового сектора. И если страна использует эти возможности, то в будущем мировом правительстве наш голос зазвучит громче