26 декабря 2008 Архив
Для решения американских экономических проблем Барак Обама обещает внедрить новые программы строительства общественных объектов
Как только было объявлено о самых массовых сокращениях рабочих мест в этом поколении, Барак Обама призвал принять огромный пакет финансовых стимулов. По его словам, этот план призван не только поддержать слабеющую экономику, но и создать в Америке более производительную и эффективную инфраструктуру, что будет способствовать будущему росту. Его замечания привлекли гораздо больше внимания, чем слова нынешнего президента, который ограничился неопределенными высказываниями и заявлением о том, что замороженная финансовая система начинает оттаивать, что сложно доказать. Практически никто не сомневается, что сопротивление политиков и инвесторов против внедрения такого огромного пакета стимулов становится менее решительным. Показатели, опубликованные 5 декабря, показали, что в ноябре число рабочих мест в Америке сократилось на 533000, что стало самым высоким месячным показателем в абсолютном выражении за 34 года. Хотя если учесть, что это 0.4% рабочей силы, то все не настолько плохо - можно сказать, что это худшие данные с 1980 г. Уровень безработицы вырос с 6.5% до 6.7%, и он был бы еще выше, если бы многие безработные не отказались от поиска работы. Больше всего от сокращений пострадали строительный, розничный и обрабатывающий секторы. Консалтинговая компания Macroeconomic Advisers предполагает, что в этом квартале ежегодный прирост экономики уменьшится до 5.5% , а в следующем до 4.25%. По прогнозам компании, реализация финансовых стимулов на сумму в 500 миллиардов долларов в течение двух лет - слишком долгий срок, чтобы изменить это положение, однако эти меры могут положить конец рецессии к середине 2009г. и удержать уровень безработицы на отметке 8.5%. Без этих стимулов рецессия перейдет в третий квартал, а безработица пробьет отметку в 9.5%.
На этот раз политики и экономисты соглашаются с тем, что дефицит - не повод для беспокойства. Кредитный кризис и коллапс на фондовом рынке означают, что домохозяйства пытаются меньше потреблять и больше накапливать. Однако какой-то другой сектор должен увеличить потребление и сократить накопления. Корпорации делать этого не собираются: Они сокращают инвестиции и запасают наличность в надежде предотвратить кризис ликвидности или даже банкротство. И не стоит надеяться на спрос из других стран: многие страны уже вступили в рецессию. Даже в Китае, который по-прежнему развивается высокими темпами, спрос на иностранные товары быстро уменьшается: согласно недавно опубликованным данным, на 18% в годовом исчислении. Остается федеральное правительство. Г-н Обама еще не представил точные детали финансового плана, который он попытается провести через Конгресс сразу после того, как примет бразды правления 20 января. Хотя уже сейчас говорят о сумме в 300 миллиардов долларов в год (или 2% ВВП), куда входят кредиты для найма рабочих, долгосрочное снижение налогов (или кредиты) для рабочих и программа строительства общественных сооружения, которая, как он обещал, станет крупнейшей со времен создания Дуайтом Эйзенхауэром федеральной системы скоростных автострад в 1950х. (Проект стоимостью в 400 миллиардов нынешних долларов обошелся в четыре раза дороже и занял в три раза больше времени, чем планировалось).
Государственные и местные правительства рассчитывают на увеличение государственных инвестиций (см. график). Их расходы на строительство автострад и школ для детей, родившихся в период резкого увеличения рождаемости, привели к увеличению таких инвестиций более чем на 3% от ВВП в период с 1950 по 1960е. Однако федеральное правительство оплачивает большую их часть и поэтому существенно влияет на расходование этих средств. Проблема в том, что сложно одновременно тратить и быстро, и разумно. Транспортная инфраструктура Америки требует проведения реконструкции, и существует много подходящих проектов, которые могут повысить эффективность энергопотребления или использования альтернативных источников топлива. Однако их может быть недостаточно, чтобы быстро освоить крупные суммы денег. Часто такие проекты так и остаются на чертежной доске, и не из-за недостатка средств, а из-за действий политиков и планирования. Например, внедрение энергосистемы с целью использования большего объема альтернативной энергии может потребовать строительства новых линий передач, а на получение соответствующего одобрения могут уйти годы. По подсчетам Бюджетного управления Конгресса, потребуется два года для того, чтобы потратить только 60% от 37 миллиардов долларов инфраструктурных средств, включенных в законопроект о финансовых стимулах, который был принят Палатой представителей (но не еще не согласован Сенатом).
По словам государственных и местных правительств, у них есть тысячи проектов, реализация которых может начаться, как только станут доступны правительственные средства. Пользуясь моментом, во время проведения Конференции мэров был опубликован отчет (803 страницы), включающий 11000 проектов, которые, по их словам, позволят в последующие два года создать более 800000 рабочих мест. Однако экономическая ценность многих из них вызывает сомнения. В их списке 1.5 миллионов долларов для того, чтобы уговорить проституток уйти с улиц Дэйтона, Огайо, и 200000 долларов для строительства парка для собак в г. Геркулес, Калифорния. По словам Дугласа Хольц-Икина, бывшего экономического советника Джона МакКейна, не получившие финансирования проекты "готовы к использованию, так как они были составлены, проанализированы и отклонены" правительством. Г-н Обама пообещал не тратить средства в "старом вашингтонском стиле", однако его трудно изменить. Обама также рассматривал возможность своевременного сокращения налогов на сумму в 500 долларов для одного рабочего или 1000 долларов для одного домохозяйства (или выплаты для тех, кто не платит достаточный подоходный налог), что он обещал во время кампании. Но снижение налогов не позволит получить минимум при дефиците денег: было потрачено только около 30% от 110 миллиардов долларов налоговых вычетов, произведенных прошлым летом. Сегодня воздействие может оказаться более существенным, так как больше домохозяйств нуждаются в наличности, а также потому, что постоянное повышение доходов скорее увеличит расходы, чем одноразовый вычет.
Даже в этом случае такие вычеты приведут к резкому увеличению дефицита по отношению к их влиянию на темпы роста. Отсюда вытекает еще одна проблема. В этом финансовом году дефицит бюджета может достичь 1 триллиона долларов или 7% от ВВП. Это может оказаться полезным в краткосрочной перспективе, однако вскоре такая ситуация может привести угрожающей дестабилизации. Рудольф Пеннер, бывший директор Бюджетного управления Конгресса, предсказывает, что федеральный долг (за исключением долга другим членам государственного правительства) вырастет с 38% от ВВП в этом году до 55% в конце 2010 года, что станет самым высоким показателем с начала 1950х, когда страна все еще не расплатилась с долгами, взятыми во время войны. Из истории Японии мы знаем о существовании рисков стимулов, основанных на инфраструктуре. Во время бума проектов общественных сооружений, разработанных для ускорения роста, доля строительного сектора сильно увеличилась до 20% от ВВП, по сравнению с 10% в Америке, в результате чего государственный долг оказался самым большим по отношению к ВВП в ОЭСР. Американская строительная промышленность не настолько политически сильна, неэффективна и испорчена, как это исторически сложилось в Японии. Кроме того, Япония ускорила свое падение, увеличив налог с продаж с целью уменьшения долга. Все же г-ну Обаме следует иметь это в виду, если он хочет успешно реализовать свой план спасения.
По материлам The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Как только было объявлено о самых массовых сокращениях рабочих мест в этом поколении, Барак Обама призвал принять огромный пакет финансовых стимулов. По его словам, этот план призван не только поддержать слабеющую экономику, но и создать в Америке более производительную и эффективную инфраструктуру, что будет способствовать будущему росту. Его замечания привлекли гораздо больше внимания, чем слова нынешнего президента, который ограничился неопределенными высказываниями и заявлением о том, что замороженная финансовая система начинает оттаивать, что сложно доказать. Практически никто не сомневается, что сопротивление политиков и инвесторов против внедрения такого огромного пакета стимулов становится менее решительным. Показатели, опубликованные 5 декабря, показали, что в ноябре число рабочих мест в Америке сократилось на 533000, что стало самым высоким месячным показателем в абсолютном выражении за 34 года. Хотя если учесть, что это 0.4% рабочей силы, то все не настолько плохо - можно сказать, что это худшие данные с 1980 г. Уровень безработицы вырос с 6.5% до 6.7%, и он был бы еще выше, если бы многие безработные не отказались от поиска работы. Больше всего от сокращений пострадали строительный, розничный и обрабатывающий секторы. Консалтинговая компания Macroeconomic Advisers предполагает, что в этом квартале ежегодный прирост экономики уменьшится до 5.5% , а в следующем до 4.25%. По прогнозам компании, реализация финансовых стимулов на сумму в 500 миллиардов долларов в течение двух лет - слишком долгий срок, чтобы изменить это положение, однако эти меры могут положить конец рецессии к середине 2009г. и удержать уровень безработицы на отметке 8.5%. Без этих стимулов рецессия перейдет в третий квартал, а безработица пробьет отметку в 9.5%.
На этот раз политики и экономисты соглашаются с тем, что дефицит - не повод для беспокойства. Кредитный кризис и коллапс на фондовом рынке означают, что домохозяйства пытаются меньше потреблять и больше накапливать. Однако какой-то другой сектор должен увеличить потребление и сократить накопления. Корпорации делать этого не собираются: Они сокращают инвестиции и запасают наличность в надежде предотвратить кризис ликвидности или даже банкротство. И не стоит надеяться на спрос из других стран: многие страны уже вступили в рецессию. Даже в Китае, который по-прежнему развивается высокими темпами, спрос на иностранные товары быстро уменьшается: согласно недавно опубликованным данным, на 18% в годовом исчислении. Остается федеральное правительство. Г-н Обама еще не представил точные детали финансового плана, который он попытается провести через Конгресс сразу после того, как примет бразды правления 20 января. Хотя уже сейчас говорят о сумме в 300 миллиардов долларов в год (или 2% ВВП), куда входят кредиты для найма рабочих, долгосрочное снижение налогов (или кредиты) для рабочих и программа строительства общественных сооружения, которая, как он обещал, станет крупнейшей со времен создания Дуайтом Эйзенхауэром федеральной системы скоростных автострад в 1950х. (Проект стоимостью в 400 миллиардов нынешних долларов обошелся в четыре раза дороже и занял в три раза больше времени, чем планировалось).
Государственные и местные правительства рассчитывают на увеличение государственных инвестиций (см. график). Их расходы на строительство автострад и школ для детей, родившихся в период резкого увеличения рождаемости, привели к увеличению таких инвестиций более чем на 3% от ВВП в период с 1950 по 1960е. Однако федеральное правительство оплачивает большую их часть и поэтому существенно влияет на расходование этих средств. Проблема в том, что сложно одновременно тратить и быстро, и разумно. Транспортная инфраструктура Америки требует проведения реконструкции, и существует много подходящих проектов, которые могут повысить эффективность энергопотребления или использования альтернативных источников топлива. Однако их может быть недостаточно, чтобы быстро освоить крупные суммы денег. Часто такие проекты так и остаются на чертежной доске, и не из-за недостатка средств, а из-за действий политиков и планирования. Например, внедрение энергосистемы с целью использования большего объема альтернативной энергии может потребовать строительства новых линий передач, а на получение соответствующего одобрения могут уйти годы. По подсчетам Бюджетного управления Конгресса, потребуется два года для того, чтобы потратить только 60% от 37 миллиардов долларов инфраструктурных средств, включенных в законопроект о финансовых стимулах, который был принят Палатой представителей (но не еще не согласован Сенатом).
По словам государственных и местных правительств, у них есть тысячи проектов, реализация которых может начаться, как только станут доступны правительственные средства. Пользуясь моментом, во время проведения Конференции мэров был опубликован отчет (803 страницы), включающий 11000 проектов, которые, по их словам, позволят в последующие два года создать более 800000 рабочих мест. Однако экономическая ценность многих из них вызывает сомнения. В их списке 1.5 миллионов долларов для того, чтобы уговорить проституток уйти с улиц Дэйтона, Огайо, и 200000 долларов для строительства парка для собак в г. Геркулес, Калифорния. По словам Дугласа Хольц-Икина, бывшего экономического советника Джона МакКейна, не получившие финансирования проекты "готовы к использованию, так как они были составлены, проанализированы и отклонены" правительством. Г-н Обама пообещал не тратить средства в "старом вашингтонском стиле", однако его трудно изменить. Обама также рассматривал возможность своевременного сокращения налогов на сумму в 500 долларов для одного рабочего или 1000 долларов для одного домохозяйства (или выплаты для тех, кто не платит достаточный подоходный налог), что он обещал во время кампании. Но снижение налогов не позволит получить минимум при дефиците денег: было потрачено только около 30% от 110 миллиардов долларов налоговых вычетов, произведенных прошлым летом. Сегодня воздействие может оказаться более существенным, так как больше домохозяйств нуждаются в наличности, а также потому, что постоянное повышение доходов скорее увеличит расходы, чем одноразовый вычет.
Даже в этом случае такие вычеты приведут к резкому увеличению дефицита по отношению к их влиянию на темпы роста. Отсюда вытекает еще одна проблема. В этом финансовом году дефицит бюджета может достичь 1 триллиона долларов или 7% от ВВП. Это может оказаться полезным в краткосрочной перспективе, однако вскоре такая ситуация может привести угрожающей дестабилизации. Рудольф Пеннер, бывший директор Бюджетного управления Конгресса, предсказывает, что федеральный долг (за исключением долга другим членам государственного правительства) вырастет с 38% от ВВП в этом году до 55% в конце 2010 года, что станет самым высоким показателем с начала 1950х, когда страна все еще не расплатилась с долгами, взятыми во время войны. Из истории Японии мы знаем о существовании рисков стимулов, основанных на инфраструктуре. Во время бума проектов общественных сооружений, разработанных для ускорения роста, доля строительного сектора сильно увеличилась до 20% от ВВП, по сравнению с 10% в Америке, в результате чего государственный долг оказался самым большим по отношению к ВВП в ОЭСР. Американская строительная промышленность не настолько политически сильна, неэффективна и испорчена, как это исторически сложилось в Японии. Кроме того, Япония ускорила свое падение, увеличив налог с продаж с целью уменьшения долга. Все же г-ну Обаме следует иметь это в виду, если он хочет успешно реализовать свой план спасения.
По материлам The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу