Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Об индексном инвестировании, активном управлении и ETF » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Об индексном инвестировании, активном управлении и ETF

24 октября 2018 | ETF
- Действительно ли рост индексного инвестирования создает проблемы для рынков или даже для самого капитализма, как предположили некоторые авторы?

- [Эрик Балкхунас]: Заголовки статей, как правило, бывают слишком преувеличенными, СМИ делают так достаточно часто. В статьях обычно можно найти взвешенные мнения, однако размер индексного инвестирования может быть сильно завышен. Это классическая ошибка: автор статьи берет процент, который составляют индексные фонды и ETF от суммы активов всех фондов, а затем применяет процент для всего фондового рынка в целом. Таким образом, он или она может написать, например, что 45% фондового рынка США принадлежит пассивным фондам. Однако это не соответствует действительности.

Только половина из $ 27 трлн. фондового рынка США принадлежит фондам. Другая половина принадлежит частным лицам, институциональным инвесторам и должностным лицам компаний. Из половины, принадлежащей фондам, пассивные фонды составляет примерно 35% от этой половины и, следовательно, от 16% до 17% от всего рынка акций. При этом ETF владеют менее половиной этого или 7,4% фондового рынка. Эта доля владения акциями не представляет угрозы для рынков капитала.

- Откуда же берется вся критика?

- Большинство из подобных переживаний и некоторые прямые атаки идут от активных управляющих, которые пишут информационные бюллетени или жалуются на пассивные инвестиции. Пресса находит эти аргументы и иногда выставляет их истиной в последней инстанции.

Однако давайте помнить: активные управляющие заинтересованы в критике своих индексных конкурентов, которые отбирают у них активы под управлением. Я просто говору правду. Однако даже если бы я или кто-то другой не указал на эти вещи, это не имело бы значения. Деньги перетекают туда, где ими лучше управляют.

Если вы посмотрите на волатильность в первом квартале этого года, вы увидите, что объем торгов в ETF составил миллиарды долларов. Это похоже на подпись на эмблеме Макдональдс: «Обслужили миллиарды». У многих был положительный опыт покупки и продажи ETF в рамках каких-то торговых стратегий или покупки и владении ими.

Поскольку ETF имеют прочную, лояльную клиентскую базу, они достаточно устойчивы к какой-либо критике или публикациям в СМИ. Потоки денежных средств в ETF велики, как никогда прежде, потому что их любят сами клиенты. Крупная публикация может поставить определенные вопросы в отношении ETF, но я не вижу, чтобы подобное каким-то образом влияло на то, как инвестируют люди. Финансовые консультанты рассказывают мне, что клиенты спрашивают их обо всем этом. Однако в этом случае консультанты дают свои разъяснения, и клиенты продолжают спокойно инвестировать дальше.

- Но может ли индексное инвестирование стать настолько значительным, что оно будет влиять на цены акций и на эффективность рынка?

- Даже если бы только 25% фондового рынка приходилось на активную торговлю и определяло бы этим цены на акции, я думаю, все было бы в порядке. Так что должно пройти еще очень много времени, чтобы доля активной торговли стала настолько небольшой.

Если бы из-за того, что так много активов находится в индексных продуктах, цены на акции изменялись последовательно, друг за другом, мы бы наблюдали уменьшение дисперсии цен. Но мы этого просто не видим - ни на макроуровне, ни на уровне отдельных акций.

Цены на акции компании General Electric снижаются с начала прошлого года. За это время сумма активов ETF на основе индекса S&P 500, которые держат большую долю акций General Electric, серьезно выросла. Однако цена акций General Electric до сих пор продолжает снижаться. Есть много примеров - если на рынке собираются распродавать какие-то акции, их продают. Другим примером является цена акций компании ExxonMobil, которая резко снизилась в первую неделю февраля.

Поэтому я не вижу, чтобы ETF или индексное инвестирование в целом влияло на фундаментальный механизм ценообразования на рынке акций.

- Вы разработали специальную систему - «Светофор ETF» - с красными, желтыми и зелеными индикаторами, чтобы помочь инвесторам идентифицировать ETF, которые могут нести непредвиденные риски. Почему вы создали эту систему?

- Мир ETF может быть достаточно диким. ETF собрали в себе почти все инвестиции, которые существовали ранее, а некоторые из них вообще никогда не существовали до появления ETF. Существуют ETF на основе отдельных секторов экономики, классов активов, валют, альтернативных активов, производных инструментов. Допустим, пока что нет ETF, вкладывающих средства в сельскохозяйственные земли или в электронные валюты. Однако, за исключением всего нескольких сфер, для инвестиций во все остальное, весьма вероятно, будет существовать какой-то ETF.

Некоторые ETF являются более сложными, чем другие. Поэтому должен быть способ узнать, что это за фонды. ETF нуждались в рейтинговой системе, вроде той, что есть у фильмов. Консультанты могут иметь определенный список одобренных или неодобренных фондов. В СМИ в отношении ETF вы можете встретить такие термины как безопасные или опасные.

Я считаю, что все ETF от управляющей компании Vanguard даже для относительного новичка в инвестициях более безопасны для торговли и владения ими. Это, конечно, не означает, что ETF от Vanguard никогда не снизятся в стоимости. Однако в целом они должны соответствовать индексу, который они отслеживают, и не должны содержать тех активов, которые могли бы удивить обычного инвестора.

В свою очередь, я считаю, что ETF с плечом, наоборот, опасны. Такой продукт включает в себя дополнительные расходы для инвестора, и он будет более волатильным. К примеру, ETF на основе фьючерсов на нефть с тройным плечом. Если бы это было фильмом, он должен был бы получить рейтинг «только для взрослых».

Желтые и красные индикаторы в моей системе просто указывают, что активы, в которые инвестирует данный фонд, могут иметь неприятные сюрпризы для инвестора. Мы смотрим на размер плеча в фонде. Перекладывается ли фонд из одного производного инструмента, по которому истекает срок действия, в другой? Есть ли у него какие-либо скрытые сборы? У вас может быть ETF, который в качестве хеджирования инфляции продает в короткую казначейские облигации США. Вам придется заплатить за это. Существуют другие ETF, которые, с точки зрения налогообложения, классифицируются не как ценные бумаги, и имеют более высокую ставку налога на прирост капитала. ETF могут нести в себе как небольшие, так и достаточно большие сюрпризы.

- Причастны ли ETF к раздуванию пузыря на фондовом рынке?

- Обвинение ETF в росте фондового рынка - это похоже на обвинение файлов MP3 в появлении музыкальной группы, которая вам не нравится. ETF похожи на файлы MP3. Если бы люди хотели слушать эту группу, они могли бы раздобыть себе CD-диск, но файлы MP3 были более удобным средством для прослушивания. ETF являются превосходным инструментом: как правило, они имеют более низкие затраты и меньший налог на прирост капитала внутри фонда. Многие инвесторы хотят очень высокой ликвидности.

Есть мнение, что в рамках перетока денежных средств в инвестиционные продукты на основе индексов, покупаются одни и те же акции. Но «пассивные» фонды не являются одинаковыми. ETF включают в себя стратегии «умной беты» или инвестиции в облигации. Поэтому далеко не все ETF созданы только на индексах, в которых доли ценных бумаг определяются на основе рыночной капитализации. Вы можете инвестировать в дешевые акции через ETF, которые могут иметь не очень большие доли в крупных индексах. Если вы нервничаете по поводу акций, можно инвестировать в ETF облигаций. ETF просто предоставляют возможность инвестиций в то, что вы посчитаете нужным.

Некоторые люди утверждают, что приток денежных средств в пассивные фонды повышает цены акций крупных компаний. Однако активно управляемые фонды с большими суммами активов под управлением имеют тенденцию удерживать те же самые акции: Facebook, Amazon.com, Netflix, Google. Если эти знаменитые «FANG» акции упадут на 40% за один день, нужно ли обвинять в этом ETF? Никто не обвинял активно управляемые взаимные фонды во время технологического пузыря 1990-х годов, хотя большинство людей понесли серьезные убытки, инвестируя как раз в такие фонды. Однако сейчас именно ETF обвиняют в том, что происходит на фондовом рынке.

- Что будет с активными управляющими, если переток денежных средств в пассивные продукты будет продолжаться?

- Как я думаю, многие консультанты, как правило, не стали бы обращаться к услугам активного управляющего, если бы его результат сильно и часто отличался от результата индекса S&P 500. Таким образом, многие активные управляющие привыкли «держаться близко» к индексу. Однако теперь инвестиции в индекс можно осуществлять почти что бесплатно, и это меняет правила игры.

Для меня портфель будущего (если уже не нестоящего) – это портфель, имеющий в своей основе низкозатратные индексные фонды, взвешенные по рыночной капитализации, с коэффициентом расходов 0,1%. Затем вы можете добавить к этому немного острого соуса: фонды на основе факторного инвестирования, какие-то инвестиционные идеи типа инвестиций социально-экологической направленности и активное управление.

Активные управляющие не хотят оказаться на задворках, позади индексного инвестирования. Они хотят делать большие ставки, поэтому они и пошли в этот бизнес. Поэтому пусть они в полной мере занимаются активным управлением и взимают за это немного более высокую комиссию. Потому что, если они это сделают, возможно, они будут превышать по доходности свой бенчмарк, на который они ориентируются, на 0,1%, и это будет стоить своего вознаграждения. Это похоже на эволюцию активного управления. Если с активным управлением произойдет именно это, некоторым советникам нужно будет по-другому думать о роли и форме активного управления.

- Индексные фонды и ETF подвергаются критике за то, что они не принимает активного участия в управлении компаниями, которыми они владеют. Что Вы об этом думаете?

- Да, некоторые из управляющих компаний в настоящее время являются крупнейшими акционерами во многих корпорациях. Однако я нахожу подобные заявления странными. Пресса, похоже, думает, что индексные фонды и ETF имеют какое-то моральное обязательство заставить эти корпорации работать «лучше», используя для этого какие-то способы, которых никогда не было у активных управляющих. Отношение примерно такое: «Они – активные управляющие, они просто инвестируют с целью получения краткосрочной прибыли. Мы никогда не будем беспокоить их, но вот у ETF есть определенные обязательства».

Если индексный фонд владеет корпорацией, вы можете спорить, что это лучший владелец, потому что он не может просто так продать все акции. Данный факт может вызвать определенные проблемы. Это не связано с заинтересованностью в краткосрочной прибыли. Просто это просто другой тип владельца.

- Что в ETF вызывает у Вас наибольшее беспокойство?

- Меня беспокоит потенциальный эффект, который я называю «эффектом вампира». ETF торгуются на бирже как сумасшедшие: фонды ETF составляют почти треть от всей торговли акциями, если считать паи ETF, торгующиеся на вторичном рынке, которые не нуждаются в создании или погашении. Если ETF когда-либо дойдет до половины всего объема торговли акциями, это может привести к тому, что они начнут торговаться по цене, превышающей их справедливую стоимость.

Я вижу всю привлекательность: ETF настолько легко торговать, что многие активные инвесторы, включая институциональных инвесторов, могут принять решение прекратить покупать отдельные акции и вместо этого начать покупать ETF на отдельные секторы экономики, уже считая именно их самым маленьким кусочком рынка, которым они хотят владеть.

Вы не хотите, чтобы ETF отобрали слишком много объема торгов у тех, кто совершает сделки с отдельными акциями и облигациями. Вы хотите, чтобы ценные бумаги были ликвидными. Эта ликвидность означает, что маркет-мейкерам будет комфортно удерживать спреды между ценой спроса и предложения на паи ETF через арбитражный механизм. В конечном итоге это означает низкую разницу между стоимостью ETF на бирже и его справедливой стоимостью, и, следовательно, низкие затраты для конечного инвестора.

Если «эффект вампира» приведет к тому, что ETF «выпьет» слишком много ликвидности из акций, в которые они сами вкладывают средства, инвесторы могут столкнуться с увеличением дополнительных затрат. Маркет-мейкеры посмотрят на базовую корзину ценных бумаг того или иного ETF и будут говорить, что спред между ценой покупки и продажи должен быть, например, восемь центов вместо четырех центов. Цена ETF на бирже будет вынуждена немного больше отклониться от стоимости его чистых активов (NAV), прежде чем маркет-мейкер вступит в работу, что сократить этот разрыв. В результате цена, по которой вы сможете приобрести ETF на бирже, будет выше.

Я не полагаю, чтобы ETF «взорвут» рынки. Я говорю, что спреды в некоторых секторах, таких как REIT (фонды недвижимости), могут стать более широкими, если ETF будут держать значительное количество базовых акций в этом секторе. Мы также знаем, что рынок по своей природе имеет тенденцию со временем корректировать сам себя, если цены отличаются от их фундаментальной стоимости.

- Есть ли у Вас еще какие-либо проблемные темы в отношении ETF?

- Есть еще одна проблема, но с ее решением могут помочь финансовые консультанты. Потенциальная проблема с ETF заключается в том, что ими очень легко торговать. В итоге из-за частой торговли вы можете сами себя оставить без денег. Исследование, проведенное в Германии, показало, что инвесторы в ETF получали меньшую доходность, потому что они осуществляли сделки слишком часто. Одним из показателей, олицетворяющих это, может служить ежедневный объем торгов. Может показаться, что он иллюстрирует, будто все осуществляют очень много сделок с ETF. Однако это неправда. Реальность заключается в том, что однозначно утверждать подобное очень трудно, т.к. мы не знаем, какие типы инвесторов осуществляют эти сделки.

Консультанты должны объяснять людям, что им необходимо быть готовыми к кризисам на рынке, поэтому у них не должно возникать соблазна сделать что-либо, когда рынок снижается. Я также слышал о советниках, которые позволяют клиентам активно торговать небольшой, заранее установленной частью своего портфеля, просто чтобы дать им какое-то чувство контроля. Однако эта доля должна быть совсем небольшой, чтобы она никак не повлияла на их личные финансы.

Как показало одно из исследований Vanguard, наибольшая измеримая ценность, которую дает консультант для своих клиентов, - это поведенческий коучинг [примечание - консультации о том, как себя вести, что нужно и что не нужно делать в той или иной ситуации].

- Как финансовые консультанты используют ETF?

- Все деньги направляются в дешевые индексные фонды. В прошлом году индексные фонды и фонды ETF выросли на $ 750 млрд., и почти семь из каждых десяти долларов были направлены в фонды с комиссией менее 0,1%.

За последние два года в США средний коэффициент расходов, взвешенный по сумме активов фондов, для индексных фондов и ETF снизился с 0,31% до 0,23%. Сейчас вы можете построить портфель, комиссия по которому будет 0,06%. Это почти бесплатно.

Консультанты теперь приравнивают более дешевые ETF к фидуциарному стандарту. Однако важной частью этого разговора будет то, что консультанты хотя показать свою ценность перед клиентами. Они хотят показать клиентам, что они провели определенную работу по анализу инвестиционных продуктов. Таким образом, они могут предложить некоторые фонды широкого рынка, а затем «приправить» это все в качестве своей версии горячего соуса фондом на основе факторного анализа или активно управляемым фондом. Я думаю, что большинство консультантов формируют свои портфели, а затем иногда их ребалансируют. Однако при этом они должны делать и другие вещи, которые будут служить интересам их клиентов.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу