Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как британский лорд Русал от санкций спасал » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как британский лорд Русал от санкций спасал

29 января 2019 Bloomberg | Русал
Экс-министр энергетики и борьбы с изменением климата Великобритании лорд Грег Баркер неожиданно сыграл роль спасителя для бизнеса Дерипаски

В понедельник в лондонских офисах российской компании, которую до недавнего времени контролировал Дерипаска, раздавались хлопки от вылетающих пробок шампанского — санкции сняты!

В офисе En+ Group, буквально в нескольких сотнях метров от Букингемского дворца, победу праздновал Грег Баркер, британский лорд и в прошлом — специалист по маркетингу, который провел огромную работу, лоббируя снятие санкций. Он потратил несколько месяцев на сложные и изнурительные переговоры. Лорду пришлось уговаривать Дерипаску, видавшего виды ветерана кровавых алюминиевых войн 1990-х годов, отказаться от контрольного пакета акций, и одновременно «торговаться» с технократами американского Минфина.

«Это экстраординарное событие для торгуемой в Лондоне компании, имеющей отношение к России. Я не буду притворяться и говорить, что Дерипаска покинул компанию, но мы добились его отказа от контроля пакетов акций», — сообщил Баркер в интервью Bloomberg Television.

Лорд спешит на помощь
Баркер стал неожиданным спасителем En+, одного из крупнейших российских конгломератов и материнской компании Русала, главного производителя алюминия за пределами Китая.

Бывший ассоциированный партнер компании по связям с общественностью Brunswick Group приехал в Россию в конце 1990-х годов работать на другого олигарха — Романа Абрамовича, который позже купил футбольный клуб «Челси». Баркер возглавлял отдел отношений с международными инвесторами в Сибнефти, нефтяной компании Абрамовича, который примерно в тот же период объединил свои алюминиевые активы с активами Дерипаски, в результате чего появился Русал.

Алексей Фирсов, который в то время работал директором по коммуникациям в Сибнефти, помнит Баркера как «мягкого, спокойного, интеллигентного и тактичного человека».

«Он не был снобом в отношении российского бизнеса и отлично понимает логику российских бизнесменов, их образ мышления», — добавил Фирсов.

Двадцать лет спустя благодаря рекомендации со стороны группы Абрамовича удалось убедить Дерипаску назначить Баркера главой совета директоров En+. Он вступил в должность в октябре 2017 года, буквально за несколько недель до запуска торговли акциями в Лондоне.

В его новой работе Баркеру помог его опыт в сфере экологии. Близкий союзник бывшего британского премьера Дэвида Кэмерона и член консервативной партии, он также является экс-министром энергетики и борьбы с изменением климата Великобритании. Компании Дерипаски, которые в основном используют энергию ГЭС, позиционировали себя как экологически чистое лицо алюминиевой отрасли.

В какой-то момент казалось, что работа Баркера у руля En+ может закончиться весьма символично. Дерипаска контролировал более двух третьих акций, в Баркер был одним из двух независимых директоров в совете из девяти человек.

Сила — в санкциях
Но в апреле Америка ввела санкции против Дерипаски, сославшись на его тесные связи с российским правительством и организованной преступной группой. Сам олигарх отвергал все обвинения в свой адрес, назвав их «абсолютно беспочвенными, нелепыми и просто абсурдными».

Большинство нероссийских бизнесменов, каким-либо образом связанных с компаниями Дерипаски, начали активно отстраняться от них сразу после введения санкций. А Баркер остался. До введения санкций он виделся с Дерипаской лично всего пару раз.

В понедельник он сообщил, что люди убедили его в том, что он не может просто так отвернуться от акционеров, которые несколькими месяцами ранее инвестировали в IPO компании.

«Нужно полностью убедиться, что сделал все возможное для спасения миноритарных акционеров», — отметил британский лорд.

Он нанял целую команду финансовых и юридических консультантов и лоббистов, в том числе из Rothschild & Co. и Mercury LLC. Они разработали план, получивший название «План Баркера». Идея состояла в том, чтобы убедить казначейство отменить санкции против компаний Дерипаски, если российский олигарх откажется от контрольного пакета.

Но убедить предстояло не только американский Минфин, но и самого Дерипаску.

«В начале реализации этого плана я думал, что невозможно убедить человека, который стоял у истоков своей группы и контролирует более 70% ее активов, стать миноритарным акционером», — вспоминает Баркер.

Сначала российский олигарх не хотел соглашаться на предложение в надежде перенаправить продажи алюминия, производимого Русалом, в Китай или получить поддержку со стороны своего правительства. И только когда стало ясно, что эти идеи не сработают, он был вынужден пожертвовать собой и уступил Баркеру.

Сделка с Минфином США
В Вашингтоне Баркер вместе с лоббистской компанией Mercury и бывшим сенатором Дэвидом Виттером помог скоординировать политическую инициативу по выступлению иностранных правительств против санкций. Ограничения спровоцировали панику в Германии, Франции и Греции, где производители зависят от алюминия Русала, а также в Ирландии и на Ямайке, где Русал владеет заводами.

По сведениям Минюста США, Mercury собрала письма от представителей Франции, Австралии и Ирландии. В своих документах компания предупреждала об опасных последствиях санкций, включая национализацию En+ российским правительством или продажу компании в интересах Китая.

В сентябре Баркер и его команда переговорщиков едва не достигли договоренности с США. Но переговоры затянулись — американские политики сначала решили дождаться промежуточных ноябрьских выборов.

Метания Баркера между Лондоном, Вашингтоном и Москвой от лица En+ не прошли незамеченными со стороны его коллег в Британии, где в отношении лорда ведется расследование по обвинению в предполагаемом нарушении кодекса поведения. Сведения об этом находятся на сайте парламента.

Сам Баркер утверждает, что обвинения основаны на некорректной статье закона и не придает серьезного значения расследованию, сообщают осведомленные источники.

Возможно, британский лорд и устал после сложных переговоров на тему отмены санкций, но за все свои труды он будет вознагражден и получит щедрую премию от лица российской компании.