Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Субсидии на производство ГСМ могут повлечь для России крупные штрафы по линии ВТО » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Субсидии на производство ГСМ могут повлечь для России крупные штрафы по линии ВТО

1 апреля 2019 Агентство нефтегазовой информации
Правительство так и не приняло решение увеличить компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок по итогам совещания 26 марта. На совещании отсутствовал представитель Минфина, где по-прежнему выступают против корректировки демпферной составляющей обратного акциза, которая может принести нефтекомпаниям дополнительно 120–190 млрд руб. в год. По итогам которого глава Минэнерго Александр Новак объявил об изменении формулы демпфирующей составляющей обратного акциза на нефть.

Демпфер должен защищать внутренний рынок топлива от колебаний цен на нефть, и при высоких ценах экспорта топлива бюджет доплачивает нефтекомпаниям часть разницы между этими ценами и условной внутренней ценой. Общий объем выплат нефтяным компаниям за этот год оценивается в 340 млрд руб.

Новость комментирует эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов:

«…Корректировка демпферной составляющей обратного акциза…» Всем понятно? Наши чиновники – большие мастера по изобретению зубодробительной терминологии. А я, наоборот, постараюсь изложить проблему простыми словами, а начну с ее возникновения.

При вступлении в ВТО Россия обязалась ограничить экспортные пошлины на нефть и газ величиной в 30% от их цены. Раньше-то нефтяные пошлины достигали и 50%; члены ВТО посчитали, что слишком дешевые нефтепродукты станут конкурентным преимуществом для нашей промышленности. Пошлины сократили, а для компенсации потерь бюджета пропорционально увеличили НДПИ.

Все бы ничего, но в рамках Таможенного союза Беларусь получала от нас 20-22 млн т/год нефти беспошлинно, при этом наш бюджет терял примерно $2 млрд ежегодно. Сумма для РФ не критичная. Однако халява развращает, Украина тому яркий пример. И 5 лет назад из недр Минфина всплыл проект налогового маневра . Он предусматривал ликвидацию экспортной пошлины на нефть, а взамен повышались НДПИ и акцизы на нефтепродукты.

Ежу ясно, что при таком «маневрировании» экспорт нефти должен рвануть к новым вершинам, и, чтобы сохранить продукт в стране, придется поднять цены на бензин и прочие нефтепродукты. Однако, ежи, увы, ни в Думе, ни в кабмине не работают, поэтому закон безмятежно приняли.

Так и случилось. В 2015 году экспорт возрос до 244,5 млн т (на 9,4%), а бензин подорожал на 8,3%. Но тут случилось падение нефтяных цен, выросла здоровенная дыра в бюджете, и ради его сохранения налоговый маневр приостановили на 3 года.

Вернулись к «маневрированию» в прошлом году. Момент был удобный: на носу были президентские выборы, и нефтяным компаниям ласково посоветовали до инаугурации цены ГСМ держать твердыми, как слово президента. До мая они крепились, а потом бензин и дизель подорожали на 7-8,5%, попутно за год на целую треть выросла цена автомобильного газа. В пожарном порядке нефтяникам уменьшили акцизы на ГСМ, это позволило на время стабилизировать цены. А к началу нынешнего года закон опять изменили, для смягчения колебаний мировых цен ввели специальный «демпфирующий» механизм и отрицательный акциз. Суть новации: при дорогой нефти бюджет доплачивает переработчикам, чтобы они не теряли доходов, а при низких ценах – акцизы взымаются.

В мире ничего подобного нет. Нет там ни отрицательной зарплаты, ни отрицательных пособий, ни отрицательных налогов. Там выплаты из бюджета называют субсидиями или дотациями. ЕС, например, тратит треть бюджета на субсидии аграриям.

Почему пришлось придумывать такую замороченную терминологию? Потому что субсидии на производство ГСМ не предусмотрены соглашением России с ВТО. А это может повлечь за собой иски и крупные штрафы. Думаю, сейчас наши заклятые «партнеры» с интересом ожидают, когда суммы субсидий достигнут солидных величин, чтобы вчинить покрупнее иск за свои виртуальные убытки.

Каковы могут быть размеры иска? При нефтяных ценах $80 за барр. и переработке 140 млн т/год сумма «отрицательных акцизов» может достигнуть 780 млрд руб. ($12,1 млрд). Это в 6 раз дороже, чем упомянутые дотации Беларуси. Но разве в деньгах счастье? Нет. Счастье в том, чтобы иметь такое правительство, которое ночами не спит, худеет от забот, четвертый раз ужом изворачивается в злополучном маневре, чтобы еще раз порадовать бизнес и нас, граждан. А мы за эти старания отблагодарим его отрицательной поддержкой.