Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Фондовый рынок: «медведи» на подходе? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Фондовый рынок: «медведи» на подходе?

23 июля 2019 investing.com
Со времен финансового кризиса 2008 года, когда S&P 500 достиг дна в 666 пунктов, индекс набрал невероятные 340% и обновил рекордные максимумы, которые мы наблюдаем сегодня.

Но столь продолжительный "бычий" рынок заставляет инвесторов задаться естественным вопросом: не близится ли конец этого цикла? Один из способов отслеживать тревожные индикаторы – ориентироваться на исторические данные. История часто ходит по кругу: знание причин, которые положили конец предыдущим циклам роста, может помочь выявить потенциальные проблемы до того, как они наступят.

Фондовый рынок: «медведи» на подходе?


В предыдущих спадах были виноваты ужесточения монетарной и фискальной политики, геополитические потрясения и пузырь на фондовом рынке. Стоит рассмотреть события минувших дней, чтобы попытаться предсказать грядущие изменения.

Ужесточение монетарной политики
Ужесточение денежно-кредитной политики как один из предвестников рецессии постоянно присутствует в анализе предыдущих разворотов рынка. Жесткая денежно-кредитная политика ограничивает потенциал роста экономики и может привести к ее замедлению.

Ужесточение политики предшествовало окончанию "бычьего" цикла в 1937, 1956, 1966, 1968, 1980 и 1990 годах. В 1980 году председатель ФРС Пол Волкер повысил ставку по федеральным фондам до 20% (самого высокого уровня за всю историю), чтобы сдержать инфляцию в 13-14%. В то время как Волкеру удалось вернуть инфляцию под контроль (к «более уместному» уровню в 7%), его действия вылились в рецессию 1981 года, а S&P 500 упал на 27% в 1980-1982 годах. Другим примером является ошибочное ужесточение денежно-кредитной политики 1966 года, за которое ответственен Уильям Макчесни Мартин. Этот шаг привел к кризису кредитования, который, в свою очередь, способствовал падению индекса S&P на 22% в 1966 году.

Ужесточение фискальной политики
Основной причиной для беспокойства в течение 20-го века было сокращение государственных расходов в 1937 и 1946 годах. Это привело к падению рынка на 60% и 30% соответственно. Слабость экономики объясняется кейнсианской моделью, которая впервые была популяризирована во время Великой депрессии. В кейнсианской экономике правительственные инвестиции в инфраструктуру были главным фактором борьбы с Великой депрессией 1929 года. Действительно, сокращение расходов правительства США в 1937 и 1946 годах стало основной причиной спада на фондовом рынке.

Геополитическая напряженность и цены на нефть
Хотя геополитические потрясения и цены на нефть, возможно, не способны в одиночку убить "бычий" рынок, они сыграли в этом свою роль. В трех разных случаях геополитическая напряженность и цены на нефть достигали пика в самый неподходящий момент. В 1973 году Организация арабских стран-экспортёров нефти приняла решение о введении нефтяного эмбарго. США уже шли по опасному пути, отказавшись от Бреттон-Вудской системы (привязывавшей доллар к золоту), что привело к безудержному росту инфляции; в сочетании со внезапным скачком цен на нефть на 39% это способствовало окончанию "бычьей" фазы рынка. То же самое можно сказать о внезапных скачках цен на нефть после нефтяного кризиса 1979 года и вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году.

Рыночный пузырь
Иногда фондовый рынок растет в отрыве от реальности, и в этом случае откат неизбежен. Именно рыночные пузыри были основными причинами разворота рынков в 1961 и 2000 годах, способствовав процессу в 1946 и 1987 годах. Эти четыре года стали четырьмя из пяти случаев между 1946 и 2000 годами, когда коэффициент P/E для S&P 500 превышал 20 (исторически сложившееся пороговое значение).

Пузырь доткомов – пожалуй, самый яркий пример того, как инвесторы вкладывали деньги без какого-либо обоснования. В 2000 году, когда интернет приобрел известность, безумный спрос привел к завышенным рыночным оценкам. Такие компании, как печально известный Pets.com, собрали десятки миллионов долларов и затем исчезли, когда стало ясно, что у них нет жизнеспособной бизнес-модели и пути к рентабельности.

И хотя он не связан с акциями, пузырь ипотечного кредитования 2007 года принадлежит к этой категории. Лопнувший пузырь спровоцировал глобальный финансовый кризис и двухлетнюю рецессию, что привело к снижению индекса S&P на 57% в период с октября 2007 года по март 2009 года.

Подведем итог
Перенесемся обратно в наш 2019 год: "бычья" фаза рынка длится уже более десяти лет, и вопрос о том, когда она закончится, вполне закономерен. Всегда существует вероятность прилета очередного «черного лебедя» (неожиданного, но закономерного события), но тенденция к снижению процентных ставок сглаживает опасения.

Теперь к финансовому аспекту: правительство США ежегодно тратит около 100 миллиардов долларов на инфраструктуру, и нет никаких оснований полагать, что государственные расходы в ближайшее время снизятся. Беспокойство вызывают геополитическая напряженность и цены на нефть; потенциальными точками конфликта могут стать Китай, Северная Корея и Иран.

С точки зрения оценки, нынешний рынок не из дешевых. Коэффициент P/E для S&P 500 составляет 22, что выше его среднего исторического значения в 15,75. Общая рыночная капитализация рынка акций в отношении к ВВП США составляет 143%, что очень близко к историческому максимуму в 148%, зафиксированному во временя пузыря доткомов.

Так куда дальше? Рынок может долго терпеть завышенные оценки, а геополитика пока не сулит нам войну. Учитывая традиционное сочетание факторов, предшествовавших развороту рынка, похоже, что пока ФРС заботится о нем, все будет хорошо. Однако как только стимулирование закончится, относительно высокие оценки могут вылиться в более чем 20-процентную коррекцию.

http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу